Говорят, однажды Сергей Есенин чуть было не подрался с Владимиром Маяковским. Якобы, поспорили о том, чьи стихи больше будут любить благодарные потомки. Спор тот завершился ничьей – повздоривших поэтов от греха подальше просто развели по разным углам. «Драка века» так и не состоялась, но вот парадокс! - даже не состоявшаяся, она обросла всякого рода домыслами, и со временем превратилась в этакую полуанекдотическую байку, каких вокруг имени Есенина, к сожалению, образовалось великое множество.
Филологи Олег Лекманов и Михаил Свердлов решили единым фронтом выступить против подобных «мифов и легенд» о жизни, пожалуй, одного из самых любимых наших поэтов. Вооружившись строгими фактами, они совместными усилиями написали книгу «Есенин. Биография», вышедшую в издательстве «Корпус», заявив ее как попытку беспристрастного взгляда на жизнь и творчество Сергея Александровича.
Как признавались авторы, главным принципом, которым они руководствовались при написании книги, была объективность. Им хотелось избежать обычных для большинства есенинских жизнеописаний пафоса и восхвалений, но вовсе не потому, что они Есенина не любят, а совсем даже наоборот. Именно на почве любви к поэту оба литературоведа с довольно разными взглядами на героя, сошлись в одном и том же: читатель имеет право на альтернативу. Имеет право видеть Есенина не только «златокудрым Лелем», завсегдатаем московских кабаков и, наконец, истеричным самоубийцей, или, как вариант – тайно и зверски убиенным. К огромному сожалению, констатируют Лекманов и Свердлов, почти все ранее вышедшие (в том числе и современные) биографии Есенина предлагают читателю довольствоваться именно этими, весьма неразнообразными, «амплуа».
Проделав поистине грандиозную архивную работу, авторы книги «Есенин. Биография» сходу категорично заявляют: поэт пришел в большую литературу вовсе не «от сохи», как многим хотелось бы. Не было никакого «наивного сельского пастушка» в сермяжной рубахе. А точнее, если и был, так все это – лишь маскарад, «сценический образ». Перед тем, как совершить прорыв и, что называется, «поставить на уши» петроградский бомонд, молодой поэт без малого пять лет прожил в Москве, читал Толстого и САвинкова, был близок к социалистическим кругам, а кроме этого – был женат гражданским браком и имел от этого брака ребенка. Наивный сельский парень, ничего не скажешь!
Кстати, много претензий у авторов и к неотделимому уже от Есенина мифу о его донжуанстве. На поверку оказалось, что многие барышни, не входящие в известный и давно уже четко очерченный круг «женщин Есенина» - Зинаиды Райх, Галины Бениславской, Айседоры Дункан и Софьи Толстой - частенько сами, причем на пустом месте, распространяли слухи о своих якобы связях с синеглазым красавцем поэтом, набивая, если уместно так выразиться, себе цену. А потом с их слов писались воспоминания, кочующие в качестве источников из биографии в биографию…
Так что книга Олега Лекманова и Михаила Свердлова «Есенин. Биография» - не просто увлекательно написанная биография поэта, о котором, в общем-то, всегда почитать интересно. Это еще и своего рода трагедия с элементами детектива. Трагедия – потому что судьбу Есенина все же сложно назвать комедией, учитывая те обстоятельства и условия, в которых поэту довелось жить и творить. А детективная – потому что уж очень ловко авторы развенчивают десятилетиями устоявшиеся стереотипы, преподнося читателю иногда совсем неожиданный результат.
…Ну, а то, что Есенин дрался с Маяковским – это все-таки чистой воды выдумка. На самом деле, при здоровом творческом соперничестве, поэты относились друг к другу с глубоким уважением. И вроде бы, совершенно незачем было распространять про них подобные анекдоты. А может быть, все-таки не зря говорится: сказка - ложь, да в ней намек?..
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер