Павел Чистяков «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Павел Чистяков «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву»

* Поделиться

— Ещё чаю, Наташенька?

— С удовольствием, Маргарита Константиновна! Такой интересный букет трав! Это мята и... Что же ещё, не пойму?

— Мелисса и смородиновый лист.

— Душистый чай! А как уютно у вас дома! И интересно — столько картин. Я вот эту репродукцию ещё не видела. Что это за произведение?

— Это работа Павла Чистякова из музейной коллекции Академии художеств в Санкт-Петербурге. Живописец создал полотно в 1869 году, когда учился там. И получил золотую медаль! Называется картина «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву».

— В названии — краткий рассказ об историческом событии. Это ведь Смутное время?

— Да, 1611 год. Москву тогда захватили поляки, интервентов поддержала часть русской знати. Патриарха, который призвал защитить родину, заточили в подземелье. Но народ услышал пастыря и откликнулся на призыв.

Минин и Пожарский собрали ополчение?

— Да. И когда народное войско подошло к столице и начало осаду Кремля, к Гермогену явилась делегация поляков. Они настаивали, чтобы святитель обратился к русским людям с требованием прекратить освободительную войну. Именно этот момент изобразил Павел Чистяков.

— Очень выразительная картина получилась. Мрачное тёмное помещение со сводчатыми потолками. В него входит группа мужчин в старинной воинской одежде. Они полны решительности, ведут себя властно и грозно. А Гермоген измождён, он едва живой.

Павел Чистяков подчеркнул этот контраст с помощью живописи. Латы и кольчуги поляков сияют золотом, дорогие шапки украшены парчой и перьями, кушаки и плащи алого цвета. Патриарх же изображён в чёрно-белых оттенках. Как будто земная жизнь с её яркими красками его уже не касается.

— Но вот парадокс — молодые, полные сил мужчины не могут совладать с немощным стариком, больше похожим на собственную тень. Гермоген спокойно отстраняет грамоту, которую требуют подписать захватчики, и они не в состоянии заставить его. Хотя пытаются! Тот, что стоит в центре, указывает пальцем на кандалы на полу. Угрожает!

— Этому движению художник противопоставляет руку патриарха Гермогена, указующую на небо. Два жеста — один вниз, другой вверх, олицетворяют устремления, определяющие смысл бытия. Для поляка это — власть и возможность распоряжаться чужими судьбами ради своей выгоды, для святителя — готовность отдать жизнь ради свободы родины. Он так и сказал недругам: «Что вы мне угрожаете, я боюсь одного только Бога!»

— Захватчики исполнили угрозу?

— Да, святителя заточили в кандалы и уморили голодом. Он умер в темнице.

— Но при этом Гермоген — победитель. Его подвиг не пропал даром, ополченцы освободили Москву.

— Ценность поступка патриарха Гермогена не только в благополучном завершении смуты в России. Его святость — в свидетельстве, что верность правде важнее земного благополучия. Павел Чистяков отразил это в картине «Патриарх Гермоген в темнице отказывает полякам подписать грамоту о роспуске народного ополчения, оборонявшего Москву». Потому студенческая работа и оказалась достойной войти в собрание Музея Академии художеств.


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем