1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам приходилось встречать детей, выросших в условиях вседозволенности, — печальное зрелище, не так ли? Едва ли можно допустить, что родители сознательно хотели, чтобы их дети выросли наглыми, бесчувственными, неуважительными к другим?
Отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах, помогает нам понять, где же скрыта ошибка родителей, позволявших своим детям избыточную свободу.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Слова апостола Павла звучат очень красиво с точки зрения риторики: «всё — да не всё!» Но дело не только в том, что апостол Павел блестяще владел своей речью: он мог мастерски «упаковать» глубочайшие смыслы в краткие, афористичные выражения, которые легко запоминались и быстро переходили из ума в сердце, начинали выстраивать вокруг себя определённое мироощущение.
«Всё мне позволительно — но не всё полезно!» Как много в этой фразе и восторга от безграничной свободы, дарованной человеку, — но и боли, горькой драмы от того, что воспользоваться этой свободой надо ещё научиться — чтобы не загубить себя самого! И, конечно же, было бы жестоким поместить читателей послания в столь неудобное положение широкой растяжки — и не предложить некоего ответа, или ключа — как же дальше быть?
Ответ апостола — в последующих стихах. «Ключ», разрешающий проблему отношения между безграничной свободой и хронической неспособностью правильно ей пользоваться — лежит на поверхности. Этот «ключ» — наши близкие люди. Только «об них», только в постоянном «столкновении», взаимодействии, общении с ними мы и может «оттачивать» свой навык правильного обращения с дарованной нам свободой.
Главная ошибка родителей, которые оставляют детей наедине с безграничной свободой, именно в том и состоит, что они не учат их принимать во внимание других людей — ведь моя свобода прежде всего ограничивается там, где начинается свобода другого!
И вся последующая речь апостола о проблеме вкушения идоложертвенного — именно об этом. По сути, нет никакой разницы — была ли пища посвящена каким-то духовным силам или не была — куда важнее то, что именно это значит для другого человека, например, хозяина, позвавшего в гости. На этом примере апостол Павел показывает, как практически следует применять принцип «выделывания» своей свободы об ближнего: если он для тебя важен, то ты бережно отнесёшься к его представлениям о должном и недолжном — и не станешь своей «духовной свободой» охаживать «замороченного» страхом перед идоложертвенным, словно дубинкой!
Вот к чему зовёт нас сегодня апостол: научиться бережному, уважительному отношению ко всему, что значимо для другого человека, — даже если для нас его убеждения — наивны и безрассудны!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 248 зач., IV, 10-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людям нередко кажется, что вся причина их несчастий в том, что они не имеют достаточных ресурсов. Все хотят быть счастливыми и самодостаточными, но кому-то не хватает денег, кому-то власти, кому-то здоровья, кому-то дружеского общения. Каждому чего-то своего. И так или иначе мы находим возможность объяснить себе и другим, почему у нас не всё так гладко, как хотелось бы... Но насколько такой подход совместим с христианством? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Когда дети слышат сказку о рыбаке и рыбке или о джине из лампы Алладина, они часто удивляются, что в качестве одного из трёх желаний никто не загадывает снятие количественного ограничения. Ребёнок думает, что, если бы был кто-нибудь, кто исполнял бы все его желания, он был бы совершенно счастлив. Кажется, это детский, незрелый подход, что тут скажешь... Но разве мы, взрослые люди зачастую не рассуждаем именно так? Разве не думаем, что, если бы нас ничего не ограничивало в исполнении наших желаний, мы были бы счастливы?
Апостол Павел, текст которого мы сейчас услышали, рассуждал совсем иначе. Он не ребёнок и его подход нельзя назвать наивным, но и на скучного взрослого, объясняющего свою ограниченность, он не похож. Он — верующий. То есть, с одной стороны, он призван трезво оценивать свои силы, но, с другой стороны, источником этих сил является не он сам, но Господь.
Как апостол и миссионер Павел бывал в разных ситуациях. Где-то его встречали хорошо, где-то ему настолько не хотелось зависеть от местной общины, что он предпочитал работать сам или принимать помощь от других. Благодаря разному опыту он научился переносить многое: и скудость, и изобилие... Но главный навык, который он приобрёл, — жить с ощущением постоянного укрепляющего присутствия Христова. «Всё могу, — говорит он, — в укрепляющем меня Господе»! Это не детская вера в сказку, не скептическое сведение всего происходящего к своим возможностям. Это уверенность в том, что какими бы ни были ресурсы, Господь поможет всё преодолеть и остаться Его учеником.
Хотя Церковь была только в начале пути, по опыту ветхозаветных праведников апостол знал, что верующих могут преследовать, что некоторые скитались по пустыням и ущельям, некоторые погибали от голода или жестокости мучителей. И, конечно, говоря о помощи Христовой, Павел совсем не имел в виду, что жизнь христиан оказывается безоблачной. Другое дело, что благодаря поддерживающему и укрепляющему присутствию Спасителя, ученики могут всё преодолеть и на Его верность ответить своей верностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь выпускникам детских домов
Ярославский фонд «Спасибо» помогает ребятам из детских домов стать самостоятельными. И заботится о том, чтобы у них было хорошее будущее. Для этого приобщает ребят к спорту, организует вдохновляющие встречи с интересными людьми, лекции, экскурсии и мастер-классы.
Директор фонда Евгения Щедная делится: «Не так давно мы вместе с выпускниками детских домов и интернатов стали путешествовать по разным городам. Это помогает им научиться вести себя в обществе, пользоваться транспортом, не бояться заходить в магазины и кафе, совершать покупки.
Один из наших подопечных, Артём, после выпуска из интерната совершенно не умел действовать самостоятельно и ориентироваться в пространстве, поэтому легко мог потеряться — продолжает Евгения, — Вместе с нами и другими ребятами он отправился в путешествие по Ярославской области. Мы много гуляли, общались, бывали на экскурсиях, учились ориентироваться на месте и пользоваться геолокацией на телефоне. Ребята не только отдохнули, но и получили полезный опыт».
За несколько лет сотрудникам ярославского фонда «Спасибо» при участии многих отзывчивых людей удалось свозить выпускников детских домов в Ростов, Плёс, Москву и Санкт-Петербург. Впереди у ребят поездка в Нижний Новгород.
«Путешествия привносят в жизнь наших подопечных много нового и интересного, они становятся более уверенными, начинают мечтать, ставить цели и к ним стремиться», — говорит директор фонда Евгения Щедная.
Если у вас есть желание поддержать выпускников детских домов, вы можете бесплатно организовать для ребят экскурсию в Ярославле и других городах. Оплатить билеты до места назначения и не только. Либо оставить любой благотворительный взнос на сайте фонда «Спасибо»: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно по этому номеру: +7 (4852) 66-25-10
Новости фонда читайте по ссылке: https://vk.com/bf_spasibo
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Гостем программы был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о судьбе и творчестве поэта Арсения Тарковского и о христианских темах в его поэзии.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
- «Внешняя политика США в конце 19 века». Григорий Елисеев
- «Русский флот перед революцией». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов