Павел Фокин. Эссе «„Задача безмерная“ или „Положительно прекрасный человек“ против Достоевского» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Фокин. Эссе «„Задача безмерная“ или „Положительно прекрасный человек“ против Достоевского»

* Поделиться

Фото: Susan Q Yin / Unsplash

Вы, конечно, помните старые присловья: «глазам своим не верю» или «к этому невозможно привыкнуть» ... Почему-то считается, что они отражают не столько смыслы, сколько — эмоции. Не знаю, не знаю. Вот, разглядываю сейчас российское издание всемирно известного романа Достоевского «Идиот» выпущенного в 2018 году. На титуле читаю: «Издательство „Детская литература“, серия „Школьная библиотека“». Подивившись, открываю вступительное эссе пера Павла Фокина — просветителя и филолога, автора славной книги, о которой в эфире радио Вера есть, кстати, «Закладка» — «Достоевский: перепрочтение».

...Нынешний же текст Павла Фокина называется «„Задача безмерная“ или „Положительно прекрасный человек“ против Достоевского».

«Идиот» — самый невероятный роман в мировой литературе. Он написан неправильно. Не по правилам. Он уязвим с точки зрения теории жанра. В нём много «лишнего», много «случайного», много «странного». Главный образ неустойчив, мерцает, постоянно обновляется. Беспрерывно всплывают новые персонажи... Где железная авторская воля? Где скрепляющая целое мысль? Всё вперемешку!.. И тем не менее роман входит в число признанных шедевров мировой литературы... Он вызывает страстные споры. Притягивает к себе. Завораживает. В нём есть тайна, которая больше его. Она манит и тревожит.

Фрагмент из вступительного эссе к очередному изданию романа Достоевского «Идиот» нам читал автор этого предисловия — Павел Фокин. И читал, представьте, в стенах Музейного центра «Московский дом Достоевского», заведующим которого Павел Евгеньевич и является. Мы с автором — ровесники, и, воля ваша, но я никак не привыкну к тому, что могу читать предисловие к роману «Идиот», написанное рукою православного христианина. Ведь мы с Фокиным учились в своих ВУЗах ещё во времена таких дисциплин, как «История КПСС» и «Научный коммунизм».

В «Идиоте» Достоевский задался страшным вопросом: возможна ли Христова любовь без Христа? Посильна ли она для человека? Он придумал героя первородной невинности, вырастив, как в пробирке, существо безгрешное, почти бесплотное, положительно прекрасного человека. Он послал его к людям, дав ему силу любви Христовой. Но герой не справился с этим даром... Более того, оказалось, что любовь Христова без Христа непосильна и для людей, к которым она обращена. Она им не нужна!

Но нужна ли им тогда Христова любовь Христа? Этот вопрос нависает мучительной грозной тенью. Пове­рят ли люди в Христову любовь Христа? Когда Он придёт к ним вновь, как обещано. Или, как и две тысячи лет назад, отрекутся от Него, не поверят, распнут?.. Как отреклись от Христовой любви Мышкина, не поверив ей, повергнув несчастного в окончательное безумие. В беспросветный клинический идиотизм.

Из своего предисловия к новому изданию романа Достоевского «Идиот» читал Павел Фокин.

Ещё и ещё раз признаюсь Вам, друзья, что я испытываю почти блаженные чувства от того, что мои, например, дети, не знающие особенностей жизни в советское безбожное время, могут свободно купить в магазине книгу Достоевского в серии «Школьная библиотека» — с таким вот предисловием. И думать над ним — своей головою.... С вами был Павел Крючков, и — ещё несколько слов из текста Павла Фокина: самые последние фразы его замечательного вступления.

«Идиот» — роман неузнавания, непризнания, неверия. За духовную слепоту поплатились все. Шанс спастись остался только читателю. «Идиот» — роман-вызов. Победит зрячий — узнающий, признающий, верящий. И никто не погибнет.


Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем