1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отношение к телесности в древнем мире было своеобразным. В греческой философии под влиянием идей Платона сформировался взгляд на человеческое тело как на темницу души. Бытовала даже такая поговорка soma — sema, то есть, тело — могила. Цель человеческой жизни, по мнению древних философов, заключалась в том, чтобы в итоге избавиться от материальных оков и вернуться в мир духовный. На практике подобные воззрения приводили к двум крайностям. С одной стороны, они порождали суровую аскезу. Человек должен научиться пренебрегать физическими инстинктами и желаниями, ему следует подавлять в себе любые телесные потребности, которые, как считалось, являются источником скверны. С другой стороны, подобное пренебрежение телесностью приводило к нравственной разнузданности. Ведь если тело не представляет никакой ценности, с ним можно делать всё, что заблагорассудится. Можно удовлетворять все его желания и низменные инстинкты. Вероятно, именно вторая точка зрения получила распространение среди христиан города Коринф. Ситуация усложнялась тем, что проповедники подобных взглядов ссылались на учение апостола Павла о христианской свободе. Получалось, что если христианин свободен, то он может делать со своим телом всё, что ему заблагорассудится. В результате некоторые впадали в плотские грехи, блуд и прелюбодейство. Вот на эти воззрения и отвечает сегодня апостол Павел.
Его мысль предельна понятна. В каждом христианине живёт Дух Божий, а потому священна не только наша душа, но и наше тело. И Христос воплотился, стал человеком, чтобы спасти всё человеческое существо, в том числе и саму нашу материальность. Потому не только наши души, но и наши тела принадлежат Богу, Которому мы должны вернуть их в чистоте и непорочности. Не только наши души, но и наши тела куплены дорогой ценой, кровью Спасителя. Следовательно, употреблять их необходимо не для удовлетворения своих низменных желаний, а во славу Творца. Лишь в этом случае мы сможем быть едины со Христом. Если же человек легкомысленно пренебрегает целомудрием, он соединяется не с Богом, а становится единым целым с блудницей и таким образом обрекает себя на гибель.
Исходя из этого апостол формулирует важный принцип христианской свободы. Конечно, я могу делать всё, что угодно. Но не всё, что я делаю, мне полезно. Есть вещи, которые могут поработить меня и в итоге разрушить, поставить вне Бога, увлечь в небытие. А потому подлинная свобода во Христе — это не вседозволенность в поведении. Это в первую очередь свобода от страстей, которые порой тащат нас, как на аркане, разрушая нашу душу и наше тело. Своей жертвой Господь сделал нас Своими детьми, дал силы перестать быть рабами сиюминутным влечениям, сообщил способность контролировать инстинктивные желания своей природы. Научил, по сути, быть хозяевами собственной жизни, полнота которой открывается лишь в духовном, душевном и телесном единстве с Богом.
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.