1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Всем, наверное, знакомо выражение — «Дамоклов меч»? Возникло оно в эпоху античности и отсылает нас к событиям, происходившим в сицилийской колонии эллинов — Сиракузах. Местный правитель — тиран Дионисий Старший предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять его трон на один день. По приказу правителя Дамокла роскошно одели, побрызгали душистым маслом, посадили на трон. Подданые бегали вокруг тирана-однодневки — суетились, исполняя каждое его слово.
В самый разгар веселья Дамокл, смеясь, откинулся к спинке престола и посмотрел вверх. Внезапно он увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе. В ужасе он осознал всю призрачность своего благополучия. Так Дионисий показал фавориту, что каждый поступок правителя, каждое его решение может иметь непоправимые последствия — как для него самого, так и для его подданных.
О важности понимания ответственности говорит нам сегодняшнее чтение из первого послания апостола Павла к Коринфянам. Апостол решил направить воззвание основанной им Коринфской церкви после того, как узнал о начавшихся в ней нестроениях. Коринфяне, получив от Бога многочисленные дары, возгордились, стали спорить, выясняя, кто из них более духовный. Потому апостол с горечью пишет: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!»
Павел с сожалением констатирует инфантильность коринфян. Вместо того, чтобы направить полученные дары на проповедь Евангелия и дальнейшее укрепление Коринфской церкви местные христиане стали делиться на партии. Одни называли себя последователями Павла, другие — Петра, третьи — Аполлоса (известного в те времена проповедника христианства). Чтобы показать бессмысленность коринфских споров апостол Павел обращается к читателям не только от своего лица, но и от лица Аполлоса, с которым у Павла не было противоречий. А имелось общее понимание важности проповеди единого учения Христа.
Апостол также предупреждает коринфян, что они могут утратить полученную благодать. Не потому, что Бог мстителен, а потому что присутствие силы Господней невозможно в сердце, охваченном гордостью. Эта страсть похожа на упомянутый нами Дамоклов меч. Стоит только христианину начать считать духовные дарования своими, как этот меч сваливается на голову, отсекая человека от общения с Богом. Благодать уходит из тех мест, где власть приобретают пороки и страсти.
Вот почему важно с ответственностью относиться к каждому слову, каждому поступку, соотнося их с заповедью любви к Богу и людям. Давайте будем просить у Господа духовной мудрости, чтобы не уклоняться нам от царского пути Христова и не становиться жертвой губительных страстей, ждущих момента, когда мы дадим слабину, в порыве гордости возомнив себя теми, кем на самом деле не являемся.
10 января. О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления
Сегодня 10 января. Рождественские святки.
О прославлении родившегося Христа и подготовке к празднику Богоявления — протоиерей Константин Харитонов.
Ранее святая церковь Рождество Христово отмечала вместе с праздником Богоявления Господня. То есть, и праздник Крещения Господня, который иначе называется Богоявлением, и Рождество Христово отмечались в один день. Впоследствии эти дни были разъединены, чтобы отдельно отмечать праздник Рождества Христова и отдельно праздник Богоявления. Почему? Потому, что праздник Богоявления является даже выше праздника Рождества Христова. Потому, что в Рождестве Христом явился Сын Божий, воплотившийся от Девы Марии, а праздник Богоявления Господня является вся Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Это День Святой Троицы. И разделив эти два праздника, чтобы достойно их почтить, между ними эти дни являются Днями Святыми, как мы называем их «святками». И в эти дни мы особенно прославляем Родившуюся Христа и торжественно готовимся встретить праздник Богоявления Господня.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 января. О Творении Ефрема Сирина «На Рождество Христово»
Сегодня 10 января. Попразднство Рождества Христова.
О Творении Ефрема Сирина «На Рождество Христово» — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, один из великих учителей Церкви, автор множества сочинений, богослов, подвижник и поэт, не мог пройти мимо такого важного события в человеческой истории, как Рождество Христово. Откликаясь благодарным сердцем на Божье, спасительное о нас смотрение, он прославил в своем слове «На Рождество Христово» Господа Иисуса, Деву Марию и Иосифа Обручника.
Многие мысли из этого поучения стали крылатыми фразами и многократно в церковной истории использовались проповедниками для разъяснения смысла произошедшего в Вифлееме события. Слова преподобного Ефрема в самом возвышенном виде прославляют виновника торжества Бога, рассказывают, как логично и непротиворечиво продуман каждый момент пришествия Господа в мир, как раскрылись добродетели и сердца Иосифа и Марии. Восклицает преподобный: «Родившемуся от Девы, Господу Дев, принесли венец цари, от которых произошел он. Как царь всем дает он царство, как первосвященник всем дает очищение, как агнец всем уготавляет трапезу».
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 317 зач., VII, 18-25.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Строить новые автомобильные дороги и ремонтировать старые можно по-разному. Можно, например, соблюдать технологию, а можно её игнорировать, и довольно глупо будет выглядеть тот человек, который, нарушив технологию строительства дорог, будет винить эту самую технологию тогда, когда дорога начнёт чрезвычайно быстро разрушаться. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 7-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям. В этом отрывке мы ничего не услышим о дорогах и о технологии их строительства, но мы услышим о законе Ветхого Завета, к которому, как может показаться, апостол выдвигает весьма серьёзные претензии.
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Этот отрывок Послания к Евреям начинается с довольно странных слов: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине её немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довёл до совершенства» (Евр. 7:18). С одной стороны, действительно, закон Ветхого Завета никого не сделал совершенным в том смысле, что он не был способен освободить человека от грехов и даровать ему всецелое прощение. Но точно ли он был немощен и бесполезен? Да и как вообще стоит понимать услышанные нами слова?
Для ответа на эти вопросы нам стоит вернуться к ранее упомянутому несоблюдению технологии строительства дорог, ведь с законом Ветхого Завета произошло нечто подобное: закон немощен и бесполезен не сам по себе, а по той причине, что люди оказались неспособны его должным образом исполнять. И это в самом деле так, здесь достаточно вспомнить многочисленные дискуссии Спасителя с исказившими понимание закона фарисеями, и вспомнить слова Спасителя по результатам этих дискуссий: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3). Христос, как мы знаем из Евангелия, никого не призывал пренебрегать законом, и Сам Он тоже его исполнял. Конечно же, автор Послания к Евреям знал об этом не хуже нас, а потому его слова о законе стоит понимать не как уничижение закона Ветхого Завета, а как указание на новый, более совершенный закон, такой закон, который может даровать человеку оставление грехов и привести его в Царство Небесное: «Но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евр. 7:19). Если же продолжить начатую аналогию слов Послания к Евреям с технологией строительства дорог, то можно сказать, что здесь речь идёт не о том, насколько плоха старая технология, а о том, что есть другая, более совершенная, та, которая основывается на не существовавших ранее материалах и методах ведения работ.
Странно выглядят те люди, которые, зная о новом и совершенном, продолжают держаться устаревшего и неэффективного лишь по той причине, что так делали предки. Конечно, нет никакого греха в том, чтобы использовать, скажем, традиционные методы земледелия, но если речь идёт не о временной жизни, а о вечности, то держаться того, что не способно привести к Царству Небесному не только странно, но и в высшей степени глупо. Эту мысль и пыталось донести Послание к Евреям до своих адресатов. В какой степени это удалось — вопрос дискуссионный, но так как отрывок из этого послания звучит в рождественские дни в православных храмах, то и воспринимать его стоит обращённым к нам, ведь верность закону Ветхого Завета можно понимать и как веру в спасение собственными силами, а такая вера иногда заражает и умы христиан. Дай Бог, чтобы с нами этого не произошло, и чтобы мы остались верны Господу нашему Иисусу Христу, Который «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов