Известная петербургская журналистка Анна Соломоновна Балицкая шла по Невскому проспекту в расстроенных чувствах. Она готовила очередной материал для педагогического журнала и по заданию редакции отправилась в столичные трущобы, чтобы увидеть, как живётся детям бедноты и городским беспризорникам. Её дорогим сафьяновым туфелькам и не снилась та грязь, в которой они весь день сегодня утопали. В трущобах Анну Соломонову едва не ограбили — к счастью, вовремя появившиеся прохожие спугнули вора.
Но опечалена Балицкая была совсем не этим. Она думала лишь о том, что там, в этих нищих, кишащих карманниками и пьяницами кварталах, живут маленькие дети, и сегодня она их видела и даже разговаривала с ними. «Чего бы тебе хотелось больше всего?», — спросила журналистка у симпатичного паренька лет семи с копной соломенных волос. «Хлебушка», — ответил он, и Анна Соломоновна едва сдержалась, чтобы не расплакаться.
Она раздала голодным мальчишкам и девчонкам все деньги, которые были в ее кошельке. Ну разве эти дети виноваты в том, что родились на свет в семьях бедняков? Им, как и всем детям, была необходима забота, сытная еда и уверенность в том, что они кому-то нужны в этом мире. У детей трущоб ничего этого не было...
Дома, сидя за изящным бюро красного дерева, Анна Соломоновна размышляла о том, с чего начать статью для журнала. Но чем больше она думала, тем яснее ей казалось, что одной лишь статьёй дела не исправишь. В конце концов, она отложила перо, так и не обмакнув его в чернильницу.
Статья о беспризорниках не была написана. Вместо неё Анна Соломоновна Балицкая учредила в Петербурге «Общество попечения о больных и бедных детях». Первое пожертвование в пользу новой благотворительной организации — полторы тысячи рублей — было сделано ею совместно с протоиереем Фёдором Базилевским, горячо откликнувшимся на благое начинание. На эти деньги были открыты два первых приюта «Общества попечения о больных и бедных детях» — Нарвский и Таврический. В них поселились маленькие обитатели в возрасте от двух до восьми лет. На протяжении всей деятельности Общества было открыто ещё несколько подобных приютов.
Постепенно жертвователей становилось всё больше и больше. Каждому из них выдавался жетон Общества — серебряный круг с ярко-синим, выписанным эмалью, крестом в центре. Именно поэтому в народе «Общество попечения о больных и бедных детях» получило неофициальное название «Синий крест».
В тысяча восемьсот восемьдесят третьем году, в разгар эпидемии дифтерии, «Синий Крест» открыл в Петербурге детскую лечебницу, которая впоследствии была реорганизована в лечебницу для хронически больных детей. Через несколько лет известный питерский купец Богданов пожертвовал «Синему Кресту» крупную сумму, на которую в разных районах города были открыты несколько бесплатных детских ясель.
Общество «Синий Крест» заботилось не только о том, чтобы дети были сыты, обуты и одеты. Немало внимания уделялось их духовно-нравственному и интеллектуальному развитию и образованию. К примеру, при петербургском Ботаническом Саде была организована садоводческая школа для мальчиков. На Сельскохозяйственной выставке тысяча восемьсот девяносто восьмого года эта школа была удостоена серебряной медали.
Ещё одним значимым делом «Синего Креста» стало открытие в тысяча восемьсот девяностом году Приюта бесплатного призрения для детей-калек, парализованных, страдающих костно-суставным туберкулезом, рахитом, и врожденными пороками развития. В отличие от других учреждений подобного рода, здесь детей не только лечили, но и обучали по программе городских реальных училищ. В приюте была устроена домовая церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».
В Петербургском районе Коломна «Синий Крест» открыл бесплатную столовую для детей. Одно из самых крупных пожертвований на этот проект сделал святой праведный Иоанн Кронштадтский — он внёс пять тысяч рублей.
Покровительствовала Обществу и царская семья. Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, императрица Мария Фёдоровна, а затем и Александра Фёдоровна, регулярно делали щедрые пожертвования «Синему Кресту».
Приюты, больницы, школы, училища, детские сады — сколько их было открыто по инициативе Общества попечения о больных и бедных детях «Синий Крест»! И всё это — благодаря тому, что однажды известная столичная журналистка предпочла мыслям на бумаге реальные дела.
Все выпуски программы Имена милосердия
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







