
— Я поездом ехал, ехал, ехал. Потом машина ехал. Лошадь тоже ехал. А он говорит, что мой сын нет здесь!
Взволнованный голос с сильным южным акцентом. Человека, который только что рассказывал о своём долгом путешествии, зовут Георгий Махарашвили. Он проделал нелёгкий путь из маленького грузинского села в военный госпиталь под Новороссийском, чтобы увидеть сына, лечившегося там после ранения. Георгий очень спешил, но когда с большим трудом всё-таки добрался до госпиталя, оказалось, что сына уже выписали и отправили обратно на фронт. Шла Великая Отечественная война.
Таков сюжет фильма, о котором мы сегодня поговорим. Фрагмент из него как раз и прозвучал в начале нашей программы. Картина называется «Отец солдата». Её снял в 1964 году грузинский режиссёр Резо Чхеидзе. Этот фильм не зря называют одной из сильнейших советских драм о войне, хотя масштабных батальных сцен в нём совсем нет. Мощь картины в другом: режиссёру удалось показать войну не только как разрушительную силу, в борьбе с которой люди отдавали жизни, но и как обстановку, где наиболее ярко высвечивалась душа человека, проявлялась его способность любить, сострадать и жертвовать собой во имя ближнего.
Георгий Махарашвили, главный герой фильма «Отец солдата», оказался на войне случайно. Пытаясь разыскать сына, которого не застал в госпитале, он попадает на линию фронта; несмотря на весьма почтенный возраст, упрашивает командование взять его добровольцем и доходит с советской армией до Берлина. В одном из сильнейших эпизодов картины мы видим, как на подступах к Берлину солдатам попадается виноградник. Один из танкистов решает проехать по нему, но неожиданно получает суровый отпор от рядового Махарашвили.
— Что ты сделал? Не видишь, что здесь виноград? Что у тебя, дороги нет, да?
— А ты видел, что они у нас делали?
— Это они делали, а ты что, фашистом стал, да? Иди сюда. Вот, немецкий мальчик. Иди, стреляй. Стреляй!
— Скажешь тоже. Я что, фашист, что ли?
— А виноград тебе не жалко, да? Это же живой, слушай.
Возлюбить врагов, то есть, исполнить одну из главных евангельских заповедей, на войне, кажется, невозможно. Но этот эпизод показывает, что у рядового Махарашвили получается даже это. Режиссёр картины «Отец Солдата» Резо Чхеидзе сумел тонко и ненавязчиво подчеркнуть не только человечность главного героя, но и его веру в Бога. Так, например, в самом начале фильма, перед тем, как отправиться в путь, Георгий молится. А в сцене с немецким виноградником он поёт грузинский церковный гимн Богородице «Ты еси лоза».
Махарашивили ни на минуту не перестаёт думать о своём сыне и надеяться на встречу. А зритель надеется вместе с ним. До самых последних минут фильма, когда в Берлине, в одном из разрушенных зданий Георгий вдруг слышит песню на родном языке, и узнаёт голос сына.
— Ты грузин, парень? (спрашивает по-грузински)
— Да, грузин!
— Откуда?
— Из Гурджани!
— Гоердзи, сынок! Эй!
Трогательный финал картины вызывает сильные эмоции. Хочется радоваться и плакать вместе с главным героем, и считаешь секунды до момента, когда отец и сын наконец-то не только услышат, но и увидят друг друга. Чтобы подчеркнуть силу этой старой советской киноленты, хотелось бы вспомнить ещё и удивительный случай, поведанный режиссёром картины Резо Чхеидзе. Однажды он получил письмо от молодого человека, который рассказал, как добровольно пришёл в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он решился на этот шаг, юноша ответил: «Я посмотрел фильм „Отец солдата“ и решил, что буду честно жить».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело