— Собак у тебя, князь, много. Воинов мало. Дань большой в этот год. Охрана нужна.
— Не то Москву сожжём. Хороший город, богатый...
В Московское княжество явился ордынский сборщик дани. Он требует у князя воинов для собственной охраны. На дворе XIV-й век, и ордынцы чувствуют себя на Руси как дома. Грабят, угрожают расправой русским городам. И вот однажды могущественный ордынский военачальник Мамай решает разорить Московское княжество. В 1380-м году на Куликовом поле в смертельной схватке сходятся войска Мамая и русские воины под предводительством московского князя Дмитрия Донского. Об этой исторической битве и её героях, чьи имена известны сегодня, пожалуй, каждому, рассказывает мультипликационный фильм «Пересвет и Ослябя». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Тридцатиминутная анимационная лента вышла на экраны в 2010-м году. Её снял художник-мультипликатор Станислав Подивилов при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и издательства Московской Патриархии. Мультфильм стал лауреатом таких крупных кинофестивалей, как «Лучезарный ангел», Международный фестиваль военного кино имени Озерова и многих других. Однако режиссёр в своих интервью не раз подчёркивал, что за наградами не гонится. Искусство мультипликации для него — это, прежде всего, способ приблизить зрителей к Богу. Неудивительно, что главными героями мультипликационного фильма «Пересвет и Ослябя» стали святые воины-монахи.
Впрочем, мультипликатор признавался, что к созданию ленты его побудила ещё и личная история. Однажды сын режиссёра заявил, что не хочет служить в армии, не понимает, зачем брать в руки оружие. Отец стал искать аргументы. И вспомнил про Пересвета и Ослябю. Этот пример оказал мощное воздействие — сын мультипликатора с честью отслужил в разведке спецназа. А Станислав Подивилов снял мультипликационный фильм о духовном подвиге русских богатырей. В прошлом сильные и славные воины, к моменту Куликовской битвы и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя уже были монахами в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. И вдруг оказалось, что нужно снова браться за меч. Это вызвало у героев серьёзный внутренний конфликт. Который в одном из эпизодов мультипликационного фильма, в беседе с Пересветом, мудро разрешает сам преподобный Сергий:
— Да, Господь сказал: не убий. И Он же сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Где же правда? Когда враг угрожает тебе лично, то можешь и стерпеть. Но если смерть угрожает нашим близким, то долг твой — в руки взять оружие и защитить!
На экране нас ждёт не просто битва двух воюющих сторон. Станислав Подивилов в своей ленте показал русский народ как воинство Христово. Он взглянул и на Куликовскую битву, и на поединок Александра Пересвета с татарским богатырём Челубеем, прежде всего, через призму веры и духовности, а не только политики и истории. Как мультипликатор смог воплотить это с помощью анимации, мы с вами увидим в ленте «Пересвет и Ослябя». Интересно, что в прошлом режиссёр был иконописцем. Иконописный стиль хорошо просматривается и в характере его мультипликационного рисунка. Кроме того, Станислав Подивилов — сторонник «живой» анимации. Почти все рисунки выполнялись вручную, акварелью. По словам мультипликатора, задача усложняется, зато в картине появляется ощущение жизни. Для пущей достоверности, во время работы над фильмом «Пересвет и Ослябя» режиссёр изучал средневековое оружие. Он хотел понять, как должны двигаться персонажи, вооружённые тяжёлыми копьями, мечами и щитами. И вот мы с замиранием сердца наблюдаем, как встречаются в смертельной схватке Пересвет и Челубей. Как с именем Бога на устах русская рать гонит прочь супостатов. Как молится, вверяя себя и своих воинов Господу, московский князь Дмитрий Иванович. Мультипликационный фильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя», вроде бы, в очередной раз напоминает нам давно уже известную истину — сила в правде. Однако добавляет к ней ещё кое-что, очень и очень важное: правда — в Боге.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
22 января. Об эпохе пророчества пророка Самея
Сегодня 22 января. Память святого пророка Самея, жившего в Х веке до Р. Х.
Об эпохе его пророчества — священник Николай Дубинин.
Пророк Самей жил в сложную эпоху с точки зрения политического устройства Ветхозаветного Израиля. А именно в то время, когда он жил, сын царя Соломона Ровоам разделил царство на северное и южное. И одно из царств продолжило поклонение единому Богу, а второе уклонилось в язычество. И сам царь Ровоам предпринимает попытку вернуть вторую половину своего же разделенного царства. Однако пророк Самей выступает против. И он говорит о том, что это Божья воля. Так Богу было угодно. От меня это было. То есть не вступай в конфронтацию с самим Господом. Потому что, видимо, состояние народов, живущих на территории Израиля, племен израильских, я бы сказал, таково, что кто-то хотел продолжать поклоняться в вере отцов, а кто-то начал с языческими богами блудодействовать по выражению Священного Писания. И вот эта измена разделила народ на два царства. И пророк Самей говорит удивительную вещь. Иногда, чтобы все царство не погибло или все общество не деградировало, лучше часть этого общества отделить и изолировать. Вот об этом пророчествовал пророк Самей.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О трудах Павла Флоренского
Сегодня 22 января. В этот день в 1882 году родился русский религиозный философ Павел Флоренский.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Наш гениальный соотечественник, литературное наследие которого, ученая деятельность которого, нравственный и религиозный подвиг которого, с трудом могут быть сравнимы с кем бы то ни было из его предшественников. Он стал мучеником за веру, нося в душе приличествующую христианскому священнику кротость и любовь. При том, что сочетал скромность с гигантским объемом знаний, проявив себя и как физик, и естествоиспытатель, и библиограф, и культуролог, и историк, и религиозный мыслитель. Искусствоведы знают ценность его труда, обратные перспективы и иконостас. Те, кто изучают историю ГОЭЛРО, ведают вклад отца Павла Флоренского в этот проект, задуманный еще государем Николаем Александровичем II и грехом пополам, мало-помалу реализованный в советское время.
Мы благодарны и обязаны отцу Павлу Флоренскому за раскрытие смысла древнерусской иконы Святой Троицы, которая нынче возвратилась в отчий дом.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 января. О личности Ивана III
Сегодня 22 января. В этот день в 1440 году родился царь Иван III, государь всея Руси.
О его личности — протоиерей Игорь Филяновский.
Московский князь и государь всей Руси Иван III Васильевич не зря прозван великим. В годы его правления Русь окончательно избавилась от монгольской зависимости, длившейся несколько веков. В этот период завершился и процесс централизации русских княжеств, а Москва окончательно утвердилась в статусе столицы. Брак с Софией Палеолог породнил Русь с Византией. У государства появляется новый герб — двуглавый орел и новый титул великого князя — «Всея Руси самодержец». Именно в эпоху Ивана III зарождаются те идеи, которые позже составят официальную идеологию московского государства.
Большой шаг вперед при Иване III сделало русское зодчество. Символом Москвы как столицы стало строительство в 1479 году уникального для того времени по красоте и размеру кафедрального собора Русской Православной Церкви — Успенского собора. Через несколько веков в Великом Новгороде в 1868 году будет воздвигнут памятник тысячелетию Руси. Фигуры среднего ряда памятника олицетворяют шесть эпох российского государства. Среди них почетное место принадлежит Ивану III Васильевичу, объединителю русских земель вокруг Москвы и основателю самодержавного русского царства.
Все выпуски программы Актуальная тема