
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 151 зач., XII, 7-11.
Глава 12.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с удивительных слов апостола: «каждому даётся проявление Духа на пользу». Обратившись к контексту, мы понимаем, что апостол пишет коринфской общине и говорит о дарах Святого Духа, которые проявляются через верующих во Христа. Когда-то Святой Дух сошёл на апостолов в день Пятидесятницы, потом сходил при возложении рук на их учеников, и сегодня подаётся каждому верующему в таинстве миропомазания. На первый взгляд всё просто, пока мы не задумываемся о собственном месте в этом повествовании, о том, как оно относится к нам лично.
При таком вдумчивом подходе мы можем споткнуться уже о первое слово и задуматься, что значит каждому? Формально всё понятно, если ты миропомазан, а миропомазаны все люди, которые были крещены священником, значит, и тебе дано проявление Духа. Но разве мы не привыкли делить людей на тех, в ком есть благодать и тех, в ком её нет или она не проявляется? Привыкли, конечно. От самых разных людей в церкви можно услышать подобные выражения. Апостол же говорит нечто совершенно противоположное. Он знает, что у людей в Церкви есть разные служения, но они оказываются проявлением одного и того же Духа, который дан всем и дан на пользу. Причём греческое выражение, которое переведено как «на пользу», имеет значение всеобщности, то есть речь идёт о проявлениях Духа на благо всем членам общины. Дух Святой — не волшебный помощник из сказки, который приносит пользу хозяину, Он как Бог присутствует в верующих Своей благодатью и это присутствие проявляется в разных служениях, которые совершаются для пользы всей общины. И каждый человек, ставший в своё время учеником Христа, может задуматься о себе лично: что слова апостола значат для меня? Это ещё одно обязательство на мою шею или повод к надежде? Кто я в Церкви? Только потребитель чьих-то усилий или у меня есть в ней собственное место, и я участвую в её жизни? Надо сказать, что во все времена встречался и тот и другой подход. Одни приходили ко Христу и ждали от Него, что Он нечто им сделает, подаст, устроит... Другие приходили, потому что чувствовали, что они нужны, понимали, что обретают в этом смысл жизни. Кажется, людей можно было бы разделить на потребителей и жертвенных, но эти качества есть в каждом из нас, просто в большей или меньшей степени. Прекрасно это понимая, апостол не вносит в общину никаких разделений. Для кого-то слова о проявлениях Духа выглядят как поручение, для кого-то как возможность... Одного они пугают ответственностью, а в другого вселяют надежду, но главное в том, что они призывают нас задуматься, как и для чего мы живём в Церкви.
Наконец, для апостола важно, что Дух, присутствие Которого проявляется в нас по-разному, действует по Своему усмотрению, как Ему угодно. Бог знает нас и посылает нам те дары, которые раскроются в нас наилучшим образом. Мы же со своей стороны призваны проявить смирение перед Ним, ведь именно в принятии от Бога Его даров, в осуществлении призвания, которое Он посылает, для нас заключается цель христианской жизни.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема