Говорят, что набережная в Твери по своей красоте может сравниться с панорамами Санкт-Петербурга. Именно здесь, на стрелке Волги и Тверцы стоял знаменитый Отроч Успенский монастырь.
Эта обитель удивляет прежде всего своим необычным названием. Отроч – откуда взялось это слово, с чем оно связано? Тверичи могли бы рассказать вам красивую легенду о том, как некий отрок Григорий, которого опекал тверской князь Ярослав, собирался взять в жены горячо любимую девушку Ксению, но невесту буквально из-под венца увел князь и сам женился на ней. Григорий, как повествуется в летописи, «великою кручиною одержим» ушел «незнамо куда». Как оказалось, любимый отрок князя срубил себе келью в лесу и посвятил свою жизнь Богу. Вскоре рядом с ним поселилось еще несколько иноков – так и возник в тринадцатом веке Отроч монастырь.
В историю России эта обитель вошла прежде всего как место, где в разное время находились в заключении преподобный Максим Грек и митрополит Филипп Колычёв. Максим Грек, афонский монах, был приглашен в Россию великим князем Василием Третьим для перевода богослужебных книг. Он великолепно справлялся со своей работой, но не мог спокойно наблюдать социальную несправедливость в русской обыденности. Преподобный стал открыто обличать дворян, как «стяжателей», и вскоре был заточен в темницу – сначала в Иосифо-Волоцком монастыре под Москвой, а затем в Тверском Успенском, где провел 20 лет.
Митрополит Филипп был сослан в Отроч монастырь по приказу Ивана Грозного, здесь опального владыку и задушил опричник царя Малюта Скуратов. История заключения и смерти митрополита Филиппа свежа в памяти благодаря фильму Павла Лунгина «Царь», который вышел на экраны в 2009 году. Съемки фильма проходили на территории суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Отроч монастырь не мог предоставить кинематографистам свои площади, потому как после 1930 года он был практически полностью уничтожен. Некогда здесь, на волжском берегу стояла огромная церковь святителей Петра и Филиппа, московских чудотворцев, храм великомученицы Варвары, трёхэтажная колокольня, настоятельский корпус с братскими кельями. От всех этих зданий не осталось и следа.
От всего монастырского комплекса уцелел лишь Успенский собор, построенный при Екатерине Второй. Только этот храм, да еще памятник митрополиту Филиппу в парке неподалеку напоминают о том, что здесь находился Отроч монастырь. А на месте обители в тридцатых годах был построен огромный Речной вокзал. Зимой в нем организован прокат коньков. И там, где прежде спускались к воде монахи, теперь юноши и девушки торопятся к катку, обустроенному на льду реки. Знают ли они, какие драматические события разворачивались в этих местах пятьсот, шестьсот лет назад? Бог весть…
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







