
1 Кор., 122 зач., I, 1-9.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали!» — возмущённо говорит Охотник взбалмошному Королю в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Тут в общем-то и не поспоришь. Действительно — подчас, чтобы достучаться до человека, указать ему на совершённый промах, нужно сначала установить с ним доверительные отношения. И верным инструментом для этого может стать, как раз, похвала.
Подобный педагогический приём в истории использовался не раз. Мастерски применял его, в частности, апостол Павел. Достаточно вспомнить, например, его речь перед членами Афинского ареопага. Павел хвалит афинян за набожность и установку жертвенника «неведомому богу», имя которого апостол и собирается открыть. Проповедник Евангелия прекрасно понимал всю суть специфической религиозности древних эллинов и, конечно же, знал, что упомянутый жертвенник воздвигнут на всякий случай. Для очередного божка из переполненного греко-римского пантеона — чтобы божок не обиделся и не разгневался.
Но Павел, тем не менее, хвалит афинян-язычников и таким образом добивается их внимания. Подобный педагогический приём апостол применяет в самом начале первого послания к коринфянам. БОльшая часть текста этого библейского произведения представляет собой тяжелейшую критику в адрес коринфских христиан, но начинает свой текст Павел с похвалы.
Появление Коринфской церкви было для апостола самой настоящей неожиданностью. Потерпев неудачу в Афинах, Павел намеревался побывать в Коринфе проездом и затем отправиться с проповедью в какое-то более благочестивое место. Коринф первого века представлял собой самую настоящую клоаку с нравственной точки зрения. Местные жители занимались торговлей, стремились к роскоши и невоздержанности. Апостолу такая атмосфера казалась невыносимой. Но промысл Божий судил иное — Господь велел Павлу проповедовать в развратном мегаполисе. И Павел вместо того, чтобы провести в Коринфе один день, остался тут на полтора года, ежедневно рассказывая о Евангелии язычникам.
Результат оказался просто поразительным. Коринф явил миру чудо искреннего обращения многих людей в христианство. Местная Церковь стала одной из самых крупных в Средиземноморье, а коринфские христиане удивляли тем, что говорили на иных языках, пророчествовали, усердно трудились на ниве милосердия. На первых порах всё было замечательно. Но после отъезда апостола Павла начались нестроения. Коринфяне, привыкшие к торговым спорам, стали ссориться, выясняя, кто из них более духовный. Основанная апостолом Павлом община оказалась на грани раскола.
Исцелить грехи коринфян апостол мог только при помощи послания. Вернуться в город у него возможности не было. Павел начинает своё письменное воззвание к Коринфской церкви с напоминания, каким богатыми дарами местные христиане теперь обладают, из какой пропасти вывела их вера во Спасителя. Говорит апостол и о том, насколько неожиданным для него самого оказался успех проповеди в Коринфе. Павел никак не мог предположить, что в таком распутном городе возникнет одна из самых больших поместных Церквей. И теперь ему очень горько, что созданная фактически чудом община разрушается самими её членами.
Что можем мы почерпнуть полезного для себя из прозвучавшего чтения? Прежде всего то, что необходимо дорожить дарами Божиими. Не хвалиться ими впустую, не растрачивать, вставая на путь греха, а с благодарностью принимать и развивать полученные от Господа таланты. Только искренняя благодарность к Отцу Небесному, совмещенная с трудолюбием и благочестием, станет лучшим средством преодолеть различные искушения, предлагаемые нам миром, и залогом успеха в духовной жизни.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О даровании детей по молитвам родителей

Сегодня 18 сентября. День памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.
О даровании детей по молитвам родителей — священник Николай Яковлев.
Жития сегодняшних удивительных святых настолько назидательны, что служат примером благочестивой жизни для каждой христианской семьи. Ибо Господь по своему особому промыслу до самой старости Захарии и Елисаветы не давал им детей. И это было испытанием, ведь в то время бездетная семья в глазах их соплеменников считалась грешной, оставленной Богом.
И вот эта праведная семья терпела людскую молву и смиренно проходила все испытания, за что и была вознаграждена. Господь даровал имсына — Иоанна Крестителя. Это событие весьма поучительно, ведь сегодня часто молодые семьи не хотят иметь детей и делают всё возможное для того, чтобы избежать появления их на свет.
По истечении времени, конечно, родительские чувства просыпаются, но порой бывает слишком поздно. И вот, если молодые семьи хотят иметь детей, то необходимо молитвой, постом и благочестием готовиться к этому. Просто необходимо восстановить правильное отношение к семейной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема