Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

1 Кор., 147 зач., X, 28 — XI, 7.

Глава 10.

28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,

33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

Глава 11.

Будьте подражателями мне, как я Христу.

2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Двадцатый век не зря называют веком революций. Хотя масштабные общественные перевороты случались и ранее (вспомним хотя бы Французскую революцию), именно прошлое столетие прославилось несколькими коренными сломами привычных устоев. Так, например, большую известность приобрело движение суфражисток — активных сторонниц наделения женщин избирательным правом.

Суфражистки впоследствии дали старт более широкому феминистскому движению, фактически добившемуся полного уравнения мужского и женского полов. И сегодня мы находимся в ситуации, когда само слово «пол» является если не запретным, то в ряде случаев практически неприличным. А про эпитеты «сильный» и «слабый» я и вовсе промолчу. Но всё же нет ничего нового под луной. Сегодняшнее чтение из первого послания к коринфянам говорит нам фактически о женском бунте в древней Церкви.

После отъезда апостола Павла из Коринфа местные христианки, вдохновленные словами святого о том, что во Христе все равны — евреи и эллины, господа и рабы, мужчины и женщины — начали фактически помыкать мужьями, предъявлять им самые разные претензии. Они касались как места женщин на богослужебных собраниях, так и внешнего вида. Некоторые жительницы Коринфа отказывались покрывать голову во время молитвы, демонстрируя своё равенство с мужчинами. Апостолу Павлу пришлось урегулировать и этот аспект жизни Коринфской церкви. Святой не отказывается от своих слов о равенстве перед лицом Божиим мужчины и женщины. Но переводит разговор на более глубокий смысловой слой.

Павел призывает читателей своего послания отказаться от пустых внешних жестов, а задуматься над тем, почему Господь сотворил нас разными — одних женщинами, а других мужчинами? И какое предназначение каждый из нас имеет? Если говорить о христианском отношении к теме полов, то стоит сразу отметить — обвинения в адрес Церкви, что она пропагандирует угнетение женщин, беспочвенны.

Евангелие сообщает нам, что кроме двенадцати апостолов за Спасителем следовали также благочестивые женщины. Их вместе с некоторыми другими святыми подвижницами Церковь причисляет к женам-мироносицам — они не только заботились о бытовых нуждах апостольской общины, но и сами являлись ученицами Спасителя. Это хорошо видно на примере евангельского эпизода, когда воскресший Иисус предстает перед глазами Марии Магдалины в Гефсиманском саду. Мария называет Христа учителем, и Спаситель принимает данное обращение. Тем самым приравнивает Марию и прочих жен-мироносиц к апостолам.

Итак, спутницы Спасителя получают от Него поручение идти и проповедовать — учить и благовествовать. Но это служение не означало автоматически главенство и лидерство. Власть вязать и решить получают исключительно апостолы. Они же становятся началом непрерывной цепочки рукоположений, к которым в Православной Церкви допускаются только мужчины.

Но это преимущество не упраздняет права женщин благовествовать. Примеров подобного история Церкви знает более, чем достаточно. Апостольское служение несла Пресвятая Богородица, упомянутые уже жены-мироносицы. В более поздние времена на ниве проповеди Евангелия трудились императрица Елена Константинопольская, Нина Грузинская, княгиня Киевская Ольга, просветительница Ирландии Бригитта Килдарская... Список можно продолжать и дальше. Суть от этого не поменяется.

Евангельская весть распространялась по миру не только стараниями мужчин, но и женщин. В конце концов, именно благодаря «слабому» (в кавычках) полу православная вера выжила в нашей стране во времена советских гонений. Но опять же мы видим перед собой пример жертвенного служения, но никак не претензию на главенство.

Апостол Павел в сегодняшнем послании указывает, что благодаря Христу упраздняется одно из следствий греха прародителей — насильственное подчинение женщины мужчине. Первичная гармония, существовавшая между Адамом и Евой, возвращается, но не упраздняется при этом разность полов. Которая ни в коем случае на подразумевает какой-то ущербности. Господь призывает нас к взаимному доверию и взаимной поддержке, чтобы в внутри Церкви каждый из полов находился в гармонии и исполнял своё предназначение в соответствии с замыслом Божиим. Таким образом, Церковь благословляет равное человеческое достоинство мужчины и женщины, но выступает против революционного стремления установить искусственные нормы сосуществования и мнимого равноправия полов.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем