Иногда я слышу, что поступать по совести можно и без веры в Бога. Можно; но я бы обратил внимание на другое - на что указывает совесть?
Совесть - это сознание того, что мы должны поступать определенным образом. Например, воздерживаться от кражи. Причем это долженствование носит абсолютный характер - нет, и все. Дело не в опасности навлечь на себя наказание - совесть требует поступать так, а не иначе, независимо от наград и наказаний. Дело не в том, что люди, в расположении которых мы нуждаемся, нас не одобрят - иногда совесть требует поступать как раз против общего мнения или даже против закона, как поступали, например, в XIX веке в южных штатах США принципиальные противники рабства, которые помогали чернокожим бежать от их хозяев.
Но кому я, в таком случае, должен? Кто предъявляет ко мне эти требования? Иногда говорят “я сам”, но это ошибка. Верность своим внутренним установкам - это еще не совесть. Самые ужасные злодеи, которых мы сочтем образцом бессовестности, могут быть превосходно верны себе и своим представлениям о прекрасном. Эсэсовцы могли быть до смерти верны своим убеждениям, закоренелые уголовники - гордиться своей непримиримостью к обществу. Если каждый для себя определяет, что значить поступать “по совести”, а что значит “быть бессовестным”, само понятие “совести” перестает что-либо обозначать.
Чтобы быть “совестью” в общепринятом смысле, наше нравственное сознание должно указывать (хотя бы несовершенно) на какое-то реально, объективно, вне нас существующее добро и зло. Совесть в человеке может быть искажена или помрачена дурным воспитанием или его собственными дурными решениями - но этот, хотя бы слабый и несовершенный внутренний прибор связан с каким-то реально существующим добром. Иначе все, что мы говорим о совести - например, что хорошо иметь совесть и плохо быть бессовестным - лишено смысла.
Часто говорят, что совесть воспитывается в нас обществом - и это, отчасти, верно. Законы физики мы тоже узнаем в школе. Они не перестают от этого быть чем-то объективно вписанным в мироздание, а не выдуманным людьми.
Требование “поступать по совести” неизбежно предполагает, что за совестью стоит кто-то, кто имеет право требовать послушания. И это не коллектив и не общество, и тем более, не биологические инстинкты. Совесть может потребовать от нас поступать наперекор и тому, и другому и третьему.
Это Бог, тот, кто является автором нравственного закона, Господом и Судией. И чтобы понять, что угодно Ему - мы, конечно, должны внимательно прислушиваться к совести. Но у нас есть и Его откровение, к которому нам стоит обратиться.
Клайв Льюис «Хроники Нарнии» — «Если струшу сейчас…»

Фото: Piqsels
В 1950 году Клайв Стэйплз Льюис начал писать своё самое известное произведение «Хроники Нарнии». Центральный образ «Хроник» — лев Аслан, сын императора Страны-за-Морем. А четвёртая повесть «Хроник» — «Конь и его мальчик» — посвящена приключениям маленького принца Кора. В младенчестве он был похищен и вырос на чужбине под именем Шаста. Вернувшись на родину, мальчик вовремя предупреждает короля-отца о готовящемся на страну нападении.
Накануне решающей битвы Шасте больше всего на свете хочется спрятаться. Но, стиснув зубы, мальчик думает: «Если струшу сейчас, то буду убегать с каждого своего боя всё время». И остаётся. И сама эта фраза как-то прочно остаётся в памяти у читателей. Друг Клайва Льюиса, писатель Гилберт Честертон, выдающийся христианский мыслитель, однажды заметил, что порой «полевые цветы и фразы в автобусе» могут привести к христианству — или укрепить в нём.
Достаточно вспоминать слова Шасты — «Если струшу сейчас» — всякий раз, когда и нам предстоит своя битва. Мы, сказал однажды автор «Хроник Нарнии», воины в оккупированном грехом мире. Уступишь слабости, лености, равнодушию, подленькой мысли, крохотной трусости — и будешь отступать — уступать — поддаваться и сдаваться всегда.
Шаста, к слову, ничего в том бою толком не добился, только мечом вслепую махал. Но самую, возможно, главную, в своей жизни победу он уже одержал.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Сухотинка. Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь
В тридцати километрах к югу от города Тамбов, в Знаменском районе, есть неприметное на первый взгляд село Сухотинка. Болота, озеро, лес, и петляющая среди лугов речушка Нару-Тамбов. Когда-то на её берегу стояло имение помещиков Сухотиных — мужа и жены. С их именами неразрывно связано сердце Сухотинки и одна из наиболее известных святынь всей Тамбовщины — Богородице-Знаменский женский монастырь.
Пётр Гаврилович Сухотин получил имение в награду за проявленную доблесть при взятии Очакова во время Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов. В Сухотинке он поселился вместе с молодой женой, Варварой Александровной. Тридцать лет прожили они здесь душа в душу. Но однажды обоих внезапно одолела тяжёлая болезнь. Тогда супруги в одну и ту же ночь во сне увидели икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Пробудившись, Сухотины отслужили молебен перед этим образом и получили исцеление! После этого чудесного случая они дали Божией Матери обет устроить в своём имении иноческую обитель.
Женский монастырь, построенный на землях и на средства Сухотиных, был освящён и открыт в 1822-м году. Первой настоятельницей Богородице-Знаменской обители стала игумения Досифея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Старец Серафим лично благословил её на этот труд. Без малого столетие монастырь процветал и в него стекались паломники со всей России. А потом к власти пришли большевики. Сразу после 1917-го года Сухотинская Знаменская обитель была закрыта. Большую часть зданий, включая несколько храмов, снесли. На территории монастыря разместили детскую колонию, потом — психоневрологический диспансер.
Возрождение Богородице-Знаменского монастыря началось в 2003-м году и продолжается до сих пор. Полностью восстановлена белокаменная церковь Иверской иконы Божией матери. Обнаружен фундамент главного монастырского храма — утраченного в советские годы Знаменского собора. В будущем его планируется отстроить заново.
А пока Сухотинский Богородице-Знаменский монастырь встречает гостей чуть тронутыми временем, но сохранившимися монастырскими стенами из красного кирпича. Золотой ангел на башенке, построенной уже в наши дни, склоняет голову, приветствуя каждого, кто приехал сюда помолиться и прикоснуться к истории славной обители.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Особняк Альфреда фон Вакано
В Самаре проживало немало людей, имена которых стали неотделимы от городской летописи. В этом почетном списке одна фамилия выделяется своим необычным звучанием – фон Вакано. Давайте вспомним сегодня, кем был ее носитель и какую роль сыграл он в истории нашего города.
Альфред Филиппович фон Вакано – потомственный австрийский дворянин. Наверное, сейчас уже невозможно узнать, какие причины заставили его покинуть родину и перебраться в далекую Россию. Да к тому же не в столицу, а в Самару, в самую глубинку купеческого Поволжья.
Альфред Филиппович занялся здесь своим привычным делом – пивоварением. Свою деятельность он организовал так, что она не только приносила ему личный доход, но и способствовала развитию Самары. Взяв в аренду пустующую землю с заброшенными заводскими зданиями, он в короткий срок устроил успешное предприятие.
На территории же Самарского пивоваренного завода Альфред фон Вакано с разрешения городской управы построил двухэтажный особняк для проживания с семьей. Современники назвали это архитектурное чудо, украшенное шестигранной башней, вакановским теремом. Внутренние помещения этого здания были обустроены с фантазией и везде царила атмосфера оригинальности. Неутомимый путешественник, фон Вакано собрал бесконечное количество полезных вещей и милых безделушек со всех концов света. В этой коллекции были и уникальные произведения искусства, часть которых хранится сейчас в Самарском художественном музее.
От былой роскоши в особняке Вакано сохранились рельефные дубовые потолки и голландская печь, облицованная с одной стороны узорной, а с другой – белой керамической плиткой. На белой керамике виден рисунок. Считается, что он принадлежит кисти самарского художника Константина Головкина, который был другом Альфреда Филипповича.
Человек незаурядный, и может быть даже эксцентричный, фон Вакано полюбился самарцам вовсе не за свою склонность ко всему необычному. Важнейшей частью его разносторонней жизни была благотворительность. Влюбленный в Самару австриец купил большой участок земли под строительство приюта для сирот, постоянно помогал деньгами Российскому обществу Красного Креста, а также заботился о детях, чьи отцы погибли во время войны с Японией. Во время неурожая 1899 года Альфред Филиппович взял на себя заботу кормить тысячу человек в течение года. Удивительно, но с началом Первой мировой войны австрийский дворянин предоставил для лечения русских солдат полностью оборудованную больницу и оплачивал все расходы по ее содержанию. Вот уж воистину «чудны дела твои, Господи»!












