
Павел Корин «Реквием. Русь уходящая», 1925-1959 гг.
— Маргарита Константиновна, а почему в музейном зале стоит огромный пустой холст? Это экран для видеопроектора?
— Нет, Наташенька, это экспонат. Может быть, самый главный здесь, в доме-музее Павла Корина.
— Но как чистое полотно может быть важнее готовых картин? Взять хотя бы вот эту работу, что стоит рядом с пустым холстом. Она небольшая, но такая выразительная. В храме на фоне иконостаса выстроились люди. Епископы, священники, монахи и миряне. И какие у них светлые лица! Иконописные...
— Это как раз финальный эскиз для гигантского полотна под названием «Реквием», огромной незавершённой работы Павла Корина. Художник трудился над ней почти тридцать пять лет, с 1925 по 1959 год — писал этюды, портреты героев. Подготовил гигантское — пять на девять метров, полотно для итоговой картины, загрунтовал его, но так и не коснулся кистью.
— Но почему?
— Трудно сказать, по какой причине Корин не стал воплощать свой «Реквием» на большом холсте. Нельзя утверждать, что Павел Дмитриевич не успел — он прожил еще много лет после того, как был готов финальный эскиз. И от замысла художник не отказывался. Да, он писал другие картины, выполнял заказы, как частные, так и государственные, даже получил звание народного художника СССР. Но «Реквием» оставался для него главной идеей.
— А в чём эта идея состояла?
— Корин задумал написать «Реквием» во время похорон патриарха Тихона в апреле 1925 года. Сотни тысяч людей пришли тогда в Донской монастырь проститься с любимым архипастырем. Пришли, хотя знали, что могут пострадать за это от безбожных властей. Павел Корин смотрел на людской поток, и думал, что видит последнее торжество православной веры в России. И захотел запечатлеть момент прощания с русским православием. Позднее он дал ещё одно название своей работе — «Русь уходящая».
— А почему люди на картине стоят спиной к алтарю?
— Думаю, автор изобразил своих современников обращёнными к зрителю на фоне иконостаса, чтобы их лица оказались в одном ряду с образами святых. Павел Корин начал работу над «Реквиемом» с портретов людей, которых видел на отпевании патриарха. Когда настала пора собрать героев на одно полотно, из них почти никого не осталось в живых. Кто-то сгинул на Колыме и в других лагерях, кто-то погиб на Бутовском полигоне. Это были уже мученики нового времени, пострадавшие за веру во Христа.
— Художник по памяти рисовал героев картины?
— Кого-то по памяти, а кто-то приходил к художнику в мастерскую. Митрополит Трифон (Туркестанов), например. Вот он на картине, в первых рядах, в ярко-красном облачении. Молитвенник, талантливый проповедник, любимый народом архипастырь.
— А кого вы ещё здесь можете назвать?
— Тут о каждом персонаже можно рассказывать. Высокий седой монах, что держит крест перед собой — игумен Митрофан (Тихонов). Он умер в тюрьме в 1941 году. Рядом с ним, слева — архимандрит Никита (Курочкин), претерпевший несколько арестов и ссылок. Тут и расстрелянный большевиками священник из Палеха, Иоанн Рождественский. И блаженный слепец Данила, что служил певчим в Высоко-Петровском монастыре, пока обитель не закрыли. И старец-схимник Агафон (Лебедев) — он скончался в тюремном лазарете в 1938 году. Всех и не перечислишь.
— Картина похожа на поминальную молитву. Жаль, что художник не стал переносить изображение на большой холст.
— С одной стороны, ты права — действительно, жаль. А с другой, финальный эскиз картины «Реквием» и подготовленное для неё гигантское полотно можно рассматривать как единое целое. Это уникальный экспонат дома-музея Павла Корина и событие в истории русской живописи. Чистый белый холст искусствоведы теперь называют иконой света. Он стал образом того благословенного Божьего пространства, которое приняло многострадальных героев полотна «Русь уходящая».
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час