1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам приходилось встречать детей, выросших в условиях вседозволенности, — печальное зрелище, не так ли? Едва ли можно допустить, что родители сознательно хотели, чтобы их дети выросли наглыми, бесчувственными, неуважительными к другим?
Отрывок из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в православных храмах, помогает нам понять, где же скрыта ошибка родителей, позволявших своим детям избыточную свободу.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Слова апостола Павла звучат очень красиво с точки зрения риторики: «всё — да не всё!» Но дело не только в том, что апостол Павел блестяще владел своей речью: он мог мастерски «упаковать» глубочайшие смыслы в краткие, афористичные выражения, которые легко запоминались и быстро переходили из ума в сердце, начинали выстраивать вокруг себя определённое мироощущение.
«Всё мне позволительно — но не всё полезно!» Как много в этой фразе и восторга от безграничной свободы, дарованной человеку, — но и боли, горькой драмы от того, что воспользоваться этой свободой надо ещё научиться — чтобы не загубить себя самого! И, конечно же, было бы жестоким поместить читателей послания в столь неудобное положение широкой растяжки — и не предложить некоего ответа, или ключа — как же дальше быть?
Ответ апостола — в последующих стихах. «Ключ», разрешающий проблему отношения между безграничной свободой и хронической неспособностью правильно ей пользоваться — лежит на поверхности. Этот «ключ» — наши близкие люди. Только «об них», только в постоянном «столкновении», взаимодействии, общении с ними мы и может «оттачивать» свой навык правильного обращения с дарованной нам свободой.
Главная ошибка родителей, которые оставляют детей наедине с безграничной свободой, именно в том и состоит, что они не учат их принимать во внимание других людей — ведь моя свобода прежде всего ограничивается там, где начинается свобода другого!
И вся последующая речь апостола о проблеме вкушения идоложертвенного — именно об этом. По сути, нет никакой разницы — была ли пища посвящена каким-то духовным силам или не была — куда важнее то, что именно это значит для другого человека, например, хозяина, позвавшего в гости. На этом примере апостол Павел показывает, как практически следует применять принцип «выделывания» своей свободы об ближнего: если он для тебя важен, то ты бережно отнесёшься к его представлениям о должном и недолжном — и не станешь своей «духовной свободой» охаживать «замороченного» страхом перед идоложертвенным, словно дубинкой!
Вот к чему зовёт нас сегодня апостол: научиться бережному, уважительному отношению ко всему, что значимо для другого человека, — даже если для нас его убеждения — наивны и безрассудны!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
В чем кого осудишь…. Наталья Махмудова
Тяжело избавиться от осуждения. Иногда кажется, что это едва ли не естественно для нас. Вот мне очень сложно не осуждать людей в храме. Настроишься на молитву, а тут свечку просят передать или разговаривают. А сколько опаздывают и отвлекают своими перемещениями. Я пониманию, что пунктуальностью сама не могу похвастаться. Но чтобы в храм, на службу!
Изменилось все на одной воскресной службе. Я опоздала. Как так вышло? Не могла понять. Вроде собиралась, как всегда. Ну, да. Чуть попозже встала, но я же так устала за рабочую неделю. А народ в храм еще идет, хоть служба началась. И среди них постоянно опаздывающие. Смотрю на них и думаю. Опять они поздно, как обычно. Я-то не всегда, я случайно. Двери храма открыты на улицу. Батюшка кадит во время часов. Уже совсем стыдно!
И вот на мой внутренний вопль: «Ну почему же я опять опоздала?!», я слышу четкий ответ: «Чтобы не осуждала». Здесь юлить уже возможности не было. Как ушат холодной воды приняла это осознание. Вспомнилось: «В чем кого осудишь — в том сам и побудешь».
Стояла на литургии с этим осознанием и радовалась, что занозу в себе обнаружила. И вынуть есть возможность — на исповедь сходить.
С тех пор стала за собой следить, мысли ненужные отгонять подальше, вспоминая этот случай. Желание по привычке осудить все равно подступает. Все равно вижу, что в храме и свечи передают, и разговаривают, и опаздывают. Только вектор мыслей теперь на себя стараюсь направлять. Без них — мирнее на душе. Не естественно это — судить других. Этого падшая наша природа требует. А душа осуждением тяготится.
Наверное, это и есть духовная работа. Когда обстоятельства не изменились, а ты сам должен изменить отношение к ним и к себе.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 октября. О взыгрании младенца Иоанна Крестителя во чреве праведной Елисаветы
В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о встрече матери пророка Иоанна Крестителя и Богородицы: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О взыгрании младенца во чреве праведной Елисаветы, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
14 октября. О певческом и композиторском таланте Преподобного Иоанна Кукузеля
Сегодня 14 октября. День памяти Преподобного Иоанна Кукузеля, жившего в XIV веке.
О его певческом и композиторском таланте, — протоиерей Михаил Самохин.