
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В начале шестнадцатого века Европу охватила протестантская революция. Ее вожди требовали реформировать Католическую церковь — убрать из нее всё то, что они считали лишним. Такое стремление к кардинальной реформе позволило впоследствии назвать протестантскую революцию — Реформацией. Прошло уже более 500 лет, но имена участников тех событий по-прежнему хорошо известны людям. В первую очередь вспоминают обычно Мартина Лютера или Жана Кальвина. Имя иного реформатора Ульриха Цвингли при этом остается в тени. Хотя для своих современников он сыграл роль не менее важную (или скорее роковую), чем его коллеги по реформаторскому цеху. Цвингли вошел в историю не только как богослов и религиозный деятель, но и как самый настоящий тролль. Конечно, не в сказочном, а в поведенческом смысле. Окончательно утвердившись в желании изменить традиции и обычаи католицизма, Цвингли вместе со своими сторонниками устроили провокационную акцию. Великим постом 1522 года они прилюдно стали есть мясные колбаски, демонстрируя этим идею — пост, как и прочие практики воздержания, христианину не нужны. Сами понимаете, такое поведение вызвало бурю негодования. Общество разделилось на две части — одни были против Цвингли, другие — его поддерживали. Что на этот счет можем сказать мы? С ответом нам поможет сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к христианам Коринфа. Коринфская община была крайне неоднородной — состояла из людей разных культур и национальностей. Некоторые из местных христиан в прошлом исповедовали иудаизм и продолжали воздерживаться от свинины и вообще еды, приготовленной язычниками. Другие же (христиане из язычников) чувствовали себя в отношении пищи значительно свободнее. Они могли не только есть некошерную блюда, но даже покупать на рынке продукты, посвященные языческим богам. Они понимали — идолы просто статуи. Обряды в их честь — пустышки. В какой-то момент различное отношение к еде стала для коринфских христиан основанием для конфликта. Примирил стороны апостол Павел. Он предельно ясно объяснил, каким же должно быть христианское отношение к пище. Еда как таковая для веры не имеет никакого значения. Богу, по большому счету, безразлично что мы едим. Но Ему не безразлично, как мы едим и почему едим или, наоборот, не едим. Если мы воздерживаемся от пищи (в особенности, любимой) ради любви к Богу, чтобы внутренне укрепиться, преодолеть себя и приблизиться к Господу, то Он обязательно примет наш подвиг. Если же это просто веганство, или мы испытываем презрение к ряду продуктов, никакой духовной пользы такое воздержание нам не принесёт. Христианин призван быть свободным — в том числе и от власти еды. В этом и состоит смысл поста. Но такая свобода не должна смущать иных. Быть для них соблазном. Если кто-то уже достиг духовного совершенства, это не означает, что подобное случилось с остальными. Они могут не понять поступков более совершенных братьев, сделать неправильный вывод. Потому-то апостол и восклицает — «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». И такое отношение предельно четко отличает Павла от упомянутого в начале нашего разговора реформатора Ульриха Цвингли.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема