
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все мы сотворены свободными. Конечно, есть те вещи, которые нас так или иначе определяют, а зачастую и довлеют над нами — это наше воспитание, образование, прочитанные книги, язык, на котором мы думаем и говорим, семейные традиции, социальный статус и многое другое. Но тем не менее мы свободны, мы способны отличать доброе от злого, и у нас есть данная Богом сила, позволяющая выбирать добро и благо.
Проблема же состоит в том, что зачастую довольно непросто отличить доброе от злого, благое от вредного. К вопросу различения первого и второго можно подходить с разных позиций. Можно, к примеру, решить, что благо состоит в материальном обеспечении своей семьи, следовательно, всё то, что способствует этому процессу, — хорошо, а всё противоположное — плохо. А можно решить, что высшее благо — это собственное здоровье, как телесное, так и душевное, и подчинить свою жизнь стремлению к этому благу. Вариантов понимания блага может быть очень много, по сути дела, все наши межличностные конфликты имеют своей основой столкновения различных пониманий благ. Очевидно, что любая этическая система, в основе которой лежит понимание блага как чего-то сугубо личного, ведёт к весьма печальным, а иногда и трагическим последствиям, следовательно, такие этические системы противоречат Христовой заповеди о любви к Богу и ближним.
Апостолу Павлу была прекрасно знакома проблема человеческих конфликтов, и вполне естественно, что он не мог пройти мимо неё и не предложить своего решения вопроса. Вместе с возвещением христианской свободы — «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» — апостол даёт определение и тому благу, стремление к которому исключает возможность большинства межличностных конфликтов, свою мысль апостол Павел выразил в таких словах: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Для примера апостол привёл простую бытовую ситуацию: поход в гости к нехристианам, которые совершенно не думают о том, какую пищу позволительно есть христианам. Во времена апостола Павла позволительной была любая не идоложертвенная пища, но язычники могли об этом не знать или же не обращать внимания на эту сторону вопроса, а потому предложить в качестве угощения нечто идоложертвенное, апостол призывает не вдаваться в исследование происхождения того или иного блюда, и есть всё предложенное: «Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Павел не призывал своих духовных чад из Коринфа использовать эту ситуацию для проповеди, по его мнению, проповедь в таких условиях невозможна по той причине, что она неприятным образом затронет совесть и проповедника, и его слушателей, ведь пригласившие к себе христианина язычники постарались устроить всё самым лучшим образом, они попросту не знали о христианском отношении к идоложертвенной пище, и в этом нет их вины, а потому благом будет поступить так, чтобы никоим образом не уязвить совесть потрудившегося ради угощения гостя человека.
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О святых и святынях Казанской земли

Сегодня 17 октября. Собор Казанских святых.
О святых и святынях Казанской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В Соборе Казанских святых мы видим множество угодников Божиих, которые самым решительным образом повлияли на православие в России. Это и святители Гурий, Варсонофий, это и святейший Патриарх Ермоген, который обрёл Казанскую икону Божией Матери и который, став патриархом, рассылал письма, воодушевляя русский народ на сопротивление польской интервенции.
В Соборе святых Казанской земли — множество новомучеников и исповедников Церкви Христовой XX века. И во главе новомучеников также стоит выдающийся митрополит Кирилл Смирнов, который по завещанию Патриарха Тихона был первым в списке местоблюстителей патриаршего престола. И только арест митрополита Кирилла воспрепятствовал тому, чтобы он занял пост местоблюстителя и впоследствии был бы избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Взирая на сонм казанских святых, озаряемых Казанской иконой Божией Матери, будем молиться всем им — и древним святым, и современным, чтобы они уберегли нас от суеверий и расколов, от неверия и хулы, и чтобы по нашей молитве и по нашей вере все они, как только мы к ним обратимся, по слову преподобного Амвросия Оптинского, положили за нас поклон у престола Царя Небесного, если мы с верой обратимся к ним.
Все выпуски программы Актуальная тема