В разговорный язык слово «рефлексировать» вошло в значении «думать о своих убеждениях и действиях», критически их оценивать, задумываться над их оправданностью и обоснованностью. В негативном смысле это слово используется как синоним нерешительности.
Но если мы обратимся к Священному Писанию, мы обнаружим, что, хотя там нет самого слова «рефлексия», такое явление там часто описывается — и описывается как что-то хорошее. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим»
Бог призывает людей вместо того, чтобы бодро идти куда шли, остановиться и погрузиться в раздумья — а туда ли мы идем?
Другой пророк оплакивает несчастного идолопоклонника, который не может остановиться и задуматься: «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: "не обман ли в правой руке моей?"»
Библия много раз призывает людей быть рассудительными.
Нерассудительность — это, во-первых, поспешные, принятые под влиянием эмоций момента решения, во-вторых — неспособность свернуть с уже избранного пути. Мы, люди, так устроены, что склонны оправдывать уже принятые решения — даже если со стороны они выглядят очевидно глупыми. Если вы потратили большие деньги на ненужную вещь, Вам будет трудно признать ее ненужной — тем труднее, чем больше Вы потратились. Человеку, посвятившему годы служению той или иной идее, будет трудно признать ее ложность. Чем больше человек вложился, тем труднее ему развернуться — и он идет дальше и дальше в лес, в который не стоило заходить с самого начала.
Может показаться невероятным, как люди твердо держаться за жутких сектантов вроде Дэвида Кореша или Секо Асахары, но тут работает тот же механизм - «неужели я так мучился совершенно зря, как последний глупец?»
Люди часто попадаются в такие ловушки — тем более, что им их намеренно ставят.
Рассудительность, способность посмотреть на свои эмоции и желания со стороны, учинить своим помыслам строгий допрос — откуда они, и куда они хотят меня увлечь, и что они хотят мне продать — это то, что в христианской традиции называется «трезвением». Сам термин взят из Первого Послания Святого Апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»
Это способность стать немного в стороне от себя и посмотреть на себя как бы извне — то, что отличает человека от животных, и эта способность связана с тем, что мы знаем — нас видят. Нас видит Бог, который знает истину, который есть Истина, и мы должны потратить время и силы на то, чтобы остановиться и глубоко, очень медленно подумать — а куда это я иду? А что из этого выйдет? А угодно ли это будет Богу? А что я скажу об этом на страшном суде?
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых