Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

Глава 10.

23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.

24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;

26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.

27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Все мы сотворены свободными. Конечно, есть те вещи, которые нас так или иначе определяют, а зачастую и довлеют над нами — это наше воспитание, образование, прочитанные книги, язык, на котором мы думаем и говорим, семейные традиции, социальный статус и многое другое. Но тем не менее мы свободны, мы способны отличать доброе от злого, и у нас есть данная Богом сила, позволяющая выбирать добро и благо.

Проблема же состоит в том, что зачастую довольно непросто отличить доброе от злого, благое от вредного. К вопросу различения первого и второго можно подходить с разных позиций. Можно, к примеру, решить, что благо состоит в материальном обеспечении своей семьи, следовательно, всё то, что способствует этому процессу, — хорошо, а всё противоположное — плохо. А можно решить, что высшее благо — это собственное здоровье, как телесное, так и душевное, и подчинить свою жизнь стремлению к этому благу. Вариантов понимания блага может быть очень много, по сути дела, все наши межличностные конфликты имеют своей основой столкновения различных пониманий благ. Очевидно, что любая этическая система, в основе которой лежит понимание блага как чего-то сугубо личного, ведёт к весьма печальным, а иногда и трагическим последствиям, следовательно, такие этические системы противоречат Христовой заповеди о любви к Богу и ближним.

Апостолу Павлу была прекрасно знакома проблема человеческих конфликтов, и вполне естественно, что он не мог пройти мимо неё и не предложить своего решения вопроса. Вместе с возвещением христианской свободы — «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» — апостол даёт определение и тому благу, стремление к которому исключает возможность большинства межличностных конфликтов, свою мысль апостол Павел выразил в таких словах: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».

Для примера апостол привёл простую бытовую ситуацию: поход в гости к нехристианам, которые совершенно не думают о том, какую пищу позволительно есть христианам. Во времена апостола Павла позволительной была любая не идоложертвенная пища, но язычники могли об этом не знать или же не обращать внимания на эту сторону вопроса, а потому предложить в качестве угощения нечто идоложертвенное, апостол призывает не вдаваться в исследование происхождения того или иного блюда, и есть всё предложенное: «Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Павел не призывал своих духовных чад из Коринфа использовать эту ситуацию для проповеди, по его мнению, проповедь в таких условиях невозможна по той причине, что она неприятным образом затронет совесть и проповедника, и его слушателей, ведь пригласившие к себе христианина язычники постарались устроить всё самым лучшим образом, они попросту не знали о христианском отношении к идоложертвенной пище, и в этом нет их вины, а потому благом будет поступить так, чтобы никоим образом не уязвить совесть потрудившегося ради угощения гостя человека.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем