
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач., IV, 5-8.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

В сегодняшнем чтении апостол Павел продолжает увещевать коринфян, которые, по всей видимости, были людьми довольно самоуверенными. Он призывает их, чтобы они не сравнивали проповедников и не судили о них преждевременно. Читая слова апостола только и остается, что поражаться актуальности того, что он говорит, ведь в течение всей истории Церкви постоянно возникали споры о том, чему и как надо учить.
О чем же говорит и к чему призывает апостол?
Он призывает не судить их как проповедников, потому что оценка человека не должна складываться из оценки внешней стороны его поступков. У каждого поступающего тем или иным образом есть своя внутренняя логика, внешним не всегда известная. Выбирая путь человек обычно стремится к добру, хотя не всегда этого добра достигает. Иногда нам кажется, что причина поступка другого человек очевидна, хотя на деле она может быть совершенно другой, неслучайно в народе говорят «чужая душа потемки». Он может быть неправ, может ошибаться, но он действует в своих обстоятельствах, ориентируется на свое воспитание и образование, на свое понимание верного пути… Не зная всего этого, судить справедливо невозможно.
В отличие от людей, Бог знает все и поэтому правда откроется, когда Он придет, чтобы осветить сокрытое во мраке чужой души. В тот день откроются сердечные помышления и каждому Бог воздаст похвалу, в той мере, в которой он этого заслуживает.
Кажется, что весь контекст говорит лишь об оценке апостолов и учителей, но в итоге церковная традиция зачастую понимала эти слова в самом широком смысле, полагая, что судить нельзя никого.
Здесь может возникнуть вопрос, как же быть с явными грехами и грешниками? Но ответ довольно очевиден. Говоря, что блуд или идолопоклонство является грехом, что отрицание божества или человечества во Христе являются ересью, Церковь подчеркивает, что путь греха и искажение веры — это путь к погибели, и избрав его спастись невозможно. В определенных обстоятельствах Церковь деже может указать на конкретных людей избравших ошибочный путь. Однако, говоря все это, она никогда не берет на себя последнего суда, который принадлежит только Богу.
Как часто мы хорошо помним, что такое грех или в чем заключаются те или иные богословские ошибки, но о призыве апостола не судить, забываем. Мы, конечно, должны заботиться о соблюдении заповедей и о хранении веры, но в первую очередь в лице самих себя, о чем говорит Спаситель в Нагорной проповеди и чему вторит апостол призывая христиан не превозноситься друг перед другом. Получив одну веру и крестившись одним крещением, все мы получаем благодатные дары и развиваем то, что даровал нам Бог, и чем меньше в этом будет амбиций и желания соперничать, тем больше будет присутствия Божьего, всех обогащающего Своей любовью.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.