— Я поездом ехал, ехал, ехал. Потом машина ехал. Лошадь тоже ехал. А он говорит, что мой сын нет здесь!
Взволнованный голос с сильным южным акцентом. Человека, который только что рассказывал о своём долгом путешествии, зовут Георгий Махарашвили. Он проделал нелёгкий путь из маленького грузинского села в военный госпиталь под Новороссийском, чтобы увидеть сына, лечившегося там после ранения. Георгий очень спешил, но когда с большим трудом всё-таки добрался до госпиталя, оказалось, что сына уже выписали и отправили обратно на фронт. Шла Великая Отечественная война.
Таков сюжет фильма, о котором мы сегодня поговорим. Фрагмент из него как раз и прозвучал в начале нашей программы. Картина называется «Отец солдата». Её снял в 1964 году грузинский режиссёр Резо Чхеидзе. Этот фильм не зря называют одной из сильнейших советских драм о войне, хотя масштабных батальных сцен в нём совсем нет. Мощь картины в другом: режиссёру удалось показать войну не только как разрушительную силу, в борьбе с которой люди отдавали жизни, но и как обстановку, где наиболее ярко высвечивалась душа человека, проявлялась его способность любить, сострадать и жертвовать собой во имя ближнего.
Георгий Махарашвили, главный герой фильма «Отец солдата», оказался на войне случайно. Пытаясь разыскать сына, которого не застал в госпитале, он попадает на линию фронта; несмотря на весьма почтенный возраст, упрашивает командование взять его добровольцем и доходит с советской армией до Берлина. В одном из сильнейших эпизодов картины мы видим, как на подступах к Берлину солдатам попадается виноградник. Один из танкистов решает проехать по нему, но неожиданно получает суровый отпор от рядового Махарашвили.
— Что ты сделал? Не видишь, что здесь виноград? Что у тебя, дороги нет, да?
— А ты видел, что они у нас делали?
— Это они делали, а ты что, фашистом стал, да? Иди сюда. Вот, немецкий мальчик. Иди, стреляй. Стреляй!
— Скажешь тоже. Я что, фашист, что ли?
— А виноград тебе не жалко, да? Это же живой, слушай.
Возлюбить врагов, то есть, исполнить одну из главных евангельских заповедей, на войне, кажется, невозможно. Но этот эпизод показывает, что у рядового Махарашвили получается даже это. Режиссёр картины «Отец Солдата» Резо Чхеидзе сумел тонко и ненавязчиво подчеркнуть не только человечность главного героя, но и его веру в Бога. Так, например, в самом начале фильма, перед тем, как отправиться в путь, Георгий молится. А в сцене с немецким виноградником он поёт грузинский церковный гимн Богородице «Ты еси лоза».
Махарашивили ни на минуту не перестаёт думать о своём сыне и надеяться на встречу. А зритель надеется вместе с ним. До самых последних минут фильма, когда в Берлине, в одном из разрушенных зданий Георгий вдруг слышит песню на родном языке, и узнаёт голос сына.
— Ты грузин, парень? (спрашивает по-грузински)
— Да, грузин!
— Откуда?
— Из Гурджани!
— Гоердзи, сынок! Эй!
Трогательный финал картины вызывает сильные эмоции. Хочется радоваться и плакать вместе с главным героем, и считаешь секунды до момента, когда отец и сын наконец-то не только услышат, но и увидят друг друга. Чтобы подчеркнуть силу этой старой советской киноленты, хотелось бы вспомнить ещё и удивительный случай, поведанный режиссёром картины Резо Чхеидзе. Однажды он получил письмо от молодого человека, который рассказал, как добровольно пришёл в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он решился на этот шаг, юноша ответил: «Я посмотрел фильм „Отец солдата“ и решил, что буду честно жить».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 181 зач., VI, 1-10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В наши дни верующим нередко приходится выслушивать критику, которой они, по сути, не заслужили, так как лично ничего плохого не делали. В таких ситуациях всегда возникает вопрос: что мне и делать и как мне себя вести? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 6-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Кто из нас не подвергался незаслуженной критике, лично ничего плохого не сделав, будучи просто частью коллектива? Мы выслушивали упрёки учителя, который обращался ко всему классу, говоря о плохом поведении и низком среднем балле за контрольную. Мы могли выложиться по полной и терпеть обидные комментарии, если наша команда проиграла... В таких ситуациях все прекрасно понимают, что оправдываться и говорить «лично я ничего плохого не сделал» глупо и бессмысленно. Критикуя, люди часто склонны к тому, что называется генерализацией. Сплошь и рядом мы слышим критику учителей, врачей, чиновников и кого угодно ещё... И, конечно же критику христиан. Тем более, что заповеди, которые христиане призваны соблюдать, действительно задают высокую планку. Любой, кто переживал подобную критику, знает, что это непросто. Судя по всему, подобные трудности были уже у апостола Павла. Кто-то из иудеев, кто-то из бывших язычников, люди становились членами Церкви, но далеко не всегда были способны полностью исправиться и жить по заповедям. Апостол называл членов общин святыми, ориентируясь на их решимость в борьбе с грехом и желание быть Божьими. Конечно, чтобы оставаться членами Церкви, сознательного и вольного нарушения заповедей допускать они были не должны... Но что значит не должны, если перед нами живые люди, которые могут усомниться в вере, ошибиться, запутаться в сложных обстоятельствах... Путешествуя между разными общинами, апостол и его соработники старались вести себя так, чтобы ничем, ни словом, ни делом, не создать ни для кого препятствий на пути к Богу. При этом ни гарантировать идеального поведения всех верующих, ни отвечать за их грехи и ошибки, они попросту не могли. Но что же в таком случае возможно было сделать? Как можно было остаться христианином и даже апостолом, если никакого идеала создать не получалось? Особенно когда несогласные с Павлом иудеи и язычники указывали на проблемы, преувеличивали их и пересказывали друг другу. Конечно, можно было сказать им, что они делают это для того, чтобы оправдать собственное неверие, но одними обличениями внешних ограничиваться было никак невозможно, нужно было положительное свидетельство. Павел выбирает единственно верный путь, он будто бы говорит: "Да, может быть, вы слышите много плохого, да, может быть, часть этого правда, но, поверьте, доброй правды гораздо больше. Гораздо больше тех, кто служит Богу в нелицемерной любви, претерпевая самые разные испытания. Тех, кто живет по-христиански, хотя христиан повсюду бесчестят, кто не обращает внимания, ни на порицания, ни на похвалу, кто верен, несмотря на обвинения в обмане, кто находит возможность радоваться, когда вокруг многое сподвигает к скорби.
С тех пор прошло две тысячи лет, но, как мы видим, не изменилось практически ничего. Мы не можем ничего гарантировать и не можем за всех оправдываться... Следуя апостольскому примеру, мы можем жить честно и по-христиански сами, предав остальное в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жизненно важное лекарство для Софии Будановой из Воронежа
10-летняя София Буданова из Воронежа — спортсменка, чемпионка по каратэ. Это вид японского боевого искусства. Соня обладает огромной силой воли. За спиной у неё много соревнований и побед. При этом девочка скромная и хвастаться наградами не любит. Спорт для неё — это прежде всего образ жизни. Но с недавнего времени ей запретили заниматься каратэ. У девочки обнаружили тяжёлое заболевание крови, и теперь любая травма для неё представляет большую опасность.
Сейчас Соня находится в больнице. Ей регулярно ставят поддерживающие организм капельницы, но их действия хватает лишь на 7 дней, они не могут вылечить девочку. На это способно лишь сильное лекарство. Препарат, который нужен Соне — дорогостоящий, и семье необходима помощь в его оплате.
Несмотря на трудные обстоятельства, девочка смело смотрит в будущее, подбадривает родителей и говорит, что, если у неё не получится вернуться к занятиям каратэ — она будет художницей. Но кем бы Соня ни стала — главное, чтобы выздоровела!
Если вы хотите помочь Софии Будановой из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и поддержите сбор на жизненно важное лекарство: https://dobro-svet.ru/komu-pomoch/budanova-sofiia/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«16-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Пресвятой Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского (Лк. VI, 31-36) и Апостольского (2 Кор. VI, 1-10) чтений в 16-е воскресенье по Пятидесятнице, о празднике Покрова Пресвятой Богородицы и о днях памяти священномученика Дионисия Ареопагита и апостола Фомы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица