Ольга Александрова-Гейнс вошла в историю Казани как женщина, смысл жизни которой заключался в благотворительности. Ольга Сергеевна могла бы жить в своё удовольствие — средства позволяли, но она не умела проходить мимо тех, кто молил о помощи.
Ольга родилась в семье городского головы в 1792-ом году. Сергей Александров был известным благотворителем — пожертвовал на нужды казанцев два миллиона рублей. После смерти отца и старшего брата Ольге достался солидный капитал — Александровы торговали чаем и владели кожевенным заводом. Но продолжать семейный бизнес Ольга не захотела. Как не захотела жить только для себя. Она была готова отдать людям всё, что имеет, а потому вложила состояние в доходные бумаги и посвятила себя благотворительности.
Александрова-Гейнс — двойная фамилия появилась у Ольги Сергеевны после замужества — заботилась о девочках Александринского приюта. Почти каждый день приезжала к ним, проверяла, как содержится заведение, не обижают ли воспитанниц. Обставила приют уютной мебелью, утеплила здание. Она знала о проблемах и желаниях каждой девочки, — а их было 115 — и относилась к ним с материнской нежностью. Покупала наряды, по праздникам привозила подарки. Ольга Сергеевна понимала, как важно барышням по выходе из приюта, владеть какой-нибудь профессией, и наняла учительниц кройки, шитья и кружевоплетения, жалование которым платила из своего кармана.
В 1889-ом году благотворительница ассигновала 40 000 рублей на возведение нового здания для приюта. И в том же году решила открыть в Казани больницу для бедных и больницу для детей. Финансирование строительства Александрова-Гейнс взяла на себя. Клиники обошлись ей в сто тысяч рублей. Деньги по тем временам немалые, но радости Ольга Сергеевны не было предела — ведь она сумела помочь стольким людям.
Александрова-Гейнс была почётной попечительницей Ксенинской женской гимназии. Со временем её здание обветшало и благотворительница пожертвовала 50 000 рублей на постройку нового. А когда в Казани решили открыть музей, перечислила ему целое состояние — полмиллиона и отдала под учреждение одно из самых красивых городских зданий — Александровский пассаж. Эти торговые ряды за миллион рублей построил ещё брат Ольги Сергеевны. Она без сожаления рассталась со своей недвижимостью ради общего блага. Но власти не стали делать музей из Пассажа. Магазин продолжал работать в обычном режиме, а вот все доходы от продаж шли на содержание музея.
Узнав о том, что казанскому епархиальному училищу нужны средства для строительства домовой церкви Александрова-Гейнс первой откликнулась на просьбу о помощи. На свои деньги Ольга Сергеевна построила училище для девиц духовного сословия. Институт благородных девиц постоянно получал от неё средства и мусульманское благотворительное общество обращалось к ней в трудные минуты.
Уходящий 19-ый век Ольга Сергеевна проводила ещё одним деянием — открыла богадельню имени своего отца. Последним жестом доброй воли благотворительницы стала продажа ею в 1916-ом году коллекции картин из личного собрания. Среди полотен был и портрет самой дарительницы кисти Репина. Вырученные средства Ольга Сеергевна истратила на нужды гимназистов.
Революция отобрала у неё всё. Не оставила даже жилья — из собственного дома Александрову-Гейнс выгнали. Она скиталась по улицам до тех пор, пока её не приютил один из тех, кого она когда-то вызволила из беды. В 1927-ом году Ольга Сергеевна скончалась. Похоронили её на кладбище Зилантова женского монастыря. Новые власти дали на это разрешение. Даже они были впечатлены размахом благотворительной деятельности Александровой-Гейнс, доброта и милосердие которой не знали границ.
Все выпуски программы Имена милосердия
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых