— Добрый вечер, Владимир Николаевич!
— А? Что? Ой, простите, Маргарита Константиновна, я весь в интернете! Смотрю документальную передачу про Куликовскую битву и так разволновался! Оказывается, Сергий Радонежский дал в подмогу Дмитрию Донскому двух монахов из своего монастыря!
— Да, иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
— Я, офицер в отставке, не могу вообразить, чтоб у меня в батальоне служили монахи! А вы представляете, как это могло выглядеть?
— Вполне представляю. Я видела икону Сергия Радонежского шестнадцатого века, где среди сцен из его жития есть благословение Дмитрия Донского на битву. Пересвет и Ослябя там — богатыри в монашеском облачении.
— Но на иконе изображение схематичное.
— Да, иконография символична и полна условностей. Если вы хотите увидеть реалистичные портреты героев Куликовской битвы, то можно посмотреть картины Павла Рыженко.
— А что это за художник?
— Наш современник. Он родился в 1970 году и прожил меньше полувека, но успел создать множество светлых полотен. Вот, например, посмотрите, я нашла в интернете — картина «Ослябя». Очень корректное прочтение образа воина-монаха, основанное на летописных свидетельствах.
— Ну-ка, ну-ка! Благодать-то какая на картине! Весна, пасека в яблоневом саду. Деревья цветут — кажется, что запах доносится. Чудо, что за работа! Где её можно посмотреть?
— Полотно хранится в частной коллекции и иногда выставляется для показа. Я скажу вам, как только узнаю о новой выставке.
— Сделайте одолжение, Маргарите Константиновна! Я съезжу обязательно! С душой написано. Ишь, как монах хозяйствует — стволы белит, сухие сучья подрезает и сжигает. Вроде и не устал он, но крепко задумался о чём-то. Опёрся о дерево и замер. Да, хлипким он не выглядит! Руки какие мощные у него, натруженные.
— В монастыре преподобного Сергия иноки сообща вели хозяйство. Тяжкий крестьянский труд был для них и аскетическим усилием, и способом выживания.
— Скорее всего, этот богатырь с детства крестьянствовал.
— А вот и нет. Ослябя родом из бояр. До пострига он был воином, говоря современным языком — офицером.
— Коллега мой! Что ж его в монастырь привело?
— Ослябя родом из Любутска, а эта земля была предметом раздора между князьями Михаилом Тверским и Дмитрием Донским. Можно предположить, что воин участвовал в междоусобных братоубийственных столкновениях и мучился от этого. Вот и пришёл в обитель преподобного Сергия, чтобы сосредоточиться на покаянии и молитве.
— Как же тогда Ослябя согласился вновь надеть доспехи?
— Нужно было встать на защиту Родины и православной веры. К тому же призвание монахов в войско имело не только военное, но и духовное значение. Русские ратники воспринимали присутствие иноков в своих рядах, как благословение от Бога, и это давало им силы.
— Но монахи в буквальном смысле воевали на поле Куликовом или только присутствовали в войске для воодушевления?
— Александр Пересвет первым принял на себя удар. Он вызвал на бой татарского богатыря Челубея, одолел его, но и сам погиб в поединке. Согласно летописям, геройски сражался и Андрей Ослябя.
— На картине монах словно сердцем чует, что ему предстоят испытания. А цветущий сад шепчет ему о победе.
— Благоуханный яблоневый сад — образ Небесного царства Христова, в котором нет войн, болезней и скорбей. Если позволите, Владимир Николаевич, я подарю вам на Пасху репродукцию картины «Ослябя». И она будет напоминать вам не только о победе русского войска над воинствующими кочевниками. Но и о торжестве веры в Бога над грехом, добра над злом, жизни над смертью!
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица