Нерчинск ныне – это весьма небольшой, даже маленький городок в Забайкалье с населением всего-то около 15-ти тысяч человек.
И спросите, какую роль играет он ныне в государстве Российском? Да никакую… А меж тем, когда-то Нерчинск находился в гуще не токмо экономической, но и политической жизни. Прошли те времена, но рассказать о них надо.
И сегодня расскажем мы об основании и начале развития славного города Нерчинска.
Основан он был казаками в 1653 году. И сразу встал, так сказать, на острие политической жизни, «для приводу немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку и для государева ясачного сбору».
Собственно, был это еще не город, а острожец, да и стоял он не на нынешнем месте. И простоял-то недолго: спустя 3 года его спалил предводитель здешних тунгусов (ныне мы знаем этот народ как эвенков) князь Ган-Тимур.
Новый острог возвели на левом берегу Нерчи возле ее впадения в Шилку в 1657 году. И город стал расти, поскольку занял выгоднейшее место на пути в Китай и на Амур. Иными словами, он без преувеличений превратился в крупный торговый центр. В 1670 году в Нерчинск пришел первый торговый караван четырех китайских купцов, потом еще два, потом еще и еще.
А в году Нерчинск и вовсе оказался на острие политики – здесь в 1689 был заключён договор Китаем о разделении здешних территорий, который известен как Нерчинский договор. Это фактически был первый политический документ, который создал условия для развития русских экономических и культурных связей с Китаем.
Любопытная деталь: в 1667 году на речку Нерчу, собственно, в окрестности Нерчинска, вернулся разоритель первого острога Ган-Тимур, дабы вместе с родственниками и подданными вступить в русское подданство. И был прощен и жалован русским царем официальным титулом князя.
С этого момента, казаки начали селиться и вне острога, а в 1677 году в Нерчинск "из России" прибыли 27 семейств "церковных раскольников" и "мятежников", которым заменили смертную казнь ссылкой в Даурию.
Первый нерчинский воевода стольник Федор Воейков старательно насаждал здесь земледелие, и примерно в те же годы прибывшие в Нерчинский острог вольные поселенцы – аж целых 23 крестьянских семьи занялись – и весьма успешно – хлебопашеством. Короче, город рос и расцветал.
Такова история основания интереснейшего сибирского города Нерчинска.
«Музыка и вера»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM