
1 Кор., 148 зач., XI, 8-22.
Глава 11.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
17 Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Знаменитому античному философу Сократу приписывают такую очень известную фразу: «В споре рождается истина». Вопрос авторства оставим за скобками и подумаем над тем, что же на самом деле означает прозвучавшее крылатое выражение. Его, надо сказать, часто употребляют в речи любители жарких дискуссий. Так они подчеркивают свою уверенность — чем больше споришь, тем якобы большей правды добиваешься. Надо сказать, подобное убеждение является ошибочным.
Сократ, исходя из контекста его размышлений, имел в виду принципиально иное. Сам философ никогда не вступал в жаркие дискуссии. Он всего лишь внимательно слушал желавшего поспорить и задавал ему наводящие вопросы. В итоге получалось, что человек дискутировал сам с собой. И рассуждая вслух на ту или иную тему, оценивая те или иные аргументы, сам приходил к ответу — то есть рождал истину.
В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет о спорах. Апостол Павел, основав церковь в греческом городе Коринфе, вскоре ощутил весь колорит местных христиан. Те по большей части являлись греками, а значит — с огромным удовольствием обсуждали, спорили, соревновались друг с другом в риторском искусстве. По большей части дискуссии сводились к теме духовности. Коринфяне с удовольствием выясняли, кто из них более духовный, а кто менее. Местная церковь в итоге стала делиться внутри себя на партии — последователей апостолов Петра, Павла, некоего Аполлоса и прочих известных в то время авторитетов.
Касались споры и соотношения полов. Некоторые христианки Коринфа прониклись, как мы бы сейчас сказали, феминистическими идеями и утратили уважительное отношение к собственным мужьям. Мотивировали они свое поведение тем, что во Христе все равны — эллины и иудеи, господа и рабы, мужчины и женщины. Были споры и иного рода.
Каждый вечер христиане Коринфа собирались вместе для молитвы и совершения Евхаристии. Однако со временем эти встречи потеряли литургический характер, превратились просто в совместный ужин, куда каждый приносил еду исключительно для себя. В итоге получилось так, что богатые христиане наедались и напивались, а бедные оставались голодными. Никто с неимущими делиться почему-то не собирался. Чем объяснялось такое жестокосердие? Тем, что каждый якобы получает от Бога по заслугам. Кто трудится, тот ест, а кто не трудится, тот, соответственно, голодает.
Узнав о том, как изменилось жизнь Церкви в Коринфе, апостол Павел направил местным христианам послание, в котором довольно сурово прокомментировал сложившееся положение дел. Давайте посмотрим, что же пишет святой о стремлении жителей Коринфа устраивать соревнования в духовной жизни. Павел говорит очень нелицеприятные вещи. Он прямо указывает, что появление Коринфской церкви — настоящее чудо Божие. Что Господь его руками основал христианскую общину не просто на пустом месте, Бог поднял коринфян не с нулевого, а с отрицательного уровня нравственности и духовности. Потому кичиться и хвалиться местным христианам нечем. Надо просто благодарить Господа за те благие изменения, что с ними произошли.
В отношении женского, так сказать, бунта Павел пишет следующее. С одной стороны, он не отказывается от своих слов, что во Христе все равны. Но это равенство не означает, что можно устраивать анархию и проявлять неуважение друг ко другу. Апостол указывает, что нет ничего плохого в иерархическом устройстве общества. Евангельская весть не устраивает революций, но освящает имеющееся положение дел, постепенно исправляя перекосы и недостатки. Муж и жена должны жить заодно. Христианская семья является малой церковью, где супруг не деспот, а подобно Спасителю жертвенно служит жене и детям. Супруга же подобно Церкви благодарно принимает его труды и отвечает мужу взаимным жертвенным служением.
В отношении же совместных трапез, то тут апостол просто призывает коринфян не позориться — не превращать литургические трапезы в безудержные вечеринки, где, правда, вдоволь едят и веселятся избранные. Павел напоминает своим ученикам, что в Церкви каждый должен поддерживать каждого, как духовно, так и материально.
Как кажется, советы великого проповедника Евангелия актуальны и сегодня. Будем же прислушиваться к заветам апостола Павла, чтобы обрести в жизни не споры, но истину.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер