Павел Корин «Реквием. Русь уходящая» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Корин «Реквием. Русь уходящая»

* Поделиться

Павел Корин «Реквием. Русь уходящая», 1925-1959 гг.

— Маргарита Константиновна, а почему в музейном зале стоит огромный пустой холст? Это экран для видеопроектора?

— Нет, Наташенька, это экспонат. Может быть, самый главный здесь, в доме-музее Павла Корина.

— Но как чистое полотно может быть важнее готовых картин? Взять хотя бы вот эту работу, что стоит рядом с пустым холстом. Она небольшая, но такая выразительная. В храме на фоне иконостаса выстроились люди. Епископы, священники, монахи и миряне. И какие у них светлые лица! Иконописные...

— Это как раз финальный эскиз для гигантского полотна под названием «Реквием», огромной незавершённой работы Павла Корина. Художник трудился над ней почти тридцать пять лет, с 1925 по 1959 год — писал этюды, портреты героев. Подготовил гигантское — пять на девять метров, полотно для итоговой картины, загрунтовал его, но так и не коснулся кистью.

— Но почему?

— Трудно сказать, по какой причине Корин не стал воплощать свой «Реквием» на большом холсте. Нельзя утверждать, что Павел Дмитриевич не успел — он прожил еще много лет после того, как был готов финальный эскиз. И от замысла художник не отказывался. Да, он писал другие картины, выполнял заказы, как частные, так и государственные, даже получил звание народного художника СССР. Но «Реквием» оставался для него главной идеей.

— А в чём эта идея состояла?

— Корин задумал написать «Реквием» во время похорон патриарха Тихона в апреле 1925 года. Сотни тысяч людей пришли тогда в Донской монастырь проститься с любимым архипастырем. Пришли, хотя знали, что могут пострадать за это от безбожных властей. Павел Корин смотрел на людской поток, и думал, что видит последнее торжество православной веры в России. И захотел запечатлеть момент прощания с русским православием. Позднее он дал ещё одно название своей работе — «Русь уходящая».

— А почему люди на картине стоят спиной к алтарю?

— Думаю, автор изобразил своих современников обращёнными к зрителю на фоне иконостаса, чтобы их лица оказались в одном ряду с образами святых. Павел Корин начал работу над «Реквиемом» с портретов людей, которых видел на отпевании патриарха. Когда настала пора собрать героев на одно полотно, из них почти никого не осталось в живых. Кто-то сгинул на Колыме и в других лагерях, кто-то погиб на Бутовском полигоне. Это были уже мученики нового времени, пострадавшие за веру во Христа.

— Художник по памяти рисовал героев картины?

— Кого-то по памяти, а кто-то приходил к художнику в мастерскую. Митрополит Трифон (Туркестанов), например. Вот он на картине, в первых рядах, в ярко-красном облачении. Молитвенник, талантливый проповедник, любимый народом архипастырь.

— А кого вы ещё здесь можете назвать?

— Тут о каждом персонаже можно рассказывать. Высокий седой монах, что держит крест перед собой — игумен Митрофан (Тихонов). Он умер в тюрьме в 1941 году. Рядом с ним, слева — архимандрит Никита (Курочкин), претерпевший несколько арестов и ссылок. Тут и расстрелянный большевиками священник из Палеха, Иоанн Рождественский. И блаженный слепец Данила, что служил певчим в Высоко-Петровском монастыре, пока обитель не закрыли. И старец-схимник Агафон (Лебедев) — он скончался в тюремном лазарете в 1938 году. Всех и не перечислишь.

— Картина похожа на поминальную молитву. Жаль, что художник не стал переносить изображение на большой холст.

— С одной стороны, ты права — действительно, жаль. А с другой, финальный эскиз картины «Реквием» и подготовленное для неё гигантское полотно можно рассматривать как единое целое. Это уникальный экспонат дома-музея Павла Корина и событие в истории русской живописи. Чистый белый холст искусствоведы теперь называют иконой света. Он стал образом того благословенного Божьего пространства, которое приняло многострадальных героев полотна «Русь уходящая».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем