
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 142 зач., IX, 13-18.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо восстановить более широкий контекст повествования. Дело в том, что христиане города Коринф утверждали, что могут есть мясо, которое было пожертвовано идолам. Так называемое идоложертвенное. Они утверждали, что могут делать это на основании своей духовной зрелости. Ведь все в мире сотворено Богом, в том числе и пища. А, следовательно, для человека нет ничего нечистого. И это действительно так. Ведь и сам апостол Павел не раз в своих посланиях высказывал идею, что идол в мире есть ничто. То есть ничто не может стать преградой между человеком и Богом. Никто не может препятствовать Творцу давать блага своим любимым детям. Перекрести и ешь смело. Все это так. Но коринфяне при этом не учитывали, что в общине есть души еще духовно не окрепшие. Люди, которых подобное отношение к идоложертвенному может смутить. Ведь они и сами недавно были язычниками. И для них факт употребления в пищу еды, посвященной божкам, вызывает слишком много негативных ассоциаций и воспоминаний. Они могут расценивать это как предательство и даже отречение от веры. Поэтому апостол и просит коринфян не вкушать идоложертвенное ради совести менее свободных в своем христианстве собратий.
Чтобы убедить их конкретным примером, он перечисляет те привилегии, которыми должен был бы пользоваться сам, как проповедник. Издревле, уже в иудейской среде, существовала традиция, согласно которой община поддерживает священника материально. Это и означают слова «священнодействующие питаются от святилища», «служащие жертвеннику берут долю от жертвенника», «проповедующие Евангелие живут от благовествования». Однако апостол Павел ничем этим не пользовался. Мы знаем, что он шил палатки и таким образом зарабатывал на пропитание. По его собственным словам, он делал это для того, чтобы не вызвать недовольство у немощных членов христианской общины. То есть утех, которые еще не вполне понимают уклада жизни церкви, а также всех сложностей и опасностей священнического служения. Иными словами, ради спокойствия их совести, ради мира апостол терпеливо переносил дополнительные трудности и неудобства. Хотя вполне мог воспользоваться своим правом и кормится из казны общины.
Замечательный пример для каждого из нас. Никогда, ни в одном обществе крепкий мир не возникает благодаря юридическому договору. Когда каждый начинает заявлять о своих правах. Мир и благоденствие между людьми зарождаются в тот момент, когда человек начинает отказываться от своего в пользу другого. Со всяческим вниманием снисходить к особенностям и немощам тех, кто его окружает. Покрывать своих ближних милостью и любовью. Не пользуясь, по словам апостола, вверенной ему властью.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема