
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 134 зач., V, 9 — VI, 11.
Глава 5.
9 Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Глава 6.
1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
8 Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Дурное сообщество развращает добрые нравы», — говорит известная поговорка. Именно об этом предупреждает апостол Павел христиан общины города Коринф. Причём в первую очередь речь идёт не об общении с язычниками, но со своими же собратьями, которые, называя себя христианами, продолжают проводить порочный образ жизни. О каких пороках идёт речь?
Во-первых, это блуд. Плотская необузданность низводит человека до состояния животного, которое во всех своих поступках руководствуется исключительно инстинктами. Тот, кто подвержен этому недугу, рассматривает окружающих всего лишь как средство для удовлетворения своей похоти. Поэтому блудная одержимость разрушает не только самого одержимого. Если подобный человек является членом церковной общины, она разрушает те духовные связи, которые должны существовать в Церкви.
Во-вторых, речь идёт о лихоимстве и хищничестве. Это касается тех, кто одержим желанием обогатиться. В самом стремлении улучшить своё материальное состояние нет ничего плохого. Проблемы начинаются, когда человек ставит своё материальное благосостояние на первое место и подчиняет достижению этой цели все свои силы. Такой служит не Христу, а мамоне. В его глазах загорается алчность, когда он видит что-то привлекательное. Он больше не способен давать другим, рефлекторно он всё тащит себе в карман. Окружающие становятся для него скорее объектом эксплуатации, нежели собратьями во Христе.
Наконец, апостол говорит о грехе идолослужения. Речь идёт о людях, которые погрязли в суевериях. Для древнего мира это было особенно актуально. Амулеты, талисманы, астрологи, гадалки, колдуны и маги разных мастей пользовались огромной популярностью в языческом обществе. По инерции прошлой жизни некоторые из христиан при их помощи пытались получить некое тайное знание, которое мгновенно решит всякие проблемы. То есть полагались на того, кто враждебен Богу, и таким образом сами отдавали свою жизнь и судьбу в руки тёмным силам.
Апостол Павел неслучайно упоминает именно об этих трёх пороках. Именно эти три страсти лежат в основе любой греховной одержимости и образуют фундамент жизни безбожника. Апостол Иоанн Богослов определяет его так: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Примечательно, что именно подобным трояким способом лукавый соблазнил первого человека, когда предлагал ему съесть запретный плод. Библия рассказывает: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что оно приятно для глаз и вожделенно (похоть очей, алчность), и что оно даёт знание (гордость житейская)» (Быт. 3:6а). Именно так искушает сатана и Христа на горе искушений: он предлагает Ему обратить камни в хлебы (похоть плоти), соблазняет, показывая великолепие всех царств мира (похоть очей), и провоцирует проявить Свою Божественность, прыгнув с крыла Храма (гордость житейская) (см. Мф. 4:1-11; Лк. 4:1-13). Все остальные пороки — лишь производные этих трёх главных страстей.
Поэтому неудивительно, что апостол призывает избегать людей, преданных подобным страстям, до тех пор, пока они кардинально не изменят своё поведение. Если же этого не происходит, он призывает отлучать их от церковного общения. А потому дай же нам, Господи, хранить себя в чистоте от этих соблазнов. А если по какой-то причине мы упадём, споткнувшись о них, помоги нам подняться и продолжить свой путь, чтобы впредь оставаться верными чадами Твоей Церкви и нашего Небесного Отца.
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим работу службы «Милосердие Омск», без неё сотни семей останутся без помощи
В православной службе помощи «Милосердие Омск», которая организована омской епархией, каждый день начинается с заботы: о многодетных и неполных семьях, беженцах, одиноких пенсионерах и всех, кто находится в непростой ситуации. Тысячи людей получают в гуманитарном центре одежду, еду и моральную поддержку. Трудно поверить, но в основном вся работа службы лежит на плечах единственного здесь социального работника — Виктории Непомнящих.
Антонина — одна из её подопечных. Она инвалид по зрению. После смерти супруга сама воспитывает троих детей. «Мы всегда как-то справлялись сами, но стало невмоготу. То бытовая техника выйдет из строя, то ещё что-нибудь. Но ведь кроме этого нужно платить за аренду квартиры, покупать продукты и вещи», — рассказывает Антонина. В момент кризиса женщина обратилась в службу помощи «Милосердие Омск». Теперь семья регулярно получает продуктовый набор и необходимую одежду.
«Таких семей на попечении службы много, и мы помогаем им всем, чем можем», — говорит Виктория. В ответ на такую заботу подопечные тоже стремятся участвовать в общем добром деле. Ведь работы в гуманитарном центре всегда хватает. Они фасуют продуктовые наборы, сортируют и приводят в порядок одежду, которую передали дарители.
Социальный работник службы помощи «Милосердие Омск» Виктория Непомнящих ежедневно в одиночку координирует работу склада и горячей линии. И без такого сотрудника этот хрупкий механизм доброты может остановиться. А средств на оплату её труда у службы не хватает.
Поддержите проект «Милосердие Омск» и работу Виктории, оставив любой благотворительный взнос на платформе «Поможем». Ваше посильное участие обернётся жизненно важной помощью для сотен людей.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«XIX кинофестиваль «Русское зарубежье». Сергей Зайцев
У нас в гостях был президент фестиваля «Русское Зарубежье», режиссер, продюсер, сценарист, директор киностудии «Русский Путь» Сергей Зайцев.
Мы говорили о XIX Международном кинофестивале «Русское Зарубежье» о его программе, а также о том, как через фильмы можно говорить о жизни русских людей вне России и о сохранении любви к Родине.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







