Иногда я слышу, что поступать по совести можно и без веры в Бога. Можно; но я бы обратил внимание на другое - на что указывает совесть?
Совесть - это сознание того, что мы должны поступать определенным образом. Например, воздерживаться от кражи. Причем это долженствование носит абсолютный характер - нет, и все. Дело не в опасности навлечь на себя наказание - совесть требует поступать так, а не иначе, независимо от наград и наказаний. Дело не в том, что люди, в расположении которых мы нуждаемся, нас не одобрят - иногда совесть требует поступать как раз против общего мнения или даже против закона, как поступали, например, в XIX веке в южных штатах США принципиальные противники рабства, которые помогали чернокожим бежать от их хозяев.
Но кому я, в таком случае, должен? Кто предъявляет ко мне эти требования? Иногда говорят “я сам”, но это ошибка. Верность своим внутренним установкам - это еще не совесть. Самые ужасные злодеи, которых мы сочтем образцом бессовестности, могут быть превосходно верны себе и своим представлениям о прекрасном. Эсэсовцы могли быть до смерти верны своим убеждениям, закоренелые уголовники - гордиться своей непримиримостью к обществу. Если каждый для себя определяет, что значить поступать “по совести”, а что значит “быть бессовестным”, само понятие “совести” перестает что-либо обозначать.
Чтобы быть “совестью” в общепринятом смысле, наше нравственное сознание должно указывать (хотя бы несовершенно) на какое-то реально, объективно, вне нас существующее добро и зло. Совесть в человеке может быть искажена или помрачена дурным воспитанием или его собственными дурными решениями - но этот, хотя бы слабый и несовершенный внутренний прибор связан с каким-то реально существующим добром. Иначе все, что мы говорим о совести - например, что хорошо иметь совесть и плохо быть бессовестным - лишено смысла.
Часто говорят, что совесть воспитывается в нас обществом - и это, отчасти, верно. Законы физики мы тоже узнаем в школе. Они не перестают от этого быть чем-то объективно вписанным в мироздание, а не выдуманным людьми.
Требование “поступать по совести” неизбежно предполагает, что за совестью стоит кто-то, кто имеет право требовать послушания. И это не коллектив и не общество, и тем более, не биологические инстинкты. Совесть может потребовать от нас поступать наперекор и тому, и другому и третьему.
Это Бог, тот, кто является автором нравственного закона, Господом и Судией. И чтобы понять, что угодно Ему - мы, конечно, должны внимательно прислушиваться к совести. Но у нас есть и Его откровение, к которому нам стоит обратиться.
«Путь к священству». Протоиерей Илья Зубрий

Сегодня в семь вечера у нас в гостях настоятель Иоанно-Богословского храма деревни Могильцы Пушкинского района Московской области Сергиево-Посадской епархии, заместитель директора по духовно-нравственному воспитанию православной школы-пансиона «Плёсково» протоиерей Илья Зубрий.
Мы говорили с нашим гостем, как родители привили ему веру и любовь к церкви, а также о его пути к священническому служению.
Отец Илья вспоминает своё детство в семье священника, время сомнений и встречу, которая определила его путь к священству. Он рассказывает о многолетнем служении в больнице и о поездках в госпитали на Донбасс, делясь размышлениями о вере, боли и человеческом достоинстве.
Большая часть разговора посвящена семье и воспитанию: батюшка говорит об опыте отца восьми детей, о свободе выбора и ответственности, о силе молитвы родителей. Затрагиваются и педагогические вопросы — как быть честным и открытым в общении с подростками, как находить язык с учениками.
В завершение отец Илья делится размышлениями о тридцатитрёхлетнем служении в одном приходе, о жизни церковной общины, о верности, смирении и благодарности Богу, которые становятся основанием внутреннего покоя.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь женщинам в кризисных ситуациях». Татьяна Степанова
У нас в гостях была директор «Смоленского Дома для мамы» Татьяна Степанова.
Наша гостья рассказала о том, почему ушла с престижной работы с хорошим заработком и стала помогать женщинам в кризисных ситуациях и каким образом для нее связаны ее деятельность и вера.
Разговор шел о том, кто может обратиться в «Смоленский Дом для мамы» и какую поддержку могут получить там будущие мамы или мамы с детьми. Татьяна также поделилась разными удивительными историями женщин, которым удалось помочь.
Все выпуски программы Делатели
2 сентября. О почитании Божией Матери

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о почитании Божьей Матери.
Дева Мария является Той, Которая выше всех ангелов и архангелов. Ангелы и архангелы там, где нас нет до нашей смерти. Мы не можем ссылаться на их пример, как реальный пример, исторический пример. А вот Дева Мария явила этот пример богоподобной жизни, пример, зафиксированный теми же самыми учениками-апостолами и вошедший в историческую память Церкви Божией.
Поэтому Дева Мария велика и тем, что родила Сына, Сына человеческого, Сына Божьего, воплотившегося через Неё в человеческое естество, но Она также велика и Своей жизнью, и особенно тем, как Она встречала и преодолевала те страшные страдания, которые, наверное, только мать может понять, которая видела страдания своих детей или которая была свидетелем смерти своего ребенка.
А большинству людей не понять ни глубины этого страдания, ни величайшей любви, которую явила Царица Небесная просто как мать, мать своего возлюбленного Сына.
И Господь прославил Свою Мать, Деву Марию, пречистую и благословенную. Прославил так, что во всех местах, где существует вера во Христа, где существует молитва, воспоминается Её преблагословенное имя.
И к Ней обращаются особые слова молитвы. В самые тяжёлые моменты жизни большинство из христиан молится Царице Небесной, и Она отвечает.
Все выпуски программы Актуальная тема