1 Кор., 130 зач., IV, 5-8.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
В сегодняшнем чтении апостол Павел продолжает увещевать коринфян, которые, по всей видимости, были людьми довольно самоуверенными. Он призывает их, чтобы они не сравнивали проповедников и не судили о них преждевременно. Читая слова апостола только и остается, что поражаться актуальности того, что он говорит, ведь в течение всей истории Церкви постоянно возникали споры о том, чему и как надо учить.
О чем же говорит и к чему призывает апостол?
Он призывает не судить их как проповедников, потому что оценка человека не должна складываться из оценки внешней стороны его поступков. У каждого поступающего тем или иным образом есть своя внутренняя логика, внешним не всегда известная. Выбирая путь человек обычно стремится к добру, хотя не всегда этого добра достигает. Иногда нам кажется, что причина поступка другого человек очевидна, хотя на деле она может быть совершенно другой, неслучайно в народе говорят «чужая душа потемки». Он может быть неправ, может ошибаться, но он действует в своих обстоятельствах, ориентируется на свое воспитание и образование, на свое понимание верного пути… Не зная всего этого, судить справедливо невозможно.
В отличие от людей, Бог знает все и поэтому правда откроется, когда Он придет, чтобы осветить сокрытое во мраке чужой души. В тот день откроются сердечные помышления и каждому Бог воздаст похвалу, в той мере, в которой он этого заслуживает.
Кажется, что весь контекст говорит лишь об оценке апостолов и учителей, но в итоге церковная традиция зачастую понимала эти слова в самом широком смысле, полагая, что судить нельзя никого.
Здесь может возникнуть вопрос, как же быть с явными грехами и грешниками? Но ответ довольно очевиден. Говоря, что блуд или идолопоклонство является грехом, что отрицание божества или человечества во Христе являются ересью, Церковь подчеркивает, что путь греха и искажение веры — это путь к погибели, и избрав его спастись невозможно. В определенных обстоятельствах Церковь деже может указать на конкретных людей избравших ошибочный путь. Однако, говоря все это, она никогда не берет на себя последнего суда, который принадлежит только Богу.
Как часто мы хорошо помним, что такое грех или в чем заключаются те или иные богословские ошибки, но о призыве апостола не судить, забываем. Мы, конечно, должны заботиться о соблюдении заповедей и о хранении веры, но в первую очередь в лице самих себя, о чем говорит Спаситель в Нагорной проповеди и чему вторит апостол призывая христиан не превозноситься друг перед другом. Получив одну веру и крестившись одним крещением, все мы получаем благодатные дары и развиваем то, что даровал нам Бог, и чем меньше в этом будет амбиций и желания соперничать, тем больше будет присутствия Божьего, всех обогащающего Своей любовью.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.