
Лет восемь назад я в первый раз поехал в Псково-Печерский монастырь. Поехал один, в непростой жизненной ситуации. Отец Иоанн Крестьянкин уже лет пять, как почивал в Богом зданных пещерах, при жизни я никогда его не видел и не общался с ним, но внутренне поехал к нему.
Остановился в очень советской гостинице «Планета» — словно попал в прошлое. Вечером сходил на монастырскую службу, пешком, минут за десять; вернулся в гостиницу, поужинал и лёг спать.
Ночью я неожиданно проснулся. Просто открыл глаза, будто и не спал, с очень ясной головой. Некоторое время я смотрел в темноту, ни о чём не думая. Спустя пару минут (или дольше, сложно сказать) я почувствовал отчётливый церковный запах, тонкий цветочный аромат, благоухание. Оно было не везде, а исходило из конкретного места где-то посередине небольшого одноместного номера. Возникло почти осязаемое ощущение присутствия. Будто кто-то, не видимый в темноте, источал аромат. Продолжалось это минут пять. Потом благоухание исчезло, рассеялось так же внезапно, как появилось.
Для себя я как-то без сомнений и размышлений решил, что это батюшка приходил.
На следующий день всё прошло, как по маслу, будто обо мне замолвили слово: не записываясь заранее и не договариваясь, я попал в дальние пещеры и на Святую гору с практически индивидуальной экскурсией, имел долгую и важную для меня беседу с отцом Филаретом, келейником отца Иоанна. Побывал я и в келье у батюшки, совершенно один, без группы паломников. Сколько раз я потом не приезжал сюда, так удачно обстоятельства больше не складывались.
А непростая моя жизненная ситуация благополучно прошла, словно её и не было.
Это — мое личное маленькое чудо. Оно было мне тогда очень нужно, и я его получил. Чудес очень много. Вся жизнь соткана из них. Но они происходят по милости Божией, когда нужно.
Бог не факир и не фокусник. Чудо не призвано удивить и поразить нас, оно не бессмысленно. Оно, как и всё Творение, излияние любви Божией.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема