Однажды мы с мужем заработали очень много денег. Копить их мы не умели, тратить умели прекрасно. Поэтому, мы купили квартиру побольше, машину и отправились в путешествие. До этого мы два года жили впроголодь, поэтому в путешествии ни в чем себе не отказывали. Было у нас тогда двое маленьких детей. Мы поехали на минеральные воды в Карловы Вары. Потом в Германию к друзьям. Там были рождественские праздники, и мы ходили по дорогим магазинам и покупали красивую одежду себе и детям. Когда мы вернулись, у нас еще хватило денег отремонтировать дачу, а в городе - оборудовать нашу кухню всякими компьютерами, принтерами, сканерами – всем, что нам нужно было для работы. Тут наши деньги кончились, маленькая дочка заболела, к тому же я узнала, что снова беременна – и мы уехали на дачу. На свежий воздух, свежий снег, к природным экологически чистым радостям. Мы взяли с собой только детей и одеяла. Но все в жизни непросто, и есть в мегаполисах такие специально обученные люди, которые знают, из каких квартир надолго отъезжают жильцы. Эти люди приходят ночью и извлекают лишнее имущество у легкомысленных хозяев. Такие люди пришли и в нашу квартиру и забрали все, что мы накупили: красивую одежду, обувь, компьютеры, принтеры, сканеры. Я очень расстроилась, ведь я люблю красивую одежду. А техника стоила дорого и была нам нужна. К тому же в компьютере лежали мои тексты за пять последних лет, ведь я тогда не умела сохранять их на другие носители. Но наш духовник сказал: это такая очень большая милостыня – так можно это рассматривать. Вы беременны, и это такой задаток – чтобы ни к чему не привязываться, а ребенку будущему это на пользу. Меня и мужа сразу успокоили эти слова. К тому же в квартире осталась очень ценная вещь – старинная огромная икона Божьей Матери «Казанская», которую подарил мне когда-то папа. Грабители не решились ее тронуть. Мы помолились около нее и снова уехали на дачу. Поставили новый хитрый замок. И не очень горевали об одежде. До родов оставалось немного.
И вот такая ситуация. Сижу дома, звонок. Звонит свекровь, плачет-убивается, кричит в голос. Я не понимаю смысла слов, но начинаю медленно сползать от ужаса по стене. Мне кажется, что что-то случилось с мужем. Но постепенно приходя в сознание, я разбираю смысл ее слов: наш хитрый замок снова взломали! Вынесли Казанскую икону, вынесли все, что не донесли первый раз. Даже пакетики с мятным чаем.
Я стою и смеюсь – счастливая. С мужем все хорошо, а наша милостыня еще не кончилась!! Свекровь, наверное, подумала, что я сошла с ума, так радостно я хохотала: да что вы? И этот наш хитрый замок сломали? Вот потеха!
Ребенок родился здоровенький. Одежду мы купили не сразу. Мы были счастливы, только было жаль иконы. С тех пор, когда я уезжаю куда-то, я оборачиваюсь назад, смотрю на любимые вещи – и мысленно прощаюсь с ними. Так проще, я не знаю, какой милостыни потребует у меня Господь. Вот только тексты из компьютера я научилась сохранять на маленькие носители!.. Но если пропадут и они – честное слово: напишу новые!..
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер