Говорят, что набережная в Твери по своей красоте может сравниться с панорамами Санкт-Петербурга. Именно здесь, на стрелке Волги и Тверцы стоял знаменитый Отроч Успенский монастырь.
Эта обитель удивляет прежде всего своим необычным названием. Отроч – откуда взялось это слово, с чем оно связано? Тверичи могли бы рассказать вам красивую легенду о том, как некий отрок Григорий, которого опекал тверской князь Ярослав, собирался взять в жены горячо любимую девушку Ксению, но невесту буквально из-под венца увел князь и сам женился на ней. Григорий, как повествуется в летописи, «великою кручиною одержим» ушел «незнамо куда». Как оказалось, любимый отрок князя срубил себе келью в лесу и посвятил свою жизнь Богу. Вскоре рядом с ним поселилось еще несколько иноков – так и возник в тринадцатом веке Отроч монастырь.
В историю России эта обитель вошла прежде всего как место, где в разное время находились в заключении преподобный Максим Грек и митрополит Филипп Колычёв. Максим Грек, афонский монах, был приглашен в Россию великим князем Василием Третьим для перевода богослужебных книг. Он великолепно справлялся со своей работой, но не мог спокойно наблюдать социальную несправедливость в русской обыденности. Преподобный стал открыто обличать дворян, как «стяжателей», и вскоре был заточен в темницу – сначала в Иосифо-Волоцком монастыре под Москвой, а затем в Тверском Успенском, где провел 20 лет.
Митрополит Филипп был сослан в Отроч монастырь по приказу Ивана Грозного, здесь опального владыку и задушил опричник царя Малюта Скуратов. История заключения и смерти митрополита Филиппа свежа в памяти благодаря фильму Павла Лунгина «Царь», который вышел на экраны в 2009 году. Съемки фильма проходили на территории суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Отроч монастырь не мог предоставить кинематографистам свои площади, потому как после 1930 года он был практически полностью уничтожен. Некогда здесь, на волжском берегу стояла огромная церковь святителей Петра и Филиппа, московских чудотворцев, храм великомученицы Варвары, трёхэтажная колокольня, настоятельский корпус с братскими кельями. От всех этих зданий не осталось и следа.
От всего монастырского комплекса уцелел лишь Успенский собор, построенный при Екатерине Второй. Только этот храм, да еще памятник митрополиту Филиппу в парке неподалеку напоминают о том, что здесь находился Отроч монастырь. А на месте обители в тридцатых годах был построен огромный Речной вокзал. Зимой в нем организован прокат коньков. И там, где прежде спускались к воде монахи, теперь юноши и девушки торопятся к катку, обустроенному на льду реки. Знают ли они, какие драматические события разворачивались в этих местах пятьсот, шестьсот лет назад? Бог весть…
Сухотинка. Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь
В тридцати километрах к югу от города Тамбов, в Знаменском районе, есть неприметное на первый взгляд село Сухотинка. Болота, озеро, лес, и петляющая среди лугов речушка Нару-Тамбов. Когда-то на её берегу стояло имение помещиков Сухотиных — мужа и жены. С их именами неразрывно связано сердце Сухотинки и одна из наиболее известных святынь всей Тамбовщины — Богородице-Знаменский женский монастырь.
Пётр Гаврилович Сухотин получил имение в награду за проявленную доблесть при взятии Очакова во время Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов. В Сухотинке он поселился вместе с молодой женой, Варварой Александровной. Тридцать лет прожили они здесь душа в душу. Но однажды обоих внезапно одолела тяжёлая болезнь. Тогда супруги в одну и ту же ночь во сне увидели икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Пробудившись, Сухотины отслужили молебен перед этим образом и получили исцеление! После этого чудесного случая они дали Божией Матери обет устроить в своём имении иноческую обитель.
Женский монастырь, построенный на землях и на средства Сухотиных, был освящён и открыт в 1822-м году. Первой настоятельницей Богородице-Знаменской обители стала игумения Досифея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Старец Серафим лично благословил её на этот труд. Без малого столетие монастырь процветал и в него стекались паломники со всей России. А потом к власти пришли большевики. Сразу после 1917-го года Сухотинская Знаменская обитель была закрыта. Большую часть зданий, включая несколько храмов, снесли. На территории монастыря разместили детскую колонию, потом — психоневрологический диспансер.
Возрождение Богородице-Знаменского монастыря началось в 2003-м году и продолжается до сих пор. Полностью восстановлена белокаменная церковь Иверской иконы Божией матери. Обнаружен фундамент главного монастырского храма — утраченного в советские годы Знаменского собора. В будущем его планируется отстроить заново.
А пока Сухотинский Богородице-Знаменский монастырь встречает гостей чуть тронутыми временем, но сохранившимися монастырскими стенами из красного кирпича. Золотой ангел на башенке, построенной уже в наши дни, склоняет голову, приветствуя каждого, кто приехал сюда помолиться и прикоснуться к истории славной обители.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Особняк Альфреда фон Вакано
В Самаре проживало немало людей, имена которых стали неотделимы от городской летописи. В этом почетном списке одна фамилия выделяется своим необычным звучанием – фон Вакано. Давайте вспомним сегодня, кем был ее носитель и какую роль сыграл он в истории нашего города.
Альфред Филиппович фон Вакано – потомственный австрийский дворянин. Наверное, сейчас уже невозможно узнать, какие причины заставили его покинуть родину и перебраться в далекую Россию. Да к тому же не в столицу, а в Самару, в самую глубинку купеческого Поволжья.
Альфред Филиппович занялся здесь своим привычным делом – пивоварением. Свою деятельность он организовал так, что она не только приносила ему личный доход, но и способствовала развитию Самары. Взяв в аренду пустующую землю с заброшенными заводскими зданиями, он в короткий срок устроил успешное предприятие.
На территории же Самарского пивоваренного завода Альфред фон Вакано с разрешения городской управы построил двухэтажный особняк для проживания с семьей. Современники назвали это архитектурное чудо, украшенное шестигранной башней, вакановским теремом. Внутренние помещения этого здания были обустроены с фантазией и везде царила атмосфера оригинальности. Неутомимый путешественник, фон Вакано собрал бесконечное количество полезных вещей и милых безделушек со всех концов света. В этой коллекции были и уникальные произведения искусства, часть которых хранится сейчас в Самарском художественном музее.
От былой роскоши в особняке Вакано сохранились рельефные дубовые потолки и голландская печь, облицованная с одной стороны узорной, а с другой – белой керамической плиткой. На белой керамике виден рисунок. Считается, что он принадлежит кисти самарского художника Константина Головкина, который был другом Альфреда Филипповича.
Человек незаурядный, и может быть даже эксцентричный, фон Вакано полюбился самарцам вовсе не за свою склонность ко всему необычному. Важнейшей частью его разносторонней жизни была благотворительность. Влюбленный в Самару австриец купил большой участок земли под строительство приюта для сирот, постоянно помогал деньгами Российскому обществу Красного Креста, а также заботился о детях, чьи отцы погибли во время войны с Японией. Во время неурожая 1899 года Альфред Филиппович взял на себя заботу кормить тысячу человек в течение года. Удивительно, но с началом Первой мировой войны австрийский дворянин предоставил для лечения русских солдат полностью оборудованную больницу и оплачивал все расходы по ее содержанию. Вот уж воистину «чудны дела твои, Господи»!
Свято-Ильинский женский монастырь (село Подгоры)
На правой стороне Волги, у подножия Жигулевских гор расположилось древнее село Подгоры. Основано оно было в семнадцатом веке. Здесь жили крестьяне, приписанные к монастырю, некогда существовавшему в этих заповедных местах. Позднее обитель пришла в упадок, от нее остался лишь храм Пророка Илии и он стал просто сельским. В советское время Ильинская церковь была закрыта. Но уничтожить веру в Бога в человеческих сердцах властям не удалось. Православные тайком по домам собирались на молитву, торжественно встречали Рождество и Пасху.
В конце двадцатого века жизнь в маленьком правобережном селе, отрезанном рекой от Самары, стала затихать. Здесь оставались только старики, не желавшие покидать свою малую родину, да дачники приезжали в заповедные места на три летних месяца. Так продолжалось до тех пор, пока храм пророка Илии не передали верующим. И тут произошло удивительное. Из праха восстало не только здание церкви… В Подгорах вновь, как триста с лишним лет назад, зазвучала монашеская молитва.
Первым инокиням вновь учрежденной обители пришлось нелегко – поселиться им пришлось практически на пустом месте. Покосившийся дачный домик рядом с полуразрушенным храмом – вот и все, что составляло монастырское хозяйство. Окрестности заросли бурьяном, среди которого высилась мусорная свалка. От Ильинской церкви оставались одни стены – не было ни куполов, ни колокольни. Хрупкие женщины с Божией помощью, по сути, совершили настоящее чудо – за несколько лет запущенная территория преобразилась до неузнаваемости.
Сейчас Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь – один из красивейших в области. Белокаменная ограда отделана алым карнизом. На территории, украшенной цветниками, расположились сестринский корпус, игуменский дом и изящная часовня-беседка с мраморной чашей для освящения воды. Воссозданный невероятными усилиями храм святого Илии вновь стал центром духовной жизни в селе. Белокаменное здание церкви невысокое, приземистое, но его ярко-красные купола, выкрашенные под цвет огненной колесницы пророка, видны издалека.
Рядом выстроен еще один храм – деревянный. Он посвящен самарскому святому, священнику Константину Сухову, расстрелянному большевиками. Это не случайно. Когда прихожане Ильинского храма расчищали территорию для строительства монастыря, они обнаружили большое количество человеческих костей. Оказалось, что в тридцатые годы на этом месте находились лагеря, в которых в числе прочих страдальцев погибло много священников и монахов.
Добираться до Подгор лучше всего через село Рождествено, до которого ходит теплоход из Самары. А от Рождествено можно дойти пешком. Прогулка по петляющей вдоль Жигулевских гор асфальтовой дороге – отдельное удовольствие.













