— Добрый вечер, Владимир Николаевич!
— А? Что? Ой, простите, Маргарита Константиновна, я весь в интернете! Смотрю документальную передачу про Куликовскую битву и так разволновался! Оказывается, Сергий Радонежский дал в подмогу Дмитрию Донскому двух монахов из своего монастыря!
— Да, иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
— Я, офицер в отставке, не могу вообразить, чтоб у меня в батальоне служили монахи! А вы представляете, как это могло выглядеть?
— Вполне представляю. Я видела икону Сергия Радонежского шестнадцатого века, где среди сцен из его жития есть благословение Дмитрия Донского на битву. Пересвет и Ослябя там — богатыри в монашеском облачении.
— Но на иконе изображение схематичное.
— Да, иконография символична и полна условностей. Если вы хотите увидеть реалистичные портреты героев Куликовской битвы, то можно посмотреть картины Павла Рыженко.
— А что это за художник?
— Наш современник. Он родился в 1970 году и прожил меньше полувека, но успел создать множество светлых полотен. Вот, например, посмотрите, я нашла в интернете — картина «Ослябя». Очень корректное прочтение образа воина-монаха, основанное на летописных свидетельствах.
— Ну-ка, ну-ка! Благодать-то какая на картине! Весна, пасека в яблоневом саду. Деревья цветут — кажется, что запах доносится. Чудо, что за работа! Где её можно посмотреть?
— Полотно хранится в частной коллекции и иногда выставляется для показа. Я скажу вам, как только узнаю о новой выставке.
— Сделайте одолжение, Маргарите Константиновна! Я съезжу обязательно! С душой написано. Ишь, как монах хозяйствует — стволы белит, сухие сучья подрезает и сжигает. Вроде и не устал он, но крепко задумался о чём-то. Опёрся о дерево и замер. Да, хлипким он не выглядит! Руки какие мощные у него, натруженные.
— В монастыре преподобного Сергия иноки сообща вели хозяйство. Тяжкий крестьянский труд был для них и аскетическим усилием, и способом выживания.
— Скорее всего, этот богатырь с детства крестьянствовал.
— А вот и нет. Ослябя родом из бояр. До пострига он был воином, говоря современным языком — офицером.
— Коллега мой! Что ж его в монастырь привело?
— Ослябя родом из Любутска, а эта земля была предметом раздора между князьями Михаилом Тверским и Дмитрием Донским. Можно предположить, что воин участвовал в междоусобных братоубийственных столкновениях и мучился от этого. Вот и пришёл в обитель преподобного Сергия, чтобы сосредоточиться на покаянии и молитве.
— Как же тогда Ослябя согласился вновь надеть доспехи?
— Нужно было встать на защиту Родины и православной веры. К тому же призвание монахов в войско имело не только военное, но и духовное значение. Русские ратники воспринимали присутствие иноков в своих рядах, как благословение от Бога, и это давало им силы.
— Но монахи в буквальном смысле воевали на поле Куликовом или только присутствовали в войске для воодушевления?
— Александр Пересвет первым принял на себя удар. Он вызвал на бой татарского богатыря Челубея, одолел его, но и сам погиб в поединке. Согласно летописям, геройски сражался и Андрей Ослябя.
— На картине монах словно сердцем чует, что ему предстоят испытания. А цветущий сад шепчет ему о победе.
— Благоуханный яблоневый сад — образ Небесного царства Христова, в котором нет войн, болезней и скорбей. Если позволите, Владимир Николаевич, я подарю вам на Пасху репродукцию картины «Ослябя». И она будет напоминать вам не только о победе русского войска над воинствующими кочевниками. Но и о торжестве веры в Бога над грехом, добра над злом, жизни над смертью!
23 июня. О духовных плодах

В 7-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Да приносим плод Богу».
О духовных плодах — протоиерей Константин Харитонов.
Когда Господь увидел бесплодную смоковницу и проклял её, то этим показал, что так же будет отвергнут всякий человек, не приносящий плод.
Но какой Господь ждёт у нас плод? Плод духовный есть мир, радость, любовь, благотерпение. То есть мы должны стяжать в себе добродетели. Добродетели — это такие внутренние черты характера человека, которые делают его подобным Богу.
Ибо Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом, Богом по благодати. Но для того, чтобы раскрыть в себе это подобие, эту заданность, которая нам дана при сотворении человека, мы должны раскрывать в себе именно эти плоды духовные: любовь, смирение, кротость, воздержание, терпение, милосердие — всё это делает нас не просто добрыми и хорошими.
Это нас уподобляет Богу, это нас возвеличивает и делает нас богами по благодати. Чего и хочет Господь: «Будьте святы, ибо Я свят», — говорит Господь. И мы должны понимать свою великую ответственность.
Конечно, без Бога это невозможно: ни один плод принести, ни что-либо стяжать, ни что-либо совершить. Поэтому нужно призывать Бога на помощь и совершать своё восхождение к Богу, преобразуя себя, созидая себя в плодах духовных.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О сибирских святых

Сегодня 23 июня. Собор святых Тобольской митрополии.
О сибирских святых — протоиерей Игорь Филяновский.
С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии. Она была учреждена в 1620 году как архиепископия, а затем была преобразована в митрополию. Тобольск стал кафедральным городом и духовным центром миссионерского просвещения Сибири. Впоследствии были образованы и другие сибирские епархии.
В самом начале своей истории Тобольская епархия имела в лике святых святого праведника-мученика Василия Мангазейского. В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю сибирскую своими трудами на благо Церкви и Отечества. Среди них митрополиты Тобольские Иоанн Максимович и Филофей, святитель-архиепископ Нектарий, священномученик епископ Тобольский Герман, священномученики-пресвитеры Николай Пятницкий и Петр Карелин и другие исповедники.
В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси было установлено празднование в честь Собора Сибирских Святых, Собора Святых Тобольской Митрополии, которое определено совершать 23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 июня. О святых, просиявших на рязанской земле

Сегодня 23 июня. Собор рязанских святых.
О святых, просиявших на рязанской земле — игумен Лука (Степанов).
Список святых земли Рязанской включает в себя 130 подвижников благочестия, разными видами святости прославивших Господа. И благоверные князья, и мученики, и блаженные, и Христа ради юродивые.
Этот список потому столь многочисленный, что и Рязанская земля была велика, включала в себя и нынешние Муромскую, и Тамбовскую, и Подмосковную земли. И теперь границы её сжались, но почитание тех святых, которые некогда именовались рязанскими, остаётся.
Для меня особенно дорога память преподобномученика Филарета Пронского, одного из иеромонахов нашего Пронского монастыря. В дни гонений, в годы лихолетья, он, расположив чудотворный список с иконы Споручницы грешных в храме села Срезнево, там сумел создать целый подпольный монастырь. Предание говорит о 150 монашеских постригах, им совершённых в эти тяжелые времена, предвоенные времена. А сам он закончил свою исповедническую жизнь в 1942 году в одном из кемеровских лагерей.
Все выпуски программы Актуальная тема