Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

* Поделиться

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел

1 Сол., 273 зач., V, 14-23.

Глава 5.

14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

16 Всегда радуйтесь.

17 Непрестанно молитесь.

18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

19 Духа не угашайте.

20 Пророчества не уничижайте.

21 Все испытывайте, хорошего держитесь.

22 Удерживайтесь от всякого рода зла.

23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к христианам не как к немощным и бессильным. Он говорит с учениками, как с теми, кто вполне способен вести нравственную жизнь. Сама по себе такая интонация для апостола вполне обычна, но, к сожалению, она необычна для многих христиан. Став верующими, мы нередко начинаем замечать в себе всё больше и больше недостатков и в итоге решаем, что вообще не способны жить по заповедям. Вслед за этим выводом обычно следует привычка оправдывать себя немощью человеческого естества. «Я человек грешный, не могу с собой ничего поделать, грешу и каюсь, грешу и каюсь...» — такую фразу можно услышать довольно часто. И хотя всякий знает, что проблемы в нравственной жизни неизбежны, делать вывод о том, что мы вообще ни к чему неспособны, совсем наверно.

С первых слов апостола очевидно, что он призывает учеников к активной христианской позиции. Например, они оказываются призваны вразумлять бесчинных или укорять бездельников, как иногда переводят это поручение. «О! — скажет кто-нибудь, — вразумлять или укорять мы умеем, нам только дай волю. К такой активности мы готовы в любое время, тем более если она делается по поручению самого апостола». Однако вразумлять — только часть задачи. Не менее важно утешать или ободрять малодушных и робких, поддерживать слабых, то есть быть опорой для тех, у кого не хватает собственных сил. Наконец, христианин должен быть долготерпеливым по отношению ко всем. И к слабым в их слабости и беспомощности и к сильным, когда они проявляют свою силу неумеренно и в угоду свои страстям. Причём быть долготерпеливым не значит совершенно не действовать в ответ. Под терпением здесь нужно понимать стойкость в своих реакциях и намерениях. По отношению к людям нужно действовать не инстинктивно, но ориентируясь на собственные представления о том, как должно быть. И если человек проявил слабость, а ты отреагировал грубо и жёстко и только потом опомнился, у тебя, конечно, есть возможность попросить прощения, но ведь было бы значительно лучше, если ты сразу поступил правильно, а не поддался эмоциям. Из этого поручения апостола ясно, что христианин должен быть источником спокойствия и мира в обществе. Именно из добродетели терпения проистекает следующий призыв: следить за тем, чтобы в пространстве, за которое ты ответственен, никто, ни ты сам, ни люди, которые от тебя зависят, не мстили и не воздавали злом за зло. Это, конечно, особенно трудно. Слушаешь апостола и понимаешь, что проще согласиться со своей греховностью и сказать самому себе: все так живут, почему мне нельзя, ведь иначе не проживёшь. Но апостол обращается к тем, кто ориентируется на Бога, а не на общество. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию и дал нам заповеди, соблюдая которые мы оказываемся людьми в подлинном смысле слова. Позволяя себе примитивные реакции — отказываемся от своего предназначения и позволяем возобладать животному в нас. Несомненно, иногда мы призваны давать отпор злу, сам апостол не раз пишет о христианах, которые должны поступать именно так. Однако даже начальник, который не напрасно носит свой меч, не должен действовать со злостью, исходя из чувства мести. Ситуации действительно бывают разными, но ответ апостола один и он совершенно универсален по своему характеру. Никогда и ни при каких обстоятельствах христианин не должен действовать со злобой, но всегда с добром, как к собратьям, так и ко всем прочим.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем