Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться

1 Кор., 145 зач., X, 12-22

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Об опасности идолослужения в Священном Писании говорится довольно много. Но насколько эти рекомендации актуальны для современного человека? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 10.

12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.

16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Христиане города Коринф, к которым обращается в только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, жили в окружении язычников. Неотъемлемой частью языческого культа было жертвоприношение. В жертву божкам и духам приносились как животные, так и всё, что годилось в пищу: злаки, овощи, фрукты. Всё то, что посвящалось божествам, считалось идоложертвенным. Язычники верили, что, вкушая эту еду, они на мистическом уровне соединяются со своим духом-покровителем.

Коринфские христиане в силу разных обстоятельств были вынуждены общаться с идолопоклонниками. Ведь они жили с ними бок о бок. Были их соседями, приятелями, знакомыми, родственниками. А потому волей-неволей верующие могли быть вовлечены в языческие ритуалы, которые пронизывали будни и быт древнего общества. Так, например, христианин решил нанести дружеский визит соседу для того, чтобы отблагодарить его за помощь, которую тот ему оказал. Хозяин из соображений гостеприимства и по широте душевной мог предложить разделить с ним трапезу, что являлось знаком особого расположения. Отказаться в таких случаях всегда бывает сложно. Тем более, если человек тебе когда-то помог, вытащил из серьёзной передряги. Однако нет никаких гарантий, что та еда, которую поставили на стол, не была раньше посвящена богам. И получается волей-неволей христианин становится соучастником языческого ритуала. От таких двойственных ситуаций апостол Павел и предостерегает коринфян: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Вы должны трепетно относиться к тому Духу, который живёт в вас, и не разменивать этот бесценный дар, расшаркиваясь перед людьми.

Эти рекомендации актуальны до сих пор. Да, сегодня нам не предлагают идоложертвенное. Но под едой, которая посвящается идолам, можно понимать приглашение принять участие в предприятиях, которые могут осквернить нашу душу. И проблема в том, что речь идёт не о явных безобразиях, например, таких, как разбой, грабёж, насилие или финансовые махинации. Речь о тех неоднозначных ситуациях, когда вроде бы хорошие люди зовут и отказать им сложно и неудобно. Однако если согласишься, то, скорее всего, будешь вовлечён в сплетни, пересуды, подковёрные интриги, вражду и другое пустое и бессмысленное времяпровождение, от которого на сердце станет мелко и гаденько.

А потому, если чувствуем, что водичка из крана течёт хоть и тёплая, но мутная, не будем стесняться говорить «нет». Если внутри неспокойно и есть ощущение, что меня втягивают в нечто противное Евангелию, лучше отказать. Пусть на время станет неловко, неудобно, этот дискомфорт перед человеком ничто в сравнении с потерей той сердечной полноты, которую даёт нам Христос. Порой только так мы сможем сохранить то состояние, которое получаем, причащаясь от Чаши Господней, — состояние сосредоточенности на Боге. Наша жизни в этом отношении должна максимально исключать всякую двойственность. Ей должно быть чуждо всякое заискивание перед людьми, которое нередко сродни идолопоклонству. Наши чувства, мысли, слова и поступки должны быть всецело направлены ко Христу. Лишь на этом пути возможно приобрести в своём сердце долгожданные мир и покой.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем