Мимо дома под номером 139 на самарской улице Куйбышева невозможно пройти равнодушно. Глядя на этот особнячок даже самый прагматичный человек, не склонный к сантиментам, засомневается – а не попал ли он в сказку? Миниатюрный дворец купца Ивана Андреевича Клодта действительно как будто сошел со страниц детской книжки – теремок, пряничный домик. Не перечесть всех его украшений – это остроконечные башенки, причудливые балконы, резные коньки и изысканные флюгеры. Дерзкое смешение в одном здании всех архитектурных стилей буквально взрывает представление о законах зодчества. Не понять, что здесь довлеет – европейское влияние или древнерусские корни. Одно можно сказать определенно – талантливому самарскому архитектору Александру Щербачёву было нескучно воплощать фантазии своего заказчика.
А ведь этого веселого домика могло вовсе не быть в Самаре. Получить разрешение на строительство на улице Дворянской, которая сегодня носит имя Куйбышева, в конце девятнадцатого века было невероятно трудно. И все-таки городские власти позволили здесь строиться купцу Ивану Клодту, который приехал в город всего за несколько лет до этого. За что такая милость? Дело в том, что заслуги перед городом у семейства Клодтов были немалые. Именно Иван Андреевич и его старший брат Карл обеспечивали Самару всем необходимым для поддержания системы водоснабжения. Также они создали электрическую компанию и снабжали горожан проводами, лампочками Эдисона, динамо-машинами – можно сказать, несли людям свет.
Домик Клодта выглядит весьма миниатюрным, но это впечатление обманчиво - внутреннее пространство расширено за счет просторных подвалов и высокой мансарды. В доме и прилегающем к нему дворе размещались каретник, конюшня, прачечная, коровник, птичник, ледник. Хорош был и сад, окружавший теремок.
После революции в особняке Клодта была устроена коммуналка. Впрочем, делить роскошные апартаменты самарским рабочим довелось недолго – вскоре здание занял военачальник высокого ранга. Во время Великой Отечественной войны здесь располагалось афганское консульство, затем дом долгое время служил детским садиком.
Как видно, пряничному теремку по душе пришлись ребячьи голоса – он и поныне остается учреждением, предназначенным для маленьких и юных. Сейчас здесь размещается картинная галерея, но не простая, а детская. Для ребятишек открыто множество творческих мастерских – эстетического развития, академической живописи, рисунка и композиции, керамики и гончарного дела, этнографии и истории мирового искусства. Кроме постоянной экспозиции, в залах музея постоянно обновляются выставки, подготовленные с расчетом на детское восприятие.
Доехать в пряничный домик можно на третьем, пятнадцатом, двадцатом трамвае, остановка называется «Филармония». Галерея открыта ежедневно, с девяти до семнадцати – в этой сказке выходных не бывает!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница