Когда Иисус Христос пришел с проповедью о Царстве Небесном в свой родной город Назарет, слава о нем уже распространилась по палестинским землям. Повсюду люди обсуждали превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, исцеление сына царедворца в Капернауме и другие чудеса, совершенные Спасителем. Жители Назарета, знавшие Иисуса с детства, тоже жаждали чуда. Однако, проповедь Христа они встретили с недоверием. «Разве это не сын Марии? Разве не на наших глазах он вырос? Так откуда в его словах такая премудрость?» - говорили они. Желая подчеркнуть свою осведомленность, назаряне перечислили даже имена сводных братьев Иисуса, сыновей Иосифа от первого брака – Иакова, Иосии, Иуды и Симона.
Об одном из них - Иакове, нам известно, что он стал епископом и принял мученическую кончину. Иаков оставил послание, которое вошло в Священное писание. Еврейский историк первого столетия, Иосиф Флавий, упоминает в своих трудах, что «Иаков, брат Иисуса, пользовался большим уважением среди жителей Иерусалима, включая иудеев, которые называли его «Иаковом праведным», а также «человеком с верблюжьими коленями». Такое прозвище сводный брат Христа получил потому, что из-за усердия к молитве его колени своими мозолями стали напоминать ноги верблюда.
А в 2002 году мировой общественности было предъявлено материальное доказательство, что Иаков – реальная историческая личность. Израильский антиквар Оден Голан представил ученым артефакт из своей частной коллекции древностей – оссуарий, на одном из сторон которого выбита надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса»
Комментарий эксперта:
Оссуарий Иакова – это каменный короб, чуть расширяющийся кверху. Размеры его невелики: около полуметра в длину, двадцать пять сантиметров в ширину и тридцать – в высоту. Подобные ящики иудеи использовали для повторного захоронения. Вначале тело умершего помещали в особую нишу в погребальной пещере. А по истечении определенного срока кости собирали и складывали в оссуарий – это позволяло экономить место в родовых склепах, приобретать которые было довольно дорого.
Такая практика существовала среди еврейского населения Палестины достаточно недолго – с первого века до Рождества Христова по семидесятый год после Рождения Спасителя. Именно этим временем ученые датировали оссуарий с надписью на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».
Научное сообщество Израиля безоговорочно признало, что погребальный каменный короб из коллекции Одена Голана действительно был изготовлен в первом веке. А вот датировка надписи на нем вызвала сомнения. Некоторые специалисты стали утверждать, что слова, в которых, собственно, и заключается ценность артефакта, были нанесены значительно позднее. Израильский департамент древностей выдвинул против Одена Голана обвинение в подделке, и антиквар даже на некоторое время был взят под стражу!
Чтобы установить истину, была создана ученая комиссия, в которую вошли пятнадцать израильских специалистов и несколько международных экспертов. К изучению оссуария Иакова были привлечены палеографы французской Сорбонны, канадского Королевского музея Онтарио, Католического университета Америки.
Ситуация осложнялась тем, что Оден Голан приобрел оссуарий у так называемых черных археологов, которые не только занимаются незаконными раскопками, но и небрежно обращаются с находками, представляющими историческую ценность. В обвинении, выдвинутом против коллекционера, главным пунктом было заключение профессора Тель-Авивского университета Ювала Горена, что «надпись была сделана или очищена в недавнее время». В ответ на это научный сотрудник Королевского музея Онтарио Эд Килл возразил, что, если надпись на оссуарии перед его продажей была очищена, это не отменяет ее подлинности и лишь обязывает ученых быть более внимательными и острожными в выводах.
Комментарий эксперта:
Весомую оппозицию скептикам составил ведущий палеограф Сорбонны Андре Лемэр – именно его аргументы стали решающими в судебном разбирательстве, инициированном израильским Департаментом древностей. Доктор Лемэр обнаружил внутри высеченных букв слой древней патины – и главный свидетель со стороны обвинения, профессор Ювал Горен, признал наличие аутентичного древнего налета на всей поверхности записи!После этого обвинение Одена Голана было снято.
В ходе так называемого «дела о подлоге века», которое длилось почти пять лет, было опрошено более семидесяти пяти свидетелей и собрано девять тысяч страниц показаний! Однако все попытки дискредитировать подлинность надписи на оссуарии Иакова не увенчались успехом. Древний погребальный короб по праву считается одним из самых важных артефактов новозаветной библейской археологии.
«Святитель Лука Крымский — врач и епископ». Екатерина Каликинская
У нас в гостях была директор музея святителя Луки Войно-Ясенецкого в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о том, как в судьбе святителя Луки соединились два служения: врачебное и священническое, а также о его роли в жизни Русской Церкви и о вкладе в развитие медицины. Кроме того мы говорили о документальном фильме по сценарию нашей гостьи «Врачи победы».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Возрождение храма Живоначальной Троицы на Шаболовке
В храме Живоначальной Троицы на Шаболовке службы возобновились с 1992-го года. Настоятелем храма был назначен Протоиерей Георгий Вахромеев, и он собрал вокруг себя большой дружный приход, который осуществил огромную работу по возрождению храма. Был создан прекрасный интерьер церкви, прихожане помогали Батюшке Георгию украсить ее необыкновенным иконостасом, написать множество красивых икон. Был создан замечательный хор.
В 2025-м году в храм был назначен Протоиерей Артемий Владимиров, и приход храма Живоначальной Троицы растет с каждым днем. Все, кто сюда приходят, с теплом и благодарностью вспоминают Отца Георгия Вахромеева, и приобщаются к той удивительной атмосфере, которая была им создана, и приумножается новыми идеями, планами и свершениями.

на Шаболовке




и Батюшкой Николаем


Все выпуски программы Места и люди
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение








