
— Я поездом ехал, ехал, ехал. Потом машина ехал. Лошадь тоже ехал. А он говорит, что мой сын нет здесь!
Взволнованный голос с сильным южным акцентом. Человека, который только что рассказывал о своём долгом путешествии, зовут Георгий Махарашвили. Он проделал нелёгкий путь из маленького грузинского села в военный госпиталь под Новороссийском, чтобы увидеть сына, лечившегося там после ранения. Георгий очень спешил, но когда с большим трудом всё-таки добрался до госпиталя, оказалось, что сына уже выписали и отправили обратно на фронт. Шла Великая Отечественная война.
Таков сюжет фильма, о котором мы сегодня поговорим. Фрагмент из него как раз и прозвучал в начале нашей программы. Картина называется «Отец солдата». Её снял в 1964 году грузинский режиссёр Резо Чхеидзе. Этот фильм не зря называют одной из сильнейших советских драм о войне, хотя масштабных батальных сцен в нём совсем нет. Мощь картины в другом: режиссёру удалось показать войну не только как разрушительную силу, в борьбе с которой люди отдавали жизни, но и как обстановку, где наиболее ярко высвечивалась душа человека, проявлялась его способность любить, сострадать и жертвовать собой во имя ближнего.
Георгий Махарашвили, главный герой фильма «Отец солдата», оказался на войне случайно. Пытаясь разыскать сына, которого не застал в госпитале, он попадает на линию фронта; несмотря на весьма почтенный возраст, упрашивает командование взять его добровольцем и доходит с советской армией до Берлина. В одном из сильнейших эпизодов картины мы видим, как на подступах к Берлину солдатам попадается виноградник. Один из танкистов решает проехать по нему, но неожиданно получает суровый отпор от рядового Махарашвили.
— Что ты сделал? Не видишь, что здесь виноград? Что у тебя, дороги нет, да?
— А ты видел, что они у нас делали?
— Это они делали, а ты что, фашистом стал, да? Иди сюда. Вот, немецкий мальчик. Иди, стреляй. Стреляй!
— Скажешь тоже. Я что, фашист, что ли?
— А виноград тебе не жалко, да? Это же живой, слушай.
Возлюбить врагов, то есть, исполнить одну из главных евангельских заповедей, на войне, кажется, невозможно. Но этот эпизод показывает, что у рядового Махарашвили получается даже это. Режиссёр картины «Отец Солдата» Резо Чхеидзе сумел тонко и ненавязчиво подчеркнуть не только человечность главного героя, но и его веру в Бога. Так, например, в самом начале фильма, перед тем, как отправиться в путь, Георгий молится. А в сцене с немецким виноградником он поёт грузинский церковный гимн Богородице «Ты еси лоза».
Махарашивили ни на минуту не перестаёт думать о своём сыне и надеяться на встречу. А зритель надеется вместе с ним. До самых последних минут фильма, когда в Берлине, в одном из разрушенных зданий Георгий вдруг слышит песню на родном языке, и узнаёт голос сына.
— Ты грузин, парень? (спрашивает по-грузински)
— Да, грузин!
— Откуда?
— Из Гурджани!
— Гоердзи, сынок! Эй!
Трогательный финал картины вызывает сильные эмоции. Хочется радоваться и плакать вместе с главным героем, и считаешь секунды до момента, когда отец и сын наконец-то не только услышат, но и увидят друг друга. Чтобы подчеркнуть силу этой старой советской киноленты, хотелось бы вспомнить ещё и удивительный случай, поведанный режиссёром картины Резо Чхеидзе. Однажды он получил письмо от молодого человека, который рассказал, как добровольно пришёл в милицию, чтобы признаться в совершении кражи. Когда у него спросили, почему он решился на этот шаг, юноша ответил: «Я посмотрел фильм „Отец солдата“ и решил, что буду честно жить».
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема