Однажды мы с мужем заработали очень много денег. Копить их мы не умели, тратить умели прекрасно. Поэтому, мы купили квартиру побольше, машину и отправились в путешествие. До этого мы два года жили впроголодь, поэтому в путешествии ни в чем себе не отказывали. Было у нас тогда двое маленьких детей. Мы поехали на минеральные воды в Карловы Вары. Потом в Германию к друзьям. Там были рождественские праздники, и мы ходили по дорогим магазинам и покупали красивую одежду себе и детям. Когда мы вернулись, у нас еще хватило денег отремонтировать дачу, а в городе - оборудовать нашу кухню всякими компьютерами, принтерами, сканерами – всем, что нам нужно было для работы. Тут наши деньги кончились, маленькая дочка заболела, к тому же я узнала, что снова беременна – и мы уехали на дачу. На свежий воздух, свежий снег, к природным экологически чистым радостям. Мы взяли с собой только детей и одеяла. Но все в жизни непросто, и есть в мегаполисах такие специально обученные люди, которые знают, из каких квартир надолго отъезжают жильцы. Эти люди приходят ночью и извлекают лишнее имущество у легкомысленных хозяев. Такие люди пришли и в нашу квартиру и забрали все, что мы накупили: красивую одежду, обувь, компьютеры, принтеры, сканеры. Я очень расстроилась, ведь я люблю красивую одежду. А техника стоила дорого и была нам нужна. К тому же в компьютере лежали мои тексты за пять последних лет, ведь я тогда не умела сохранять их на другие носители. Но наш духовник сказал: это такая очень большая милостыня – так можно это рассматривать. Вы беременны, и это такой задаток – чтобы ни к чему не привязываться, а ребенку будущему это на пользу. Меня и мужа сразу успокоили эти слова. К тому же в квартире осталась очень ценная вещь – старинная огромная икона Божьей Матери «Казанская», которую подарил мне когда-то папа. Грабители не решились ее тронуть. Мы помолились около нее и снова уехали на дачу. Поставили новый хитрый замок. И не очень горевали об одежде. До родов оставалось немного.
И вот такая ситуация. Сижу дома, звонок. Звонит свекровь, плачет-убивается, кричит в голос. Я не понимаю смысла слов, но начинаю медленно сползать от ужаса по стене. Мне кажется, что что-то случилось с мужем. Но постепенно приходя в сознание, я разбираю смысл ее слов: наш хитрый замок снова взломали! Вынесли Казанскую икону, вынесли все, что не донесли первый раз. Даже пакетики с мятным чаем.
Я стою и смеюсь – счастливая. С мужем все хорошо, а наша милостыня еще не кончилась!! Свекровь, наверное, подумала, что я сошла с ума, так радостно я хохотала: да что вы? И этот наш хитрый замок сломали? Вот потеха!
Ребенок родился здоровенький. Одежду мы купили не сразу. Мы были счастливы, только было жаль иконы. С тех пор, когда я уезжаю куда-то, я оборачиваюсь назад, смотрю на любимые вещи – и мысленно прощаюсь с ними. Так проще, я не знаю, какой милостыни потребует у меня Господь. Вот только тексты из компьютера я научилась сохранять на маленькие носители!.. Но если пропадут и они – честное слово: напишу новые!..
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.