Павел Рыженко. «Ослябя» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Рыженко. «Ослябя»

* Поделиться

— Добрый вечер, Владимир Николаевич!

— А? Что? Ой, простите, Маргарита Константиновна, я весь в интернете! Смотрю документальную передачу про Куликовскую битву и так разволновался! Оказывается, Сергий Радонежский дал в подмогу Дмитрию Донскому двух монахов из своего монастыря!

— Да, иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

— Я, офицер в отставке, не могу вообразить, чтоб у меня в батальоне служили монахи! А вы представляете, как это могло выглядеть?

— Вполне представляю. Я видела икону Сергия Радонежского шестнадцатого века, где среди сцен из его жития есть благословение Дмитрия Донского на битву. Пересвет и Ослябя там — богатыри в монашеском облачении.

— Но на иконе изображение схематичное.

— Да, иконография символична и полна условностей. Если вы хотите увидеть реалистичные портреты героев Куликовской битвы, то можно посмотреть картины Павла Рыженко.

— А что это за художник?

— Наш современник. Он родился в 1970 году и прожил меньше полувека, но успел создать множество светлых полотен. Вот, например, посмотрите, я нашла в интернете — картина «Ослябя». Очень корректное прочтение образа воина-монаха, основанное на летописных свидетельствах.

— Ну-ка, ну-ка! Благодать-то какая на картине! Весна, пасека в яблоневом саду. Деревья цветут — кажется, что запах доносится. Чудо, что за работа! Где её можно посмотреть?

— Полотно хранится в частной коллекции и иногда выставляется для показа. Я скажу вам, как только узнаю о новой выставке.

— Сделайте одолжение, Маргарите Константиновна! Я съезжу обязательно! С душой написано. Ишь, как монах хозяйствует — стволы белит, сухие сучья подрезает и сжигает. Вроде и не устал он, но крепко задумался о чём-то. Опёрся о дерево и замер. Да, хлипким он не выглядит! Руки какие мощные у него, натруженные.

— В монастыре преподобного Сергия иноки сообща вели хозяйство. Тяжкий крестьянский труд был для них и аскетическим усилием, и способом выживания.

— Скорее всего, этот богатырь с детства крестьянствовал.

— А вот и нет. Ослябя родом из бояр. До пострига он был воином, говоря современным языком — офицером.

— Коллега мой! Что ж его в монастырь привело?

— Ослябя родом из Любутска, а эта земля была предметом раздора между князьями Михаилом Тверским и Дмитрием Донским. Можно предположить, что воин участвовал в междоусобных братоубийственных столкновениях и мучился от этого. Вот и пришёл в обитель преподобного Сергия, чтобы сосредоточиться на покаянии и молитве.

— Как же тогда Ослябя согласился вновь надеть доспехи?

— Нужно было встать на защиту Родины и православной веры. К тому же призвание монахов в войско имело не только военное, но и духовное значение. Русские ратники воспринимали присутствие иноков в своих рядах, как благословение от Бога, и это давало им силы.

— Но монахи в буквальном смысле воевали на поле Куликовом или только присутствовали в войске для воодушевления?

— Александр Пересвет первым принял на себя удар. Он вызвал на бой татарского богатыря Челубея, одолел его, но и сам погиб в поединке. Согласно летописям, геройски сражался и Андрей Ослябя.

— На картине монах словно сердцем чует, что ему предстоят испытания. А цветущий сад шепчет ему о победе.

— Благоуханный яблоневый сад — образ Небесного царства Христова, в котором нет войн, болезней и скорбей. Если позволите, Владимир Николаевич, я подарю вам на Пасху репродукцию картины «Ослябя». И она будет напоминать вам не только о победе русского войска над воинствующими кочевниками. Но и о торжестве веры в Бога над грехом, добра над злом, жизни над смертью!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем