
Вы помните свое самое первое Причастие? Если вас приводили в храм с младенчества, тогда, конечно же, нет. Но если вы крестились в более зрелом возрасте, тогда, наверное, как и я, вспомните этот волнительный, важный и немного страшный момент.
Меня крестили в одиннадцать лет, но первый раз я причастилась, наверное, лет в двенадцать-тринадцать. Это было в деревне у бабушки. Моя подружка Катя вместе со своей бабушкой по воскресеньям рано утром ходили в храм. Катя была младше меня. Однажды она задала взрослый вопрос, крещеная ли я и была ли когда-нибудь на Причастии? Я сказала, что крещеная, а на Причастии никогда не была. «Надо, — деловито сказала Катя, — мы в следующее воскресение с бабушкой пойдем в церковь. Пошли с нами».
Ну, надо, так надо. Я спросила разрешения у дедушки с бабушкой, можно ли я с Катей и ее бабушкой пойду в воскресенье в храм? Мой дедушка был неверующий. Тогда, тридцать лет назад, храма в нашем маленьком городе, где жили мои дедушка с бабушкой, еще не было. Единственный храм находился в близлежащей деревне, до которой нужно было идти пешком. И отпускать ребенка в такую даль рано утром не пойми зачем дедушка очень не хотел. Но я его упросила. К тому же он хорошо знал Катину бабушку и вполне ей доверял.
Итак, разрешение было получено, осталось дело за малым — подготовиться к Причастию. Катя мне рассказала как это делается в ее представлении: нельзя было накануне кушать колбасу, утром вообще ничего не есть, не пить, а еще нужно на бумажке написать свои грехи, плохие дела.
— Как это — грехи? — спросила я у Кати, — а если у меня нет грехов?
— Сладкое любишь? — со знанием дела сурово спросила подружка.
— Люблю, — ответила я.
— Пиши — чревоугодие, — резюмировала Катя.
Конечно же, тогда я понятия не имела о том, как нужно готовиться ко Причастию, ничего не слышала о посте, молитве и покаянии. Собственно, моя первая детская подготовка была вот такой, как посоветовала подружка.
Я попросила дедушку разбудить меня рано-рано утром в воскресенье. Было прохладно, несмотря на лето. Одеть требовалось юбку, а у меня, как назло, с собой не оказалось колготок. В штанах было бы теплее. Мы встретились с подружкой, ее бабушкой и пошли в деревню. Путь неблизкий. Очень хорошо помню, как же у меня замерзли коленки!
Наконец, мы пришли в храм. Я замерзла и очень устала. Из всего дальнейшего помню только долгое, очень долгое ожидание. В нужный момент Катя подтолкнула меня к батюшке, которому я робко протянула бумажку со своим чревоугодием. Батюшка прочитал, что-то меня спросил, я ответила... Было очень страшно. Потом меня покрыли чем-то с головой и отпустили.
Сам момент принятия Тела и Крови Христовой я не помню. Но уже тогда я почувствовала, что есть Кто-то, Кто позаботится обо мне и защитит. Тот, Кому ты нужна, к Кому так спонтанно пришла сегодня в гости.
Когда мы вернулись домой, я так устала и испереживалась, что сразу же уснула и проспала почти четырнадцать часов! Мой бедный дедушка! Он не знал, что и подумать.
А мне приснился сон. Мне вообще часто снились сны, хорошие и не очень. Хорошие я любила, тех, что «не очень», боялась. Как правило, это были страшные сны о том, как за мной кто-то гонится, злой и жестокий. Одолеть его было невозможно. Избавиться от этого сна и спастись получалось, если со всей силы напрячься и расцепить глаза. Тогда с первым лучиком света дурной сон пропадал.
Вот и в этот раз, после первого Причастия, мне приснилось, как за мной опять кто-то гонится. Я добегаю до обрыва, над которым растет большое дерево. Собираюсь с силами и прыгаю, повиснув на этом дереве. А этот кто-то плохой вдруг тоже прыгает, чтобы схватить меня и чтобы мы вместе рухнули в пропасть. Но тут я группируюсь, и как только он прыгает, отталкиваю его ногами. Он падает в пропасть. А я просыпаюсь, первый раз одержав победу над злом.
Свое первое Причастие, такое трудное, непростое и не радостное, я помню, потому что тогда, наверное, первый раз ощутила свою силу в противостоянии злу, пусть и выдуманному. Благодать Божия победила мой страх. Я поняла, что зла не нужно бояться, что добро всегда сильнее. И источник этого добра — тот самый Кто-то, к Кому я ходила в гости в Храм, Господь.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер