
1 Тим., 285 зач., IV, 9-15.
9 Слово сие верно и всякого принятия достойно.
10 Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.
11 Проповедуй сие и учи.
12 Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.
13 Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.
14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.
15 О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Тимофей, которому адресовано только что прозвучавшее послание, был учеником апостола Павла. В довольно молодом возрасте он оказался руководителем большой христианской общины в городе Ефес. Здесь у него возникли определенные трудности, которые были связаны с его молодым возрастом. Предположительно, ему было до сорока лет. Согласитесь, что, когда речь идет об управлении, а также духовном окормлении, окружающие хотят, чтобы начальник имел богатый жизненный опыт. Молодость в этом случае вызывает подозрение, недоверие, а порой и неприязнь. Одних слов всегда будет мало. Поэтому апостол и призывает Тимофея, в котором он, безусловно, видел огромный потенциал, к тому, чтобы тот подкреплял свои слова о Христе христианской жизнью. От него требуется развить в себе несколько важных качеств.
Во-первых, его поступки должны совершаться с любовью. Греческое слова агапе подразумевает совершенно особый вид любви. Это не естественное, инстинктивное чувство, которое мы испытваем, например, к своим родителям, детям или любимым. Любовь христианина зависит в первую очередь от воли человека. Такая любовь сознательно воспитывается и действует по отношению к окружающим независимо от того, как они себя с нами ведут. Иными словами, это забота о подопечных вопреки их возможной неприязни и не дружелюбности по отношению к нам.
Во-вторых, его поведение должно быть основано на вере в Бога. Для Священного Писания чужда идея веры как интеллектуальной активности. Вера — это не просто признание того факта, что Бог существует. Для Библии вера — это всегда верность тем правилам жизни, которые установил Господь, даже несмотря на то, что мы не до конца понимаем значение всего того, что с нами происходит. Это все равно, что верность простого солдата приказу командира, который не обязан посвящать своего подопечного во все планы командования. Причем зачастую верность вопреки собственной безопасности.
В-третьих, апостол Павел призывает Тимофея хранить чистоту. Жизнь простого христианина должна быть непорочна. Вдвойне непорочна должна быть жизнь того, кто стоит во главе общины. Только так люди смогут проникнуться к нему уважением, пойти за ним и стараться подражать ему.
Наконец, апостол Павел призывает Тимофея развивать не только душевные свойства, но также совершенствоваться интеллектуально. Служение христианина — это ко всему служение разумное. Он должен уметь четко понимать во что он верит и почему. Только в том случае, если в его голове будет прозрачность, он сможет объяснить окружающим основы своей веры.
Во всем этом Тимофей должен преуспевать, поскольку в зачаточном состоянии эти таланты даны ему в таинстве священства. Ему следует только применить усилие. По этой причине все эти слова обращены и к нам, простым христианам. Ведь все мы также, как говорит апостол Петр, являемся «царственным священством». Также в таинстве Крещения мы получаем семена будущих добродетелей. Цель нашей христианской жизни и заключается в том, что развить их и стать теми, через кого окружающие нас люди смогут почувствовать присутствие в этом мире самого Христа.
Псалом 103. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как воля всемогущего Бога соотносится со свободой человека? Ответ на этот вопрос звучит в 103-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 103.
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечён славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут воды,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
18 высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Всё соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
28 Даёшь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом;
29 скроешь лицо Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Один известный учёный как-то сказал: не понимаю, как можно верить в Бога в XXI веке. Очевидно, подразумевалось, что наши знания о происходящем в природе стали настолько очевидными, что для Бога как будто бы не осталось никакого места. Не знаю, читал ли он когда-нибудь 103 псалом, который мы услышали сегодня, но подозреваю, что его текст стал бы для него классическим примером веры древнего человека, в том виде в каком эту веру понимают современные люди. И действительно, если Давид говорит, что Бог наполняет водой горы с высот, выращивает траву для скота и зелень для человека, чтобы тот мог произвести себе пищу, то с точки зрения современного человека, знающего физическую и биологическую основу всех этих процессов, буквальное понимание этих слов может показаться просто сказочным или даже нелепым. Но, во-первых, не стоит думать, что человек древности никогда не поливал растений, которые посадил, и не понимал, что они растут благодаря его усилиям, но изначально благодаря воле Божией. Во-вторых, при таком подходе не назовём ли мы нелепыми слова человека, который, обращаясь к своим родителям, говорит, что благодаря им он живёт, общается и работает. Он, конечно, знает, что уже много лет делает это благодаря собственным усилиям, но изначально он делает всё вообще именно благодаря им.
Сто третий псалом не случайно называется псалмом о сотворении мира, ведь из него ясно, что Творец создал не только материю, но и законы, по которым она существует. На своём уровне Давид был прекрасно знаком с тем, как устроен мир, и знал, что многое в жизни человека зависит от него самого, и всё же царь и пророк не сомневался, что всё происходящее подчиняется благой воле Творца.
Или не всё? И это одна из самых поразительных черт текста, который мы услышали. Потому что в конце мы слышим, как на фоне послушных Богу галактик и морских бездн, возникают какие-то грешники и те, кто нарушает Божий закон. Кто они вообще такие по сравнению со вселенной? Пустое место, ведь даже Земля предстаёт песчинкой по сравнению с некоторыми звёздами. И всё же эти звёзды, как и всё во вселенной, следуют тем законам, которые в них вложены, и только человеку дана свобода выбирать. Большая часть наших действий так же имеет биологическую основу и в этом нет ничего удивительного. Однако отказаться от Бога или славословить Его — зависит только от нас. И во всей вселенной нет более важных решений.
Псалом 103. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 103. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 103. На струнах Псалтири
1 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
4 Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий.
5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
7 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
10 Ты послал источники в долины: между горами текут [воды],
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
14 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
16 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту,
18 высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам.
19 Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад.
20 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
25 Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
27 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
28 Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом;
29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли.
31 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
33 Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Путь к вере. Галкина Виктория

Когда я познакомилась с будущим мужем, Арсением, он был не крещёным. Существование Бога не отрицал, но и верующим не был. Я переживала по этому поводу, ведь так хотелось молиться вместе, разделять радость воскресного дня, поститься, ходить на службы. Я даже в записках не могла его упоминать, это особенно печалило. Тётя Арсения долгое время пыталась привести его в церковь, показать, как светла жизнь со Христом, однако, все безуспешно.
Шло время, я по-прежнему ходила в храм, читала утренние и вечерние правила, преподавала в Воскресной школе и постепенно стала замечать интерес Арсения к вере. Он начал задавать вопросы о Боге, пытаясь понять суть. Затем я заметила, что, когда мы сталкивались с какими-либо жизненными трудностями, Арсений, сосредоточившись что-то шептал.
Мне стало интересно, захотелось узнать, что именно он говорил. Решила спросить:
— Что ты шепчешь все время?
— Прошу у Бога помощи — ответил он.
Я удивилась, потому что и не думала, что Арсений молится. Разговоров на тему веры становилось больше, в какой-то момент, я поняла, что не могу грамотно отвечать на вопросы жениха, да и вообще, это — очень большая ответственность, поэтому решила позвонить своему духовнику.
Батюшка выслушал меня и предложил нам встретиться втроем на территории монастыря, чтобы обсудить все волнующие вопросы.
Так и случилось. Мы проговорили несколько часов, а после батюшка с Арсением беседовали наедине. Я переживала, ведь не знала, как сложатся события дальше, но искренне молилась о том, чтобы Сеня принял решение креститься.
После беседы Арсений вышел задумчивый. Молчал еще полчаса. А потом сказал:
— Поженимся, и я крещусь.
Я была на седьмом небе от счастья! «Господи, спасибо тебе!».
Спустя месяц мы поженились, а через 2 недели Арсений, как и обещал, крестился. Батюшка благословил меня присутствовать на таинстве и даже дал возможность спеть некоторые молитвы. Этот день стал для нас особенным, настоящим праздником. Как сейчас помню Арсения в белых одеждах, улыбающегося и показывающего мне свой нательный крест.
— Ну вот, теперь мы вместе будем молиться Господу — улыбаясь, говорил он.
— Да, я очень счастлива, что теперь мы вместе веруем в Бога, вместе идем по этому сложному пути ко спасению — отвечала я.
Вот так, чудесным образом, мой муж пришел ко Христу. Пускай не сразу, но осознанно. Позже я спросила, почему он решил креститься, что сподвигло к этому серьезному шагу? Он объяснил так:
— Каждый раз, когда я о чем-то просил Бога, получал ответ или помощь. Сомнений не осталось. Я понял, что хочу жить с Господом. Но не только просить Его, а научиться благодарить.
В какой-то момент пообещал Богу, что, когда женюсь на тебе, сразу крещусь. Потому что мое спасение началось с тебя. Я осознал, как слепо жил все эти годы, как постепенно растлевал себя. Ты напомнила мне, что есть душа. И душа моя устремилась к Спасителю, захотелось славить Его и воспевать.
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение