Это стихотворение четырнадцать лет назад написал русский поэт Денис Новиков, поэт трагической судьбы, ушедший из жизни молодым…
Когда кричит ночная электричка,
я не могу волнения сдержать
и я кричу: умолкни, истеричка,
и умоляю дальше продолжать.
Никто из наших, русских и почти что,
не может не почувствовать укол,
когда кричит ночная электричка,
быть мужиком, не спрашивать, по ком.
Чувство дороги, странничества, безбытности под небом – так знакомо нам на Руси….
Вам случалось опаздывать на последнюю электричку, затеряться в бесконечной российской ночи, чувствовать остроту одиночества в ней? Мне – случалось.
Помню, я выскочил на подмосковный перрон – и увидел, как последняя электричка, с прощальным шумом и шипением затворив двери, уносится в ночь. Освещенные окна уносили последнюю надежду, последнюю веру - веру в тепло, в защищенность, в то, что жизнь имеет ничем не нарушаемый смысл и порядок, и достаточно просто отдаться этому порядку, этому ритму, чтоб быть навсегда спасенным от холода осенней ночи, от одиночества и заброшенности…
И только оставшись один и без всякой человеческой надежды (электричка, судя по расписанию, была действительно последней), оставшись вне суеты, я
смог вглядеться в то, что вокруг. Зубчатый темный силуэт леса. Тишина. Вверху - звездное, от края и до края, небо…. Возле маленького здания станции, под неверным фонарем, я был совершенно один. Надеяться не на что. И вот тогда я почувствовал теплое прикосновение незримой руки и услышал голос: «Я с тобой» - даже не голос, а вековечное терпеливое присутствие Бога… И почему-то моментально успокоился. Ночь была не пуста – она была полна присутствием Божьим.
Так уж получается, что помощь Божью, Его живое присутствие, мы – неважно, воцерковленные или нет – яснее всего чувствуем именно в такие кризисные минуты одиночества и заброшенности. Видимо, тогда, когда у нас всё хорошо, когда мы радостно и восторженно переживаем минуты счастья, удачи, вдохновения – именно эта радость, переживаемая нами так эгоистически, мешает нам видеть что-то, кроме самих себя. Чтобы услышать нашего небесного Отца, почувствовать, что Он всегда рядом, нам надо остаться хоть немного, но одинокими, нагими, претерпеть миг неудачи, крушения, катастрофы. Вот такой миг я и испытал на ночной маленькой станции, когда опоздал на последнюю электричку.
Но ощущение заботливого Присутствия не оставило меня. И я нисколько не удивился, когда неверный свет фар заскакал по стволам деревьев и дороге, и рядом со мной вдруг затормозила машина. И водитель спросил: «Эй, браток, что, опоздал на электричку?» – «Ну да…» - «А куда тебе? Садись, подвезу…» - «Да у меня, видите ли, с деньгами того…» - «Да ладно, какие деньги… Садись, нам по пути». Я не был удивлен обыденным, но чудесным явлением: в рядовых случаях для нашего спасения Бог посылает нам ангелов, но в случаях экстраординарных – человека, собрата нашего.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер