Известная петербургская журналистка Анна Соломоновна Балицкая шла по Невскому проспекту в расстроенных чувствах. Она готовила очередной материал для педагогического журнала и по заданию редакции отправилась в столичные трущобы, чтобы увидеть, как живётся детям бедноты и городским беспризорникам. Её дорогим сафьяновым туфелькам и не снилась та грязь, в которой они весь день сегодня утопали. В трущобах Анну Соломонову едва не ограбили — к счастью, вовремя появившиеся прохожие спугнули вора.
Но опечалена Балицкая была совсем не этим. Она думала лишь о том, что там, в этих нищих, кишащих карманниками и пьяницами кварталах, живут маленькие дети, и сегодня она их видела и даже разговаривала с ними. «Чего бы тебе хотелось больше всего?», — спросила журналистка у симпатичного паренька лет семи с копной соломенных волос. «Хлебушка», — ответил он, и Анна Соломоновна едва сдержалась, чтобы не расплакаться.
Она раздала голодным мальчишкам и девчонкам все деньги, которые были в ее кошельке. Ну разве эти дети виноваты в том, что родились на свет в семьях бедняков? Им, как и всем детям, была необходима забота, сытная еда и уверенность в том, что они кому-то нужны в этом мире. У детей трущоб ничего этого не было...
Дома, сидя за изящным бюро красного дерева, Анна Соломоновна размышляла о том, с чего начать статью для журнала. Но чем больше она думала, тем яснее ей казалось, что одной лишь статьёй дела не исправишь. В конце концов, она отложила перо, так и не обмакнув его в чернильницу.
Статья о беспризорниках не была написана. Вместо неё Анна Соломоновна Балицкая учредила в Петербурге «Общество попечения о больных и бедных детях». Первое пожертвование в пользу новой благотворительной организации — полторы тысячи рублей — было сделано ею совместно с протоиереем Фёдором Базилевским, горячо откликнувшимся на благое начинание. На эти деньги были открыты два первых приюта «Общества попечения о больных и бедных детях» — Нарвский и Таврический. В них поселились маленькие обитатели в возрасте от двух до восьми лет. На протяжении всей деятельности Общества было открыто ещё несколько подобных приютов.
Постепенно жертвователей становилось всё больше и больше. Каждому из них выдавался жетон Общества — серебряный круг с ярко-синим, выписанным эмалью, крестом в центре. Именно поэтому в народе «Общество попечения о больных и бедных детях» получило неофициальное название «Синий крест».
В тысяча восемьсот восемьдесят третьем году, в разгар эпидемии дифтерии, «Синий Крест» открыл в Петербурге детскую лечебницу, которая впоследствии была реорганизована в лечебницу для хронически больных детей. Через несколько лет известный питерский купец Богданов пожертвовал «Синему Кресту» крупную сумму, на которую в разных районах города были открыты несколько бесплатных детских ясель.
Общество «Синий Крест» заботилось не только о том, чтобы дети были сыты, обуты и одеты. Немало внимания уделялось их духовно-нравственному и интеллектуальному развитию и образованию. К примеру, при петербургском Ботаническом Саде была организована садоводческая школа для мальчиков. На Сельскохозяйственной выставке тысяча восемьсот девяносто восьмого года эта школа была удостоена серебряной медали.
Ещё одним значимым делом «Синего Креста» стало открытие в тысяча восемьсот девяностом году Приюта бесплатного призрения для детей-калек, парализованных, страдающих костно-суставным туберкулезом, рахитом, и врожденными пороками развития. В отличие от других учреждений подобного рода, здесь детей не только лечили, но и обучали по программе городских реальных училищ. В приюте была устроена домовая церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».
В Петербургском районе Коломна «Синий Крест» открыл бесплатную столовую для детей. Одно из самых крупных пожертвований на этот проект сделал святой праведный Иоанн Кронштадтский — он внёс пять тысяч рублей.
Покровительствовала Обществу и царская семья. Великая княгиня Елизавета Маврикиевна, императрица Мария Фёдоровна, а затем и Александра Фёдоровна, регулярно делали щедрые пожертвования «Синему Кресту».
Приюты, больницы, школы, училища, детские сады — сколько их было открыто по инициативе Общества попечения о больных и бедных детях «Синий Крест»! И всё это — благодаря тому, что однажды известная столичная журналистка предпочла мыслям на бумаге реальные дела.
Все выпуски программы Имена милосердия
Надя Рушева
«Она рисовала сердцем» — такие слова до сих пор можно услышать из уст маститых живописцев и самых обычных людей в адрес Нади Рушевой — юной самобытной художницы. Надю называли феноменом, вундеркиндом, Божьей искрой. Маленькая девочка с большим талантом, действительно, зажглась когда-то подобно яркой вспышке. И вот уже несколько поколений согреваются светом и теплом её необыкновенного творчества. «Если хочешь согреть других, гори сам. Это трудно, но нужно», — говорила Надя.
Надя Рушева родилась в Туве в 1952 году, в семье художника и балерины. Через несколько лет семья перебралась в Москву. Мама девочки вспоминала, что Надя была подвижным и шустрым ребёнком. Заставить её сидеть спокойно можно было только одним способом — дать в руки чистый лист и карандаш. Домашние удивлялись, как легко, играючи, словно обводя лишь ей одной видимые контуры, девочка рисовала. Однажды отец читал Наде вслух «Сказку о царе Салтане». Девочка внимательно слушала и одновременно что-то рисовала в блокнотике. Когда чтение закончилось, Надя протянула блокнот отцу. И тот обомлел: за какой-то час дочь набросала 36 иллюстраций к пушкинскому произведению! Как художник Надин папа сразу понял: это не обычные детские рисунки. Они были живыми и говорящими. В них прослеживалась определённая техника, в чём-то схожая со знаменитой пушкинской графикой. Однако Надя никогда прежде не видела рисунков поэта и не могла просто скопировать его стиль. Это был удивительно.
Шло время, Надя подрастала, и рисование стало занимать её всё больше и больше. Она переносила на бумагу мир своих фантазий, то, что видела вокруг себя, о чём читала в книгах. Плодом таких глубоких впечатлений стал цикл «Пушкиниана». Надя создала его, когда ей было всего 8 лет. Несколько десятков рисунков в стиле пушкинских «рисунков на полях» — иллюстрации к произведениям поэта, сцены из его жизни. Когда эти работы увидел пушкинист Арнольд Гессен, он был потрясён. «Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи?» — воскликнул он. Столь же тонко Надя Рушева смогла проникнуть своими рисунками в художественный мир Лермонтова, Гоголя, Толстого, Шекспира, Булгакова, Экзюпери. Она нарисовала эскизы к несуществующему тогда ещё балету «Анна Каренина». Вдохновившись стремительными линиями этих Надиных рисунков, композитор Родион Щедрин написал такой балет. А балерина Майя Плисецкая станцевала в нём.
Рисунки Нади Рушевой рождались сразу, без черновиков и эскизов. Они появлялись на бумаге буквально в одно мгновение. Художница признавалась: «Я их заранее вижу. Они проступают, как водяные знаки, и мне остаётся их обвести». Каждый, кто соприкасался с творчеством Нади, чувствовал в её рисунках Божий дар. «Девочка обладала поразительным талантом проникновения в область человеческого духа», — писал о Рушевой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Духовные мотивы отчётливо просматривались в работах Нади. Своей любимой картиной она называла «Благовещение» Боттичели. И сама нарисовала Богородицу и ангелов. Этот рисунок хранится в музее Нади Рушевой, в школе, где она училась.
Одноклассники Нади вспоминали, что она всеми силами старалась приобщить их к прекрасному. Она организовывала для ребят экскурсии в музеи, на художественные выставки. После уроков рассказывала им об искусстве. Надя Рушева не думала о славе, хотя при жизни у неё прошло несколько десятков персональных выставок, как в России, так и за рубежом. «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха», — писал академик Лихачёв. Действительно, Наде присылали письма со всех уголков родной страны и из-за её пределов. Люди говорили, что Надя помогает им своим творчеством. Лучшей благодарности для художницы невозможно было и придумать.
Увы, девочке с удивительным талантом было отмерено всего 17 лет. Надя Рушева скончалась от внезапного разрыва аневризмы. «Ведь правда, нельзя жить так, чтобы только для себя», — часто говорила Надя. Свою короткую жизнь она отдала искусству и людям, которые и сегодня, глядя на её рисунки, хотя бы на несколько мгновений становятся счастливее.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Александра Архангельская
Преподаватели и воспитанники Тульской женской гимназии старались привыкнуть к новой ученице первого класса. С малышами за школьной партой сидела... 20-летняя девица. Она старательно выводила на грифельной доске буквы и читала по слогам, водя пальцем по строчкам книги. Звали необычную первоклассницу Александра Гавриловна Архангельская.
Александра была дочерью сельского священника, и так уж вышло, что к своим 19 годам девушка не знала грамоты, совсем не умела читать и писать. Но очень хотела научиться. Ей было неловко и даже стыдно перед вдвое младшими одноклассниками, которые, к тому же, частенько над ней подтрунивали. Но упорство и смелость придавала мечта: Александра хотела получить образование и стать доктором, чтобы помогать людям. Целеустремлённость девушки была поразительной: всего лишь за год Архангельская освоила шестилетний гимназический курс, и в 1874-м окончила гимназию. При Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии тогда существовали женские курсы. Александра отправилась в столицу, и спустя семь лет учёбы стала дипломированным специалистом — одной из немногих женщин-врачей того времени. Александра получила диплом первой степени — то есть оказалась одной из лучших среди студентов-однокурсников. Её учителями были такие светила медицины, как Склифосовский, Манассеин, Рейер. В хирургической клинике профессора Рейера Архангельская стажировалась после выпуска, а затем отправилась на практику в Европу.
В 1883 году Александра получила назначение в Московскую губернию, село Петровское Верейского уезда. Молодому земскому доктору не терпелось приступить к своим обязанностям, но в Петровском... не было больницы. И если вести амбулаторный приём в обычной крестьянской избе ещё представлялось возможным, то проводить хирургические операции было уже рискованно. Земство хоть и планировало построить больницу в селе, однако не обещало, что это произойдёт скоро. И Александра Гавриловна решилась начать строительство самостоятельно. Она без устали обивала пороги влиятельных чиновников, богатых людей. Нашла средства, лично наняла строителей. Одному из жертвователей Архангельская писала: «С этой стройкой слилась теперь вся моя жизнь. В каждом брёвнышке, в каждом кирпиче часть моих забот и участия... Хотя я неопытна в таких крупных хозяйственных делах, но интерес и преданность делу заменят отчасти опытность». Через два года — срок по тем временам очень небольшой — в Петровском появилась больница на 15 коек. В ней Александра Гавриловна провела тысячи операций. Архангельская принимала роды, удаляла опухоли, делала трахеотомию — хирургические операции на дыхательных путях, извлекала катаракту. Сложнейшую офтальмологическую операцию Архангельская с успехом провела более тысячи раз — и это в простой земской лечебнице, без специального оборудования! Пациенты, простые сельчане, отмечали её доброе, внимательное, участливое отношение. Александра Гавриловна говорила: «К операции над крестьянином земский врач должен приступить так, как столичный хирург к операции над вельможей». Архангельская сделала больницу одной из лучших в уезде. Постепенно при клинике появилось здание амбулатории, инфекционный барак, терапевтическое и родильное отделение, часовня, прачечная, баня. К 1902-му году Петровская больница обслуживала уже около семисот окрестных населённых пунктов.
Своему детищу Александра Гавриловна Архангельская посвятила 22 года жизни. О себе заботилась мало — жила в сыром, неотремонтированном доме. Не стремилась к повышению по службе, к престижной работе в столичных клиниках. В деревне, помогая простым крестьянам, она чувствовала себя счастливой. Доктор заботилась не только об их здоровье, но многое сделала и для народного просвещения. Архангельская планировала открыть в селе народную читальню. Но не успела довести дело до конца — в январе 1905 года, в возрасте всего лишь 54-х лет, она скончалась. Все свои небольшие сбережения Александра Гавриловна завещала на благотворительность. На эти средства, спустя некоторое время, и была построена читальня. В некрологе коллеги Архангельской написали: «Покойная всей своей жизнью доказала, что можно сделать своею любовью и добросовестностью, независимо от внешних условий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Секрет стоп-кадра. Анастасия Коваленкова
Есть в кинематографе такое понятие «стоп-кадр». Когда изображение на экране замирает.
В моей жизни тоже было такое понятие. Я этот «стоп-кадр» сама придумала, для маленького сына, чтобы справляться с его капризами. Сейчас поясню.
В детстве Сашка был иногда невыносимо упрям. Затеит что-нибудь эдакое, и не разубедишь. Ну, например, решит есть свой суп из кошачей миски, с пола, вот никак иначе. Или зимним утром соберётся идти в детский сад в шортах, сандаликах, без колготок. А спорить бесполезно. Плачет, ногами топает. Время идёт, скоро в садик опоздаем. Ну что тут поделаешь?!
Вот тогда я и придумала свой «стоп-кадр». Не хотела я кричать,ругаться. А убедить сына нужно. И когда он вот так однажды «рогом упёрся» — замоллчала я, вышла из детской, заварила чай, и села за стол. Сашка минут через 10 заглядывает на кухню.
— Мама, а мы в садик пойдём?
— Нет, сынок, не пойдём.
— Почему?
— А у нас теперь стоп-кадр. Это, как с мультиками, Помнишь, когда ты в уборную сбегать хотел, просил мультик остановить, на стоп-кадр поставить. Вот и у нас теперь в жизни — стоп-кадр. Всё остановилось.
Сын недоумевал:
— А почему стоп-кадр?
— А потому что зимой на улицу в шортах не ходят. А штаны ты надевать отказываешься. Вот и застопорилось всё. Стоп-кадр теперь.
Он начал волноваться:
— Так мы так в садик опоздаем!
— Обязательно опоздаем. Ничего не поделаешь. стоп-кадр у нас.
Говорю, а сама чай прихлёбываю.
Сашка, нахмурив бровки, размышлял... А потом спросил:
— А если я штаны надену, стоп-кадр кончится?
— Конечно.
— И в садик пойдём?
— Ещё бы. Тут же и пойдём.
Он убежал. Через минуту вернулся в аккуратно застёгнутых штанишках.
— Вот. Уже надел. Ну?
Я рассмеялась, встала, обняла его.
— Слава Богу, — говорю, — стоп-кадр кончился. Бежим скорее в садик.
Подозреваю, он тогда не догадывался о том, что стоп-кадр устраиваю я сама. Он думал, что его устраивает тот, кто главнее меня. Кто-то таинственный, великий. О Боге он тогда уже знал.
Благодаря этим «стоп-кадрам» мне удалось понемногу справиться с его упрямством. Когда он, порой, снова начинал капризничать, мне стоило только сказать «ну что ж, будет стоп-кадр» и он приходил в себя.
Теперь Саша уже взрослый. Иногда мы вместе вспоминаем истории про стоп-кадр. «Сильный был ход», — говорит с улыбкой бородатый сын.
А знаете к чему я это рассказала? Я недавно поняла, что у всех у нас в жизни бывает «стоп-кадр». И придумала его совсем не я. Его Бог придумал, для нашего обучения. Вот посудите сами...
Когда мы никак не можем исправить в себе грех, мешающий нашей жизни, и всё упорно повторяем ошибку — тогда что бывает?
А тогда наша жизнь как бы застревает на этой проблеме. Мир снова и снова подкидывает эту самую задачу. Она появляется в разных вариантах, от разных людей, но она — всё та же. Так это ведь тот же самый стоп-кадр, только посланный Богом.
Вот есть у человека свойство дурное, например, гневается много. И раз за разом будут рушиться его отношения с миром из-за гнева. Работа не ладится, друзья отворачиваются, застревает жизнь на стоп-кадре. Потому что гнев — не годится для жизни. Как шорты зимой. И стоп-кадр будет до тех пор, пока не справится человек с гневом. А когда справится — вот тогда жизнь сдвинется со стоп-кадра, начнется новое, хорошее.
Эх, быть бы нам всем по-внимательнее. Научиться бы замечать, когда Бог говорит: «ну что ж, тогда — «стоп-кадр». Он ведь о нас же и заботится. Потому что все наши грехи — те же самые шорты, надетые зимой. Не годятся они для хорошей жизни.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение