
Апостол Павел. Мозаика
1 Кор., 132 зач., IV, 17 — V, 5.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 Ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Грех кровосмешения, или инцест, считался не только в иудейской религиозной традиции, но и в римском обществе, отвратительным грехом и преступлением. То, что в общине христиан Коринфа не только появился такой блудник, но и это было воспринято без всякого смущения — и стало причиной крайнего возмущения апостола. Более того: апостол говорит о гордости такой ситуацией — если смотреть греческий текст, буквально «вы надулись, раздулись» от такой ненормальной ситуации. Как же могло так получиться, что противозаконная, откровенно греховная ситуация послужила поводом для превозношения?
В Книге Притчей Соломона есть такие слова: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притчи, 16:18). Христиане Коринфа были настолько высокого мнения о своей исключительности, что даже откровенно греховная ситуация не смогла послужить их вразумлению. В духовно здоровой общине появление кровосмешения тотчас повлекло бы за собой решительные действия, чтобы зараза греха не распространилась на здоровых. Но коринфянам — как и раньше, — всё кажется в полном порядке, даже при наличии явного беззакония. Но как это могло произойти?
Любой гордец живёт не в реальном мире, а в своих собственных представлениях — и то, что не вписывается в его идеальную картину, не замечается им и вытесняется за поле сознания. Если что-то совсем вытеснить невозможно, подключаются другие психологические способы защиты — например, рационализация. Наш ум обладает удивительной способностью объяснить необъяснимое и свести несводимое воедино — но только при наличии большого желания. Наверное, каждый из нас мог иногда замечать за собой, как может лукаво подключаться ум, чтобы оправдать нас или объяснить причины крайне неприглядного поступка.
Как же можно избежать этой «рационализации греха»? Для этого есть несколько простых правил. Во-первых, не слишком доверять собственным рациональным аргументам и всегда помнить об их «подкупности». В зависимости от того, откуда придёт более сильный «импульс» из глубины души — того и будет обслуживать наше «рацио».
Во-вторых, чаще проверять наш внутренний «камертон порядочности» — совесть. Это хорошо происходит на исповеди, на молитве, при участии в богослужении. Наш духовный орган — сердце — со-настраивается стихии церковного служения Богу — и тогда его гораздо сложнее заморочить даже самыми кажущимися правильными «рационализмами».
И, конечно же, третье — почаще заглядывать в Священное Писание, где на многие вопросы, кажущимися неразрешимыми, мы получаем простой и ясный ответ!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема