1 Сол., 273 зач., V, 14-23.
Глава 5.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к христианам не как к немощным и бессильным. Он говорит с учениками, как с теми, кто вполне способен вести нравственную жизнь. Сама по себе такая интонация для апостола вполне обычна, но, к сожалению, она необычна для многих христиан. Став верующими, мы нередко начинаем замечать в себе всё больше и больше недостатков и в итоге решаем, что вообще не способны жить по заповедям. Вслед за этим выводом обычно следует привычка оправдывать себя немощью человеческого естества. «Я человек грешный, не могу с собой ничего поделать, грешу и каюсь, грешу и каюсь...» — такую фразу можно услышать довольно часто. И хотя всякий знает, что проблемы в нравственной жизни неизбежны, делать вывод о том, что мы вообще ни к чему неспособны, совсем наверно.
С первых слов апостола очевидно, что он призывает учеников к активной христианской позиции. Например, они оказываются призваны вразумлять бесчинных или укорять бездельников, как иногда переводят это поручение. «О! — скажет кто-нибудь, — вразумлять или укорять мы умеем, нам только дай волю. К такой активности мы готовы в любое время, тем более если она делается по поручению самого апостола». Однако вразумлять — только часть задачи. Не менее важно утешать или ободрять малодушных и робких, поддерживать слабых, то есть быть опорой для тех, у кого не хватает собственных сил. Наконец, христианин должен быть долготерпеливым по отношению ко всем. И к слабым в их слабости и беспомощности и к сильным, когда они проявляют свою силу неумеренно и в угоду свои страстям. Причём быть долготерпеливым не значит совершенно не действовать в ответ. Под терпением здесь нужно понимать стойкость в своих реакциях и намерениях. По отношению к людям нужно действовать не инстинктивно, но ориентируясь на собственные представления о том, как должно быть. И если человек проявил слабость, а ты отреагировал грубо и жёстко и только потом опомнился, у тебя, конечно, есть возможность попросить прощения, но ведь было бы значительно лучше, если ты сразу поступил правильно, а не поддался эмоциям. Из этого поручения апостола ясно, что христианин должен быть источником спокойствия и мира в обществе. Именно из добродетели терпения проистекает следующий призыв: следить за тем, чтобы в пространстве, за которое ты ответственен, никто, ни ты сам, ни люди, которые от тебя зависят, не мстили и не воздавали злом за зло. Это, конечно, особенно трудно. Слушаешь апостола и понимаешь, что проще согласиться со своей греховностью и сказать самому себе: все так живут, почему мне нельзя, ведь иначе не проживёшь. Но апостол обращается к тем, кто ориентируется на Бога, а не на общество. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию и дал нам заповеди, соблюдая которые мы оказываемся людьми в подлинном смысле слова. Позволяя себе примитивные реакции — отказываемся от своего предназначения и позволяем возобладать животному в нас. Несомненно, иногда мы призваны давать отпор злу, сам апостол не раз пишет о христианах, которые должны поступать именно так. Однако даже начальник, который не напрасно носит свой меч, не должен действовать со злостью, исходя из чувства мести. Ситуации действительно бывают разными, но ответ апостола один и он совершенно универсален по своему характеру. Никогда и ни при каких обстоятельствах христианин не должен действовать со злобой, но всегда с добром, как к собратьям, так и ко всем прочим.
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?