Это стихотворение четырнадцать лет назад написал русский поэт Денис Новиков, поэт трагической судьбы, ушедший из жизни молодым…
Когда кричит ночная электричка,
я не могу волнения сдержать
и я кричу: умолкни, истеричка,
и умоляю дальше продолжать.
Никто из наших, русских и почти что,
не может не почувствовать укол,
когда кричит ночная электричка,
быть мужиком, не спрашивать, по ком.
Чувство дороги, странничества, безбытности под небом – так знакомо нам на Руси….
Вам случалось опаздывать на последнюю электричку, затеряться в бесконечной российской ночи, чувствовать остроту одиночества в ней? Мне – случалось.
Помню, я выскочил на подмосковный перрон – и увидел, как последняя электричка, с прощальным шумом и шипением затворив двери, уносится в ночь. Освещенные окна уносили последнюю надежду, последнюю веру - веру в тепло, в защищенность, в то, что жизнь имеет ничем не нарушаемый смысл и порядок, и достаточно просто отдаться этому порядку, этому ритму, чтоб быть навсегда спасенным от холода осенней ночи, от одиночества и заброшенности…
И только оставшись один и без всякой человеческой надежды (электричка, судя по расписанию, была действительно последней), оставшись вне суеты, я
смог вглядеться в то, что вокруг. Зубчатый темный силуэт леса. Тишина. Вверху - звездное, от края и до края, небо…. Возле маленького здания станции, под неверным фонарем, я был совершенно один. Надеяться не на что. И вот тогда я почувствовал теплое прикосновение незримой руки и услышал голос: «Я с тобой» - даже не голос, а вековечное терпеливое присутствие Бога… И почему-то моментально успокоился. Ночь была не пуста – она была полна присутствием Божьим.
Так уж получается, что помощь Божью, Его живое присутствие, мы – неважно, воцерковленные или нет – яснее всего чувствуем именно в такие кризисные минуты одиночества и заброшенности. Видимо, тогда, когда у нас всё хорошо, когда мы радостно и восторженно переживаем минуты счастья, удачи, вдохновения – именно эта радость, переживаемая нами так эгоистически, мешает нам видеть что-то, кроме самих себя. Чтобы услышать нашего небесного Отца, почувствовать, что Он всегда рядом, нам надо остаться хоть немного, но одинокими, нагими, претерпеть миг неудачи, крушения, катастрофы. Вот такой миг я и испытал на ночной маленькой станции, когда опоздал на последнюю электричку.
Но ощущение заботливого Присутствия не оставило меня. И я нисколько не удивился, когда неверный свет фар заскакал по стволам деревьев и дороге, и рядом со мной вдруг затормозила машина. И водитель спросил: «Эй, браток, что, опоздал на электричку?» – «Ну да…» - «А куда тебе? Садись, подвезу…» - «Да у меня, видите ли, с деньгами того…» - «Да ладно, какие деньги… Садись, нам по пути». Я не был удивлен обыденным, но чудесным явлением: в рядовых случаях для нашего спасения Бог посылает нам ангелов, но в случаях экстраординарных – человека, собрата нашего.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема