Недавно с моей подругой Анной произошла такая история. Она договорилась о дополнительной работе с одной частной компанией. Нужно было написать сценарий первой серии нового кино-проекта.
Молодая женщина тогда бралась за любую подработку. В семье подрастали двое детей. А сама она подходила под грустное, но, увы, частое в наши дни определение — «мать — одиночка».
Аня работала над сценарием несколько дней подряд. Хронический недосып стал привычкой. Усталость валила с ног. Нужно было сдать работу к определенному времени и часу. Она торопилась. Несколько суток упорной работы — и большой, яркий, многостраничный сценарий готов.
Анна была довольна результатом. Предчувствуя радость заказчиков, нарядно оделась и поспешила на встречу. Она по-актерски демонстрировала мизансцены будущего фильма, жестикулировала, громко и ярко проговаривала реплики героев. Все получилось, как она и предчувствовала. Сценарий был принят «на ура». «Все прекрасно! Талантливо! Оплата через 2 недели» — такой она услышала вердикт!
Подруга была счастлива и мысленно планировала, на что потратит обещанный гонорар. Речь не шла об одежде и путешествиях, это были обычные житейские траты, но от ощущения, что какие-то проблемы будут решены, становилось легче.
Когда пришел срок получения гонорара, деньги на карту не поступили. Она ждала день, два, неделю... Ничего. Женщина стала звонить и просить заплатить за работу, на что ей ответили, что выплата переносится, и придется подождать.
Так продолжалось несколько недель. Возмущение Анны росло: «Ну как же так? Я все сделала в срок, работа понравилась, все довольны! Нехорошо как-то!» Она сдерживалась, заказчиков звонками не атаковала и не задавала вопросы, но в какой-то момент в беседе с подругой взорвалась. «Да эти люди — просто мошенники! Они поступили нечестно, обманули! Как они могли!» Аня вскипала, ее накрывал гнев! «Конечно, если бы у меня была другая ситуация, я бы подождала!», — оправдывала свой внутренний взрыв женщина. Но сейчас!!! Они меня использовали! Я вытрясу из них эти деньги!«
Прошли еще две недели. Заказчики ссылались на то, что транш на проект еще не поступил, и они сами находятся в ожидании. Шел Великий Пост. Аня молилась... И в какой-то момент у нее в голове пронеслось: «Яко же и мы оставляем должником нашим!» Оставляем! Утвердительная форма. Не «можем оставить или нет, а именно оставляем!» То есть, наша ежедневная самая главная молитва подразумевает, что уже простили, оставили.
Мы должны отпустить, забыть о том, что нам кто-то, что-то должен, поскольку перед Господом мы в неизмеримом долгу и Он по великой своей милости и оставляет нам, и прощает.
Стало неловко за гнев и желание воевать за этот гонорар. Даже пришло покаяние. Анна стала внутри себя горячо просить прощение у Бога за свой гнев, за ропот! И получилось отпустить. Она решила, что может обойтись без этих денег даже если она их совсем не получит. В ее жизни трагедии не произойдет.
Буквально в тот момент, телефон издал характерный звук — пришло сообщение о денежном переводе. Анна поспешила в храм. Часть денег отдала на дела милосердия.
Конечно, любой труд должен быть оплачен, но эта история о том, как потерпев и «отпустив внутри себя гнев», человек тут же получает вознаграждение. И духовное, и мирское.
Прости нас, Господи, за наше невнимание к твоим словам, за не следование заповедям.
Каждый день, когда мы читаем молитву «Отче наш», важно задуматься, а оставляем ли мы должникам нашим, прощаем ли тех, кто возможно, в силу объективных обстоятельств поступил с нами именно так? И имеем ли мы право осуждать? Мы ведь никогда не знаем полной истинной картины ситуации. А простить мы обязаны, если хоть немного надеемся на спасение.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Уральская икона Божией Матери
Иконография Божией Матери исчисляется сотнями видов различных Её изображений. Первые образы были написаны ещё при земной жизни Царицы Небесной. А есть иконы, которые появились совсем недавно. Одна из них — Уральская.
Её история началась в 2003 году. Жительница города Екатеринбурга по имени Екатерина на третий день после Рождества Христова увидела необыкновенный сон. В заснеженном лесу под елью стояла икона Богородицы, окружённая ослепительным сиянием. Снежинки вокруг неё сверкали подобно бриллиантам. Пречистая Дева обратилась к Екатерине с иконы: «Я охраняю Уральскую землю от бед и зол. Пусть люди напишут Мой образ, каким его видела ты, и молятся перед ним».
Женщина рассказала о видении настоятелю Никольского городского храма, а тот — архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Евгению. И вскоре по благословению владыки была написана икона, получившая название Уральская. За основу изображения взят Казанский образ Божией Матери. Новая икона также написана по типу Одигттрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница.
Но есть у Уральского образа и существенные отличия. Плат, покрывающий голову и плечи Богородицы, не пурпурный, как на Казанской иконе, а белый. Слева внизу на изображении показан сверкающий сугроб. Правый верхний угол украшен припорошённой снегом еловой веткой.
В 2003 году Уральская икона Божией Матери была прославлена как местночтимая. Празднование в её честь установлено на третий день Святок, девятое января. Первообраз находится под сводами Никольского храма Екатеринбурга. А многочисленные списки распространились по церквям хранимой Богородицей Уральской земли.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Эгоистка. Наталья Разувакина
Сделаешь кому-то доброе дело — и тебе самой хорошо. Очень хорошо. Я это с детства усвоила и потому в молодости отчаянно хамила людям. Отчаянно-нечаянно, как потом уже разобралась.
Где тут связь? Сейчас объясню.
Вот в детстве как было? Вступилась за девочку, которую почему-то постоянно обижал весь класс — и радостно мне. Или уже позже, когда я, совсем юная мама, жила с дочкой в общежитии очень бедно, в день зарплаты покупала сладости в расчёте на всех соседских детей. Они у нас в комнате толкутся, играют... Всех и накормлю! Да и просто кашей накормлю, чем есть, в другой день. Но всех! И мне хорошо. Или собака среди ночи завизжала под окном — вскакиваю с постели, бегу и беру ее, сбитую машиной, к себе, и выхаживаю. Я расценивала все эти поступки как своеобразный эгоизм. Потому что мне же самой хорошо, когда делаю хорошее другому живому существу!
Но дело в том, что с той же лёгкостью я рассчитывала на добрые поступки по отношению ко мне. Уверена была, что все люди — такие же эгоисты. И могла незнакомому соседу, который направился к контейнерам с мусорным мешком, всунуть в руку и свой мешок: «Как удачно я вас встретила, а то мне некогда!» Опешивший сосед послушно нес мой мусор, а я уже бежала по своим делам. Или вот машину могла остановить: «Скажите, вы куда? О, нам по пути, высадите меня там-то, пожалуйста!» И потом спокойно выходила в нужном месте, вежливо попрощавшись и не заплатив. Мне даже в голову не приходило, что водитель мог удивиться или расстроиться. Наоборот: я же дала ему возможность сделать доброе дело, ему же сейчас хорошо!
Оглядываясь на себя ту, двадцати- и двадцатипятилетнюю, я просто холодею от стыда: ну как же я могла? Мои поступки, подобные вышеописанным, а их было немало, можно сравнить с поведением нищего у входа в храм, если бы он вдруг начал вырывать милостыню из рук входящих. Человек волен дать или не дать, помочь или нет, оказать услугу или воздержаться, но не заставлять же его силой творить добрые дела, да ещё по отношению лично ко мне?
Моя радость от добрых дел именно потому и была, что дела творились по моей свободной воле. Я хотела, чувствовала произволение и выполняла: помогала, кормила, спасала, делилась... И на душе наступал праздник. Но если бы те же соседские дети, которых я угощала, чем Бог пошлёт, без спросу вошли в мою кухню и начали распахивать дверцы шкафчиков в поисках, чем бы поживиться, я бы сочла это хамством. Так почему же позволяла себе такое поведение?
Положа руку на сердце, не любовалась ли я собою, высокомерно используя людей? Дескать, вот я какая: легко даю — легко беру, а если вы этому не рады, то это ваши проблемы!
Был в этом налёг эгоизма, который я тогда не осознавала. И некоей дерзости налёт: поступала, как мне надо, а остальное — мелочи. И остальные.
Но у Господа нет остальных. Это я уже позже поняла, придя в Церковь. Каждый человек ценен, и обычные социальные нормы, предполагающие как минимум уважительное отношение друг к другу, обязательны.
Что же касается добрых дел, Христа ради творимых и в Духе Его, к эгоизму они отношения не имеют. Потому что делаются не ради себя, а ради того другого, кому помогаешь, и именно он, другой, в фокусе твоего внимания, а не ты, желающий награды.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.