
1 Кор., 122 зач., I, 1-9.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали!» — возмущённо говорит Охотник взбалмошному Королю в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Тут в общем-то и не поспоришь. Действительно — подчас, чтобы достучаться до человека, указать ему на совершённый промах, нужно сначала установить с ним доверительные отношения. И верным инструментом для этого может стать, как раз, похвала.
Подобный педагогический приём в истории использовался не раз. Мастерски применял его, в частности, апостол Павел. Достаточно вспомнить, например, его речь перед членами Афинского ареопага. Павел хвалит афинян за набожность и установку жертвенника «неведомому богу», имя которого апостол и собирается открыть. Проповедник Евангелия прекрасно понимал всю суть специфической религиозности древних эллинов и, конечно же, знал, что упомянутый жертвенник воздвигнут на всякий случай. Для очередного божка из переполненного греко-римского пантеона — чтобы божок не обиделся и не разгневался.
Но Павел, тем не менее, хвалит афинян-язычников и таким образом добивается их внимания. Подобный педагогический приём апостол применяет в самом начале первого послания к коринфянам. БОльшая часть текста этого библейского произведения представляет собой тяжелейшую критику в адрес коринфских христиан, но начинает свой текст Павел с похвалы.
Появление Коринфской церкви было для апостола самой настоящей неожиданностью. Потерпев неудачу в Афинах, Павел намеревался побывать в Коринфе проездом и затем отправиться с проповедью в какое-то более благочестивое место. Коринф первого века представлял собой самую настоящую клоаку с нравственной точки зрения. Местные жители занимались торговлей, стремились к роскоши и невоздержанности. Апостолу такая атмосфера казалась невыносимой. Но промысл Божий судил иное — Господь велел Павлу проповедовать в развратном мегаполисе. И Павел вместо того, чтобы провести в Коринфе один день, остался тут на полтора года, ежедневно рассказывая о Евангелии язычникам.
Результат оказался просто поразительным. Коринф явил миру чудо искреннего обращения многих людей в христианство. Местная Церковь стала одной из самых крупных в Средиземноморье, а коринфские христиане удивляли тем, что говорили на иных языках, пророчествовали, усердно трудились на ниве милосердия. На первых порах всё было замечательно. Но после отъезда апостола Павла начались нестроения. Коринфяне, привыкшие к торговым спорам, стали ссориться, выясняя, кто из них более духовный. Основанная апостолом Павлом община оказалась на грани раскола.
Исцелить грехи коринфян апостол мог только при помощи послания. Вернуться в город у него возможности не было. Павел начинает своё письменное воззвание к Коринфской церкви с напоминания, каким богатыми дарами местные христиане теперь обладают, из какой пропасти вывела их вера во Спасителя. Говорит апостол и о том, насколько неожиданным для него самого оказался успех проповеди в Коринфе. Павел никак не мог предположить, что в таком распутном городе возникнет одна из самых больших поместных Церквей. И теперь ему очень горько, что созданная фактически чудом община разрушается самими её членами.
Что можем мы почерпнуть полезного для себя из прозвучавшего чтения? Прежде всего то, что необходимо дорожить дарами Божиими. Не хвалиться ими впустую, не растрачивать, вставая на путь греха, а с благодарностью принимать и развивать полученные от Господа таланты. Только искренняя благодарность к Отцу Небесному, совмещенная с трудолюбием и благочестием, станет лучшим средством преодолеть различные искушения, предлагаемые нам миром, и залогом успеха в духовной жизни.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер