
Недавно с моей подругой Анной произошла такая история. Она договорилась о дополнительной работе с одной частной компанией. Нужно было написать сценарий первой серии нового кино-проекта.
Молодая женщина тогда бралась за любую подработку. В семье подрастали двое детей. А сама она подходила под грустное, но, увы, частое в наши дни определение — «мать — одиночка».
Аня работала над сценарием несколько дней подряд. Хронический недосып стал привычкой. Усталость валила с ног. Нужно было сдать работу к определенному времени и часу. Она торопилась. Несколько суток упорной работы — и большой, яркий, многостраничный сценарий готов.
Анна была довольна результатом. Предчувствуя радость заказчиков, нарядно оделась и поспешила на встречу. Она по-актерски демонстрировала мизансцены будущего фильма, жестикулировала, громко и ярко проговаривала реплики героев. Все получилось, как она и предчувствовала. Сценарий был принят «на ура». «Все прекрасно! Талантливо! Оплата через 2 недели» — такой она услышала вердикт!
Подруга была счастлива и мысленно планировала, на что потратит обещанный гонорар. Речь не шла об одежде и путешествиях, это были обычные житейские траты, но от ощущения, что какие-то проблемы будут решены, становилось легче.
Когда пришел срок получения гонорара, деньги на карту не поступили. Она ждала день, два, неделю... Ничего. Женщина стала звонить и просить заплатить за работу, на что ей ответили, что выплата переносится, и придется подождать.
Так продолжалось несколько недель. Возмущение Анны росло: «Ну как же так? Я все сделала в срок, работа понравилась, все довольны! Нехорошо как-то!» Она сдерживалась, заказчиков звонками не атаковала и не задавала вопросы, но в какой-то момент в беседе с подругой взорвалась. «Да эти люди — просто мошенники! Они поступили нечестно, обманули! Как они могли!» Аня вскипала, ее накрывал гнев! «Конечно, если бы у меня была другая ситуация, я бы подождала!», — оправдывала свой внутренний взрыв женщина. Но сейчас!!! Они меня использовали! Я вытрясу из них эти деньги!«
Прошли еще две недели. Заказчики ссылались на то, что транш на проект еще не поступил, и они сами находятся в ожидании. Шел Великий Пост. Аня молилась... И в какой-то момент у нее в голове пронеслось: «Яко же и мы оставляем должником нашим!» Оставляем! Утвердительная форма. Не «можем оставить или нет, а именно оставляем!» То есть, наша ежедневная самая главная молитва подразумевает, что уже простили, оставили.
Мы должны отпустить, забыть о том, что нам кто-то, что-то должен, поскольку перед Господом мы в неизмеримом долгу и Он по великой своей милости и оставляет нам, и прощает.
Стало неловко за гнев и желание воевать за этот гонорар. Даже пришло покаяние. Анна стала внутри себя горячо просить прощение у Бога за свой гнев, за ропот! И получилось отпустить. Она решила, что может обойтись без этих денег даже если она их совсем не получит. В ее жизни трагедии не произойдет.
Буквально в тот момент, телефон издал характерный звук — пришло сообщение о денежном переводе. Анна поспешила в храм. Часть денег отдала на дела милосердия.
Конечно, любой труд должен быть оплачен, но эта история о том, как потерпев и «отпустив внутри себя гнев», человек тут же получает вознаграждение. И духовное, и мирское.
Прости нас, Господи, за наше невнимание к твоим словам, за не следование заповедям.
Каждый день, когда мы читаем молитву «Отче наш», важно задуматься, а оставляем ли мы должникам нашим, прощаем ли тех, кто возможно, в силу объективных обстоятельств поступил с нами именно так? И имеем ли мы право осуждать? Мы ведь никогда не знаем полной истинной картины ситуации. А простить мы обязаны, если хоть немного надеемся на спасение.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер