1 Сол., 266 зач., II, 14-19.
Глава 2.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
15 которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
16 которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
17 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лице ваше.
18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.
19 Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сколько нежности, тёплых эмоций в этих строчках послания апостола Павла к Солунянам! Он, не стесняясь, публично исповедует своё трепетное отношение к христианам Фессалоник — не считая неуместным проявление таких ярко выраженных чувств привязанности, любви и сильного желания снова увидеться!
Апостол называет своих учеников надеждой, радостью, венцом похвалы — и даже более того — выдвигает их как основное оправдание самого себя в Судный день пришествия Иисуса Христа! Но зачем это нужно апостолу — тем более, зачем это делать публично?
Тот, у кого есть дети, легче поймёт апостола. Ведь наши дети — не только физическое продолжение нашего рода, но и своего рода оправдание — либо, напротив, укор, осуждение нас самих. Дети всегда «отзеркаливают» своих родителей — именно с этим зачастую связаны напряжённые, конфликтные отношения родителей и детей: не всякому приятно наблюдать себя самого со стороны, особенно когда высвечиваются далеко не самые лучшие стороны характера! И, напротив, когда в ребёнке получают развитие добрые качества — благоразумный родитель с радостью «уходит в тень» — потому что уже может со спокойным сердцем предоставить простор для роста и развития своего продолжателя!
Апостол тоже не «нависает» над христианами Салоник, но тихо радуется тому, насколько добрые плоды принесла его проповедь — и даже в ситуации жёсткой неприязни со стороны окружающих, солуняне показали себя добрыми и верными апостолу детьми.
Сегодняшнее чтение побуждает нас задуматься над важным родительским навыком — относиться к детям не как к «авторскому проекту», а как к своего рода Божественной печати родительства. Не мы сами ставим себе отличную, хорошую — или, напротив, неудовлетворительную оценку как родителям: нас оценивают наши дети!
Как же важно вспоминать эти трепетные, нежные строки из апостольского послания — особенно в минуты, когда хочется применить всю строгость и непреклонность родительского авторитета!..
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.