«Николо-Угрешский монастырь. Фестиваль „Никола Вешний на Угреше“». Иеромонах Кирилл (Зинковский), Валентин Максимов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Николо-Угрешский монастырь. Фестиваль „Никола Вешний на Угреше“». Иеромонах Кирилл (Зинковский), Валентин Максимов

* Поделиться

У нас в гостях были ректор Николо-Угрешский духовной семинарии, насельник Николо-Угрешского монастыря иеромонах Кирилл (Зинковский) и управляющий пекарней Николо-Угрешского монастыря, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров Валентин Максимов.

Мы говорили об истории и современности Николо-Угрешской обители, а также о фестивале «Никола Вешний на Угреше».

Ведущие: Алексей Пичугин, Алла Митрофанова


А. Пичугин

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио. И мы в этой студии вас приветствуем, моя коллега Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Мой коллега Алексей Пичугин.

А. Пичугин

— И с удовольствием представляем наших гостей. Ближайший час здесь, в этой студии, вместе с вами и вместе с нами иеромонах Кирилл Зинковский, наместник Николо-Угрешского монастыря и ректор Николо-Угрешской семинарии. Здравствуйте.

Иеромонах Кирилл

— Добрый день.

А. Пичугин

— Валентин Максимов, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров и управляющий пекарней Николо-Угрешского монастыря.

В. Максимов

— Добрый вечер.

А. Пичугин

— У нас сегодня — я люблю программы про мероприятия и фестивали, долгое время, почти два года, в связи с ковидом, у нас таких программ было мало, и даже были случаи, когда мы делали программы о фестивале, а потом — раз, и из-за эпидемиологической ситуации что-то менялось. Но мы вроде бы, слава Богу, выходим на наш прежний какой-то доковидный уровень и уже смело анонсируем мероприятия, которые в ближайшее время будут проходить при поддержке радио «Вера» и мероприятия, которое мы бы сами с удовольствием посетили, и посещаем, и очень любим. И вот совсем скоро, 21 и 22 мая, в Николо-Угрешском монастыре пройдет фестиваль, который называется «Никола Вешний на Угреше» — фестиваль по открытым небом для всей семьи. Он посвящен весеннему празднику, ну или летнему уже, можно сказать, святителя Николая, в честь, напомню, это перенесение его мощей из Мир Ликийских в Бари в Италии нынешней. И вот давайте, наверное, начнем не с фестиваля, потому что о фестивале мы и так будем говорить, о хлебе мы будем говорить, раз сегодня к нам пришел Валентин Максимов.

А. Митрофанова

— Ой, о хлебе будем говорить.

А. Пичугин

— Да, каждый раз, когда Валентин приходит, тоже после долгого перерыва, кстати, давно мы вас не видели.

А. Митрофанова

— Валентин приходит не один...

А. Пичугин

— Он с хлебом, да.

А. Митрофанова

— Он всегда приходит с коробкой фантастического хлеба, от которого вся наша редакция становится, мне кажется, знаете...

А. Пичугин

— Добрее.

А. Митрофанова

— Как эти мыши, которые за дудочкой готовы пойти на край света.

А. Пичугин

— Я в редакции видел, я еще не успел попробовать. Давайте начнем с разговора о монастыре. Я где-то когда-то, помню, слышал, я был в Николо-Угрешском монастыре не один раз, это действительно замечательная обитель, прямо у самой Москвы, у Московской кольцевой дороги, в городе Дзержинском. Вот совсем вот прямо граница с Москвой находится, когда по МКАДу едешь с юга, очень красивый монастырь открывается — на берегу реки он стоит, с высокой колокольней. Я не знаю, до сих пор ли так или нет уже, но долгое время Николо-Угрешский монастырь был самым большим по площади монастырем в России.

Иеромонах Кирилл

— Думаю, что он по крайней мере занимает одну из первых строчек, действительно, по территории это 13 гектар. Ну если мы не берем подворья. Действительно, монастырь очень большой. И святитель Филарет Московский не раз бывал в этой обители и называл даже после определенных работ, восстановительных и устроительных работ, его второй Лаврой. Конечно, он не так известен, как Лавра преподобного Сергия, но связан с благословением, которое преподобный Сергий дал князю Димитрию Донскому. И, получив это благословение на битву с врагами, князь Димитрий шел на юг как раз вдоль Москвы-реки, и путь его войска пролегал как раз вдоль берега Москвы-реки. И там он сделал остановку, по преданию, во время молитвы он все-таки переживал — битва предстояла тяжелая, он осознавал, что расстановка сил непростая. И он на молитве увидел светящийся образ святителя Николая над сосной. И сказал такие слова, которые легли в название монастыря: «сия угреша сердце мое» — то есть на нашем современном языке «это согрело мое сердце». Отсюда Николо-Угрешский монастырь, который он основал, уже возвращаясь с победой. По преданию также говорится, что он похоронил на этом месте, где он поставил сначала деревянный храм святителя Николая, похоронил своего верного помощника, князя Михаила, который, по рассказу современников, надел на себя великокняжеские одежды.

А. Митрофанова

— Принял на себя удар.

Иеромонах Кирилл

— Соответственно, он встал под великокняжеским стягом, взял на себя главный удар основных сил монголо-татар. И вот, соответственно, вот этот князь Михаил Бренко, он по преданию был похоронен при основании этого монастыря, который потом много веков строился. Вот нас отделяет восемь лет от 650-летнего юбилея со времени основания обители, которую часто поддерживали многие цари и из Рюриковичей, и из Романовых, постепенно она разрасталась территориально и по количеству храмов. Самый последний известный именно один из последних предреволюционных игуменов, самый известный по вкладу в развитие монастыря — это преподобный Пимен Угрешский, который развил с Божией помощью монастырь и внешне, и внутренне, то есть число братии при нем увеличилось в десять раз: когда он пришел это было 15 монахов, когда умирал — 150. И надо сказать, что и нравы, конечно, монашеские он так нелицеприятно описывает то состояние братии, как они жили, когда он только пришел в обитель. И, по милости Божией, новые монахи, которых он воспитал, были люди духовной жизни и трудолюбивые, и к службам усердные. Обитель славилась также и различными, скажем, ремеслами, производствами в том числе, ульями, пасекой и рыбой. И, в общем-то, преподобный Пимен стоял за такое умеренное степень развития сельского хозяйства, чтобы все-таки монахи не сильно отвлекались от своего главного дела — от молитвы, от посещения служб. И сама история обители, конечно, сложная, как и все наши храмы и обители в советский коммунистический период, но в какой-то степени ей повезло, в том смысле, что там была колония. Не колония, а коммуна имени Дзержинского, в которой несколько тысяч человек из беспризорников обрели новую жизнь. Это коммуна действовала сначала параллельно с монахами, которые там оставались. Потом, когда монастырь был окончательно закрыт, в общем-то, она расположилась на территории обители. И дала возможность многим детям, которые были, скажем, обездолены после революции и гражданской войны, обрести новую жизнь. На самом деле это и, в общем, сохранилось много воспоминаний о том, как была устроена эта коммуна, ну вот это коллективное и трудовое воспитание, которое в ней было, скажем, поставлено во главу угла, оно, в общем-то, имеет христианские свои корни. А в дальнейшем обитель уже возрождали, начиная с праздника тысячелетия Крещения Руси. Особенно большой вклад принадлежит ныне...

А. Пичугин

— Оренбургскому.

А. Митрофанова

— Владыке Вениамину, Оренбургскому митрополиту. Он сделал очень много. Но особое внимание на монастырь обращает и наш нынешний Святейший. Не менее, наверное, даже более бывал в этой обители патриарх Алексий II, который ее очень любил и называл колокольню монастыря «Угрешской свечой». Так она видна и до сих пор, когда наши москвичи, гости города проезжают по южной ветке МКАДа.

А. Пичугин

— Так интересно мне всегда, когда называют: москвичи, гости города, разделяя, вот я понимаю, что для людей, которые живут в Дзержинском, это действительно два разных абсолютно места. А вот для человека, который живет в Москве, кажется: ну что там, МКАД перейти, переехать — и вот уже и монастырь, и Дзержинский. А и уклад жизни, и как-то город другой совсем, не Москва.

Иеромонах Кирилл

— Ну да, к сожалению, есть такая проблема: работает система «пылесоса», как говоря некоторые.

А. Митрофанова

— Это как?

А. Пичугин

— Москва засасывает.

А. Митрофанова

— А, в этом смысле.

Иеромонах Кирилл

— Потому что через пять километров, на другой стороне МКАДа, другие зарплаты, другие социальные выплаты.

А. Пичугин

— Особенно для тех, кто именно работает в социальном секторе.

Иеромонах Кирилл

— Ну да, в основном это учителя и врачи. В этом смысле да, хотелось бы, чтобы такого яркого перепада не было. Хотя есть много очень хороших горожан, которые, кстати, можно сказать, единой семьей так отозвались, когда монастырь стали восстанавливать. Лично даже приходилось с некоторыми общаться. Один рассказывал прихожанин: я, говорит, в советское время, храм большой, собор Преображенский стоял без куполов, а там наверху росли деревья, так я альпинистские свои навыки тренировал, цепляя трос за березы на крыше храма. Но потом в качестве покаяния сам лично эту березу спиливал. И кто как мог старались помочь возродить обитель. В целом обитель, я думаю, это такой символ и напоминание нам о единстве. Потому что князь Димитрий смог объединить русские силы, разные войска разных князей древнерусских, в единую мощную армию. И действительно сейчас тоже мы переживаем время очень сложное, разброда и шатания, по разным вопросам. Не только прямо вот самым актуальным и горячим, но по всем, можно сказать, таким особенностям современной жизни человека. Можно сказать, что вот это единство, к которому призывал преподобный Сергий, которое осуществлял князь и Димитрий, оно очень важно для современного человека, очень легко теряется и на уровне семьи, и на уровне приходов, и на уровне социальных разных групп. Это вот такое призвание, о котором христиане имеют особую заповедь. Ведь последнее, можно сказать, такое молитвенное благословение Самого Христа Спасителя — это Его молитва гефсиманская к Отцу Небесному: Отче, да будут едины, как Мы с Тобой едины. Вот эта тема единства, она особенно важна, я думаю, из истории монастыря для современной жизни.

А. Митрофанова

— Мне кажется, здесь есть еще один момент очень важный. Димитрий Донской в этом месте молился — то есть он обращался к Богу и искал поддержки там, у Бога искал поддержки. И то, что он делал здесь, на земле, это, в общем, ну как сказать: ищите прежде Царствия Божия, остальное приложится вам. Если Бог на первом месте, все остальное оказывается тоже на своем. То есть он как, в общем, ну, конечно, мудрый человек, обращается в первую очередь к Господу Богу.

Иеромонах Кирилл

— Да, безусловно.

А. Митрофанова

— Вот мне кажется, что при таком раскладе решаются и другие вопросы тоже. И тогда ты понимаешь, как тебе исполнять заповеди, тогда ты понимаешь, как тебе действовать, неся колоссальную ответственность на своих плечах, как у Димитрия Донского, то есть многое становится на свои места. Вот это вот обращение к Богу, мне кажется, это тоже очень важный момент, и именно в этом месте это было.

Иеромонах Кирилл

— Да, согласен, безусловно. И к тому же, конечно, обитель стала местом многих поколений иноков, монахов, их молитвенных подвигов. Но князь Димитрий, будучи человеком мирским и государственным деятелем, он как раз показывает пример, что и мирянин, где бы он ни находился, и даже в самых, может быть, сложных ситуациях, и даже получив благословение священнослужителя, он должен, как, может быть, так можно сказать дерзновенно, восполнить это благословение, наполнить его еще своей личной молитвой, чтобы оно действовало в полноте своей силы. А не просто успокоиться: ну я пошел, благословение есть — и я иду, ни о чем не думаю и о чем не молюсь. Это такой живой образ молитвенного делания, о котором, наверное, мы слишком иногда и ложное смирение проявляем и говорим: ну кто я такой, чтобы там о чем-то молиться, что-то там у Бога выпрашивать или там надеяться на что-то, что я получу? Ну что даст, то и даст. Ну такое, конечно, ищите прежде всего Царства Божия. Но, безусловно, при этом мы понимаем, что Царство Божие, оно начинает осуществляться внутри души каждого христианина уже в этой жизни. Поэтому именно действительно молитва помогает человеку в сложное, трудное время, не только в хорошее, а в трудное время обрести некую внутреннюю гармонию, понимание смыслов, ощущение уверенности в том, что ты делаешь правильное дело. И я, кстати, замечал, что, бывает, люди займутся делом очень хорошим, а вот у них идут какие-то препоны, замедления какие-то, и они начинают говорить: а может, нет благословения на это? Ну как-то людям в простоте кажется, что если есть Божие благословение, то все должно быть как это, как говорится, как по маслу идти, без проблем. И хочется видеть в этом подтверждение благословения, а не в каких-то трудностях.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Дорогие друзья, напоминаю, в нашей студии сегодня иеромонах Кирилл Зинковский, наместник Николо-Угрешского монастыря и ректор Николо-Угрешской семинарии. Валентин Максимов, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров, управляющий пекарней Николо-Угрешского монастыря. Сейчас нам отец Кирилл вкратце рассказал об удивительной истории создания Николо-Угрешского монастыря. Хочется, наверное, и к современности тоже обратиться. Валентин, мы вас знаем здесь, на радио «Вера», давно и...

А. Пичугин

— В разных ипостасях причем.

А. Митрофанова

— В разных ипостасях, но всегда как пекаря. Сейчас вот фактически ну ваш нынешний дом, и я так понимаю, очень уютный, и которому вы ароматами пекарни добавляете тоже со своей стороны уют и тепло, это Николо-Угрешский монастырь. Как там пекарю живется? Вот расскажите. Народа, наверное, много приходят за пирожками.

В. Максимов

— Живется хорошо. Но вот батюшка только что говорил, что всякое дело, которое ты начинаешь, может встречать какие-то препоны...

А. Митрофанова

— А, то есть это он про вас говорил.

В. Максимов

— Батюшка сидел, улыбался. У меня что только ни случилось, когда мы начинали там работу, в пекарне. Ну прежде всего хотел сказать, что пекарня...

Иеромонах Кирилл

— Прерву. Ну слава Богу, Валентин так не рассуждал, что нет на это воли Божией, значит.

В. Максимов

— Просто ну смирялся.

А. Митрофанова

— Валентин — опытный человек.

В. Максимов

— Ну хотелось бы, конечно, быть более опытным. Просто хотел сказать о том, что пекарня на тот момент, когда мы ее запускали, она не работала уже практически два года.

А. Пичугин

— Она была, да?

В. Максимов

— Да, она была, была очень хорошая пекарня, с очень хорошей выпечкой, то есть она обеспечивала город, многие знали эту выпечку. И приходилось как бы вот ну поддержать ту марку, которую, так сказать, держал монастырь. Ну и, слава Богу, я думаю, что у нас что-то получается уже, хлебушек уже печем, пирожки вкусные, там еще какую-то выпечку. Вот сейчас у нас есть такой проект —басманы. У нас есть ребята молодые, которые разработали такой хлебушек — басман.

А. Пичугин

— Это надо пояснить. Потому что Басманный район — не чужой ни для Аллы, ни для меня, он, известно, что связан с этим термином.

В. Максимов

— Да, известно. Это хлеб был на столе патриарха, был на столе государя еще до XVII века. Это хлеб с таким оттиском: по определенной рецептуре создавалось тесто, ставился оттиск, и эти хлебушки подавалась на стол именитым особам. Вот ребята как бы восстановили эту технологию. Ну, может быть, что-то современное там привнесли туда, но технология сейчас есть такая. У нас будет, конечно, угрешский басман.

А. Митрофанова

— Угрешский басман — это прекрасно.

В. Максимов

— Чтобы наше место тоже, Угреша, так вот...

А. Митрофанова

— Со своей печатью.

В. Максимов

— Да, со своей печатью.

А. Митрофанова

— С логотипом, все как положено.

В. Максимов

— И все можно будет как раз отведать и попробовать вот 21–22 мая, приглашаю всех на этот фестиваль. Ну этот праздник, да, который мы делаем, и совместно с городом делаем, город очень хорошо помогает, очень откликается. Батюшка говорил о том, что прихожане это в основном из города люди, очень такие отзывчивые, очень пекущиеся о монастыре, о том, чтобы он возрождался, о том, чтобы он жил своей жизнью, то есть очень сильно помогают на самом деле.

А. Митрофанова

— 22 мая — это день памяти святителя Николая Мирликийского, которого все мы любим, и я думаю, что очень многим нашим слушателям он фактически такой небесный родственник. И это замечательно, когда такие личные отношения есть со святыми, правда. Ну как вот ни послушаешь, практически у каждого есть какая-то своя личная, собственная история, связанная со святителем Николаем, его помощью, скорой помощью можно даже сказать. И 21-го, собственно, суббота, 22-го это воскресенье — очень удачно, надо сказать.

А. Пичугин

— Это так в этому году.

А. Митрофанова

— Очень удачное расположение в календаре, как раз для фестиваля. Потому что в субботу будет всенощная, и перед ней, как понимаю, первая часть, а в воскресенье продолжение. И вот два дня вы будете...

Иеромонах Кирилл

— Главная часть, основная — в воскресенье.

А. Митрофанова

— Основная в воскресенье. Ну, в общем, два дня праздника, основная часть в воскресенье. То есть после того, как все уже помолились, причастились, и все на фестиваль. Что там будет? Расскажите.

В. Максимов

— Ой, что там только не будет. Нет, на самом деле очень насыщенная программа. Вот 21-го числа вот такой день, может быть, не такой яркий, как 22-го, но тоже мы везем такую большую мозаичную икону святителя Николая, которая была на колокольне храма святителя Николая на Трех Горах. То есть ее сняли при реконструкции, перенесли там на такой материал, и мы ее везем, устанавливаем для поклонения. Будет молебен в три часа, после этого будет встреча — батюшка побеседует с прихожанами и те, кто приедет, с гостями. Потом всенощная. В этот день у нас уже будет работать ярмарка с настоящими фермерскими продуктами, с настоящими там ремесленными вещами, с мастер-классами — то есть для детей, для взрослых, очень такая насыщенная программа все равно получается. Но на 22-е число, да, у нас после литургии будет крестный ход, там батюшка благословит все, начало мероприятий, и будет очень большой концерт, то есть такой прямо хороший. Ну очень хороший концерт, если кто приедет, не пожалеет. Ну и, соответственно, для детей будет много мероприятий. К нам присоединяется «Стоглав» — такая есть православная организация, там будут реконструкторы, будет лучный тир, забавы для детей и взрослых — то есть ну очень будет здорово.

А. Митрофанова

— Потрясающе. И скорее всего святитель Николай еще и, как это в его стиле, его почерк, о погоде позаботится. Ну это посмотрим, не нам решать.

Иеромонах Кирилл

— Об этом молимся, чтобы погода нам помогала.

А. Пичугин

— Благорастворение воздухов.

Иеромонах Кирилл

— Благорастворение воздухов. И конечно, у нас будет гости. Святейший патриарх, который является настоятелем нашей обители, он будет в храме Христа Спасителя начинать Патриаршие чтения. Но у нас будет скорее всего, по предварительным данным, на ранней литургии в сам праздник митрополит Феогност, а на поздней митрополит Павел, Коломенский и Крутицкий. Поэтому архиерейские службы будут и ранняя, и поздняя. И, конечно, все вот это торжество, праздник, он начнется с духовной части, но перейдет вот в такой большой праздник, в общем-то, в основном с акцентном на таких артистов, которые фольклор русский, скажем, возрождают и участвуют в поддержании культуры такой национальной, старинной, которая наполнена глубинными смыслами.

А. Пичугин

— Смотрю афишу и понимаю, что большинство из этих людей к нам в разные годы и не раз приходили.

Иеромонах Кирилл

— Ну кто захочет поподробнее с этой программой познакомиться, хотя мы тут еще что-то расскажем, но у нас на сайте монастыря будет отсылочка на отдельный сайт, который специально создан для того, чтобы люди могли посмотреть, познакомиться, а кто-то может и поучаствовать.

А. Митрофанова

— https://nikolaveshny.ru/ — собственно, в одно слово пишется.

В. Максимов

— Ну я думаю, можно просто в поисковике забить: «Никола Вешний на Угреше» — и вам выскочит наш сайт и все анонсы.

А. Митрофанова

— Да, как вариант. По поводу артистов, которые будут представлены. Ну тут один список имен чего стоит: Сергей Старостин — так уж, тяжелая артиллерия, чтобы не размениваться.

Иеромонах Кирилл

— Ни много ни мало.

А. Митрофанова

— Да, это действительно, можно сказать, классик русского фолка. Человек, внесший колоссальный вклад в вот это соединение традиций и ультрасовременного звучания. Он потрясающие вещи делает, действительно его знают по всему миру. Люди, которые знакомы с вот фолк-направлением музыкальным, имя Сергея Старостина практически, я не знаю, где его не было. В каких странах его не было и с кем бы он не выступал.

А. Пичугин

— И с кем он не выступал. Это зачастую настолько разные в своих направлениях, музыкальных поисках, видениях люди.

А. Митрофанова

— Да, ну разные радиостанции очень известные, европейские, они его номинировали на свои премии и вполне заслуженно.

А. Пичугин

— И Андрей Котов.

А. Митрофанова

— Андрей Котов.

А. Пичугин

— И Таисия Краснопевцева. Нет, тут прямо стоит только ради них приехать, посмотреть.

А. Митрофанова

— И еще, если позволите, у меня, простите, личная такая симпатия, свой собственный интерес я сейчас будут лоббировать: хор «Логос» там будет выступать.

А. Пичугин

— А я думал, хлеб.

А. Митрофанова

— Про хлеб отдельно поговорим, сейчас мы о музыкантах. Значит, объясняю, что такое хор «Логос». Мы живем недалеко от храма святителя Николая на Трех Горах, как раз того самого, о котором Валентин говорил, откуда мозаичная икона приедет. Когда мы там первый раз с мужем оказались, с Александром Ананьевым, мы зашли и потеряли дар речи. Храм тогда не был, то есть сейчас ему настоятель, отец Димитрий Рощин замечательный, он ему возвращает первозданный вид, каким храм был задуман. Когда мы туда вошли первый раз, там не было вот всей вот этой полноты и красоты, которая будет сейчас, но там был хор «Логос». И мы, когда его услышали, мы поняли, что у нас внутри, у нас не просто все замерло, мы, правда, не поняли, где мы, на небе, на земле, мы забыли, как дышать, мы забыли вообще все.

Иеромонах Кирилл

— Как послы князя Владимира.

А. Митрофанова

— Да, при том что вот эта внешняя красота — ну там замечательно внутри было, светло, хорошо, но так не было того, что увидели послы князя Владимира в Святой Софии, со всей этой великолепной мозаикой. Нет, но то, что мы услышали в хоре «Логос», оно моментально восполняло вот все то, чего бы не хватило.

А. Пичугин

— Жалко, у нас записей сейчас нет, мы бы...

А. Митрофанова

— Ой, это что-то невероятное.

А. Пичугин

— Ну нет так нет. Приходите 22 мая в Николо-Угрешский монастырь.

А. Митрофанова

— Да, в том-то и дело. Приходите 22 мая, они сначала у нас споют, а потом на фестиваль поедут.

А. Пичугин

— Храм святителя Николая на Трех Горах — я еще помню, как там был Дворец пионеров Павлика Морозова. И когда храм передавали Церкви, я вот что-то не помню, то ли там гигантский в полхрама бюст Ленина лежал, то ли Павлика Морозова.

А. Митрофанова

— Ну сейчас там все иначе.

А. Пичугин

— Ну что же, друзья, напомним, что 21–22 мая в Николо-Угрешском монастыре — совсем рядом с Москвой, в городе Дзержинском — будет проходить фестиваль «Никола Вешний на Угреше». Мы продолжим говорить про этот фестиваль буквально через минуту. Здесь Алла Митрофанова и Алексей Пичугин. И наши гости — иеромонах Кирилл Зинковский, ректор Николо-Угрешской семинарии и наместник Николо-Угрешского монастыря, и Валентин Максимов, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров и управляющий пекарней Николо-Угрешского монастыря. Через минуту мы все снова здесь.

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Алексей Пичугин, я Алла Митрофанова. И напоминаю, что у нас в гостях иеромонах Кирилл Зинковский, наместник Николо-Угрешского монастыря и ректор Николо-Угрешской семинарии. И Валентин Максимов, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров и управляющий пекарней Николо-Угрешского монастыря. Мы говорим про фестиваль, который пройдет в следующие выходные — не в ближайшие, а в следующие — 21 и 22 мая, в праздник святителя Николая, в день его память и в день перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари. И Николо-Угрешский монастырь распахивает свои двери, ворота, все распахивает для самого широкого круга гостей — для замечательных музыкантов, для фермеров, для реставраторов, людей, который реставрациями историческими занимаются, как понимаю, — битвы, я не знаю, ремесла там что-то еще. Главное, что на этом фестивале будет прекрасное настроение, замечательные люди, очень вкусная еда — простите, но это пост закончился...

Иеромонах Кирилл

— Да.

А. Митрофанова

— Люди не нарадуются, да, что вот и пекари, и кондитеры, все там будут. Валентин, что вы там представите? Расскажите.

В. Максимов

— Ну вот мы хотели представить как раз наш проект.

А. Пичугин

— Басманы?

В. Максимов

— Угрешский басман.

А. Пичугин

— Слушайте, вам самое время у меня в Басманном районе тоже что-то открыть.

В. Максимов

— Ну мы готовы, монастырская выпечка. Нет, на самом деле вот монастырская выпечка — это такой продукт, который, как сказать, восполняет, может быть, недостаток продуктов на рынке. Ну мы знаем, хлеб (я как всегда про хлеб) вот, слава Богу, сейчас появляются пекарни, в которых пекут хороший хлеб, но все равно их, конечно, мало. Батюшка рассказывал, в Питере, там побольше всего. Мы хотим, чтобы и в Москве так было.

А. Митрофанова

— И разнообразней.

В. Максимов

— Да.

А. Митрофанова

— В Питере — да, это действительно, я знаю, есть у меня замечательная одна, хорошая такая подруга наша, которая в Питере себе раз в неделю обязательно заказывает хлеб. Либо сама ездит, либо кто-то привозит, но она только этот хлеб может есть, который там какой-то зерновой, специальный, в пекарне на углу рядом там с домом ее мамы.

В. Максимов

— Ну а монастырская выпечка — это все-таки такой, может быть, как сказать, более высокий продукт, ну я так скажу. Потому что все-таки печется в стенах монастыря, печется с молитвой, печется, ну вот как-то все это духовность, она все равно каким-то образом передается на самом деле.

Иеромонах Кирилл

— Ну мы, конечно, стараемся все-таки вот возродить древние традиции, и не только в плане того, что с молитвой, но и сами технологии. Но, конечно, там будет и несколько экскурсий и в субботу 21-го, и воскресенье, 22-го, для тех, кто впервые в монастыре окажется. У нас есть и древние храмы, и два музея — один музей-ризница старинных и икон, и церковной утвари, и где представлена и история монастыря. И также музей, посвященный последним императорам из Дома Романовых, называется он: музей императора Николая II. Соответственно, несколько лекций. Все могут — https://nikolaveshny.ru/ — посмотреть эту программу и поучаствовать, кто в чем захочет. Конечно, хочется, чтобы после эпидемии люди глотнули свежего воздуха во всех смыслах. Хотя юго-восток считается не самым экологически чистым регионом, но уверяю, когда проезжаешь, со МКАДа въезжаешь в город, то вначале не совсем такое веселое настроение, больше такие рабочие какие-то пейзажи. Но когда попадаешь в монастырь, то это как оазис, как раз, наоборот, на контрасте, как оазис среди города такого рабочего. И монастырь с древнейшей историей, со своими святынями — у нас и мощи святителя Николая есть, частичка, и мощи преподобного Пимена сохранились, милостью Божией, в советское время. И еще чудотворная икона «Взыграние Младенца» — это древний чудотворный образ, который явился в монастыре в конце XVIII века, известен различными чудесными историями, помощью людям в разных ситуациях, в том числе женщинам с чадородием. Я думаю, что в программе это не отмечено, но мы, наверное, еще включим молебен перед этой иконой тоже.

А. Митрофанова

— Вот это, знаете, многим актуально, как выясняется.

Иеромонах Кирилл

— По ходу, когда обсуждаешь, новые свежие мысли рождаются.

А. Митрофанова

— Ну да, это замечательно.

В. Максимов

— Так что следите за обновлениями на нашем сайте.

А. Митрофанова

— Отлично. Ну уже сейчас там есть информация на сайте, что, отец Кирилл, будет с вами встреча, можно будет вам вопросы задавать.

Иеромонах Кирилл

— Да, милости просим всех. Вы правы, это в субботу в три часа, по-моему.

В. Максимов

— После молебна.

Иеромонах Кирилл

— В три часа у нас молебен, а после.

А. Пичугин

— А как семинария участвует? Мы вас еще представляем как ректора семинарии.

Иеромонах Кирилл

— Семинаристы, конечно, активно участвуют тоже и в подготовке праздника, и в богослужении, у нас и хор семинаристов. И, соответственно, я думаю, им будет интересно не только помочь устроить, удобной сделать, скажем, атмосферу для посетителей, но и самим тоже поучаствовать вот в этих мастер-классах.

А. Митрофанова

— На совершенно законных основаниях подраться наконец уже на мечах. А мечи, по-моему, у нас будут мягкие какие-то?

Иеромонах Кирилл

— Ну такие, что никого не повредить, конечно, да, но воодушевить.

А. Митрофанова

— Прекрасно. Простите, очень хочется вернуться к фермерам. Вот про участие пекарей Валентин уже рассказал, а из фермеров с чем кто приедет? Как, что это будет? Можно ли будет, может быть, с кем-то из них тоже и познакомиться, и пообщаться, может быть, какие-то мастер-классы предусмотрены?

В. Максимов

— Ну конечно, мы специально отбираем тех людей, которые сами ведут хозяйство, сами могут приехать, сами могут рассказать про тот товар, который они представляют. Ну там, допустим, продукты это одно, если есть ремесленники, которые руками работают, они показывают то, что они делают. Будет такой «Союз мастеров», он как раз таки из города Дзержинского, очень много приведет людей, которые делают все, что своими руками и будут показывать, как это делается, из чего делается. Ну и можно будет поучаствовать все этих мастер-классах, как детям, так и взрослым. Я думаю, что с удовольствием люди поучаствуют.

А. Митрофанова

— Очень хорошо. Еще и продуктов закупить.

В. Максимов

— Продукты — да, ну как обычно, эти ярмарки, которые мы приглашаем, там всегда такой выбор хорошей качественной продукции, которую не встретишь ни на полке супермаркета, ни где-то еще напрямую.

А. Митрофанова

— Помню, на одной такой ярмарке познакомились мы с замечательными производителями вареников...

В. Максимов

— Да, есть такие.

А. Митрофанова

— И неожиданно совершенно для себя прямо на какое-то время очень крепко подсели.

А. Пичугин

— С вишней?

А. Митрофанова

— Да. Так что, дорогие слушатели, предупреждаю, дело это опасное: приедете, попробуете фермерскую продукцию, вам понравится, и потом не будете знать, как же дальше.

В. Максимов

— Нет, на самом деле как раз таки ярмарки для того и делаются, чтобы люди могли этот продукт попробовать, узнать товаропроизводителя и заключить с ним некий контракт, узнать, где продукция продается.

А. Митрофанова

— Хитрые вы люди, хитрые. Но это прекрасно, что вы делаете, это очень хорошо.

Иеромонах Кирилл

— Ну да, тем более что все-таки современные продукты, к сожалению, такие пищевые цепочки в супермаркетах, конечно, никто не занимается исследованием, насколько все-таки вредны такие продукты для организма человека.

А. Пичугин

— Ну разные, наверное, все-таки. Вы знаете, я для себя — вот тут нет никакой, во-первых, у меня статистики, во-вторых, нет у меня никакой уверенности в том, что это так, но я почему-то для себя как-то связываю рост тяжелых заболеваний у нас в регионах с ростом в регионах вот этих всех ритейлеров и магазинов. Очень здорово, когда один ритейлер отвечает за все, когда набирают персонал, дает людям рабочие места, когда можно карточкой заплатить, когда все современное. Но вот мне порой кажется, что при таком обилии там дешевых продуктов, которые еще по акциям продаются и сделаны из того, что может сильно влиять на здоровье, у меня почему-то как-то внутренне связываются эти тяжелые болезни, которых особенно много у нас в регионах, с развитием вот этих сетей больших супермаркетов, где разная совершенно продукция. Есть дорогая, хорошая, но есть и вот очень дешевая, которую чаще всего и покупают, которая в своем составе там имеет что-то очень и очень вредное.

Иеромонах Кирилл

— Ну да, к сожалению, это тема такая большая, сложная, мы, наверное, не будем глубоко в нее уходить. Но все-таки вот, допустим, мне в свое время кто-то рассказал, что в тех же Соединенных Штатах, ну по крайней мере не в городах там, многомиллионниках, а вот, скажем, в таких внутренних районах считается, что если больше чем на сто миль продукция привезена, то она уже не совсем того качества. Потому что нормальную здоровую продукцию далеко везти и долго хранить не предполагается. Ну и похожую мысль, с вами схожую, высказывал один священник в Финляндии, когда я был, он рассуждал о заболеваниях, они касаются не только нашей страны, он усматривал вот тот факт, что многим таким большим компаниям невыгодно заниматься исследованием, какие консерванты добавляются в какие продукты, и какие последствия это имеет при долговременном употреблении. Так что это, конечно, задача большая такая, государственная, но, скажем...

В. Максимов

— Мы пытаемся ее решить на местном уровне.

А. Митрофанова

— Особенно в современных условиях, санкций всяких, хочется поддержать не только монастырь, а вот этих простых фермеров, которым действительно непросто всегда было. Сейчас может быть, да, есть определенное движение государственное в сторону их поддержки.

А. Пичугин

— А у вас же еще есть подворье сельскохозяйственное, у монастыря.

Иеромонах Кирилл

— Да, подворье в Рязанской области. Но с ним у нас ситуация непростая, оно тоже пришло в некоторое такое сложное состояние. Сейчас мы только пытаемся осознать, как мы сможем, справимся ли мы с его дальнейшей деятельностью. Потому что там действительно большой кусок земли взят в аренду, и чтобы его хорошо обрабатывать, и правильно собирать, и правильно хранить это зерно, требуются, конечно, и специалисты, и техника, которая у нас там пришла, к сожалению, в негодность за определенный период времени. Поэтому пока там больше мы ходим, думаем, присматриваемся, как бы сделать так, чтобы это было рентабельно, и по силам монастырю, и на благо и монастырю и нашим проектам различным пищевым таким и кулинарным.

А. Митрофанова

— Вообще, конечно, у Николо-Угрешского монастыря не только пищевые проекты, надо сказать, и не только фестивалями вы занимаетесь. Сейчас у вас на сайте и социальная деятельность, ну низкий вам поклон, конечно, вы и с детками из школы-интерната 108-й общаетесь, и у вас благотворительные акции бывают в помощь деткам с онкологией. Это все, ну кажется, что это так, естественно, конечно, там монастырь должен этим заниматься. Мы понимаем прекрасно, как много сил у монастыря уходит вообще на то, чтобы прокормить самим себя.

Иеромонах Кирилл

— Ну мы, конечно, благодарим всех простых прихожан, которые приходят и подают денежку на помин своих близких о здравии, о упокоении, и это большая часть позволяет нам по крайней мере хоть как-то содержать большое имущество. Хотя вот где касается уже ремонтов, то тут мы оказываемся в сложной ситуации — ремонты очень дорогие, и на это, конечно, вот обычных пожертвований нам обычно не хватает, мы сейчас ищем разные возможности. И в том числе, возможно, безусловно, будем искать различные государственные гранты на поддержание больших наших соборов и стен монастыря. Но тем не менее на текущую жизнь, и чтобы все-таки монастырь, конечно, подразумевает и жизнь монаха уединенную, но в том числе, особенно в нашу эпоху, все-таки мысль того же старца Паисия, великого подвижника XX века, была, что монах, он в наше время не должен быть только привязан к такой уединенной келейной жизни, за исключением каких-то особых подвижников, которым есть такое Божие благословение. А в среднем монах должен находить время и помочь нуждающимся, поддержать и словом, а где можно, и делом.

А. Пичугин

— Мы напомним, друзья, что сегодня в гостях у светлого радио иеромонах Кирилл Зинковский, ректор Николо-Угрешской семинарии, наместник Николо-Угрешского монастыря. И Валентин Максимов, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров, управляющий пекарней Николо-Угрешского монастыря. Отец Кирилл, мне, знаете, что интересно, вот вы, приехав из Петербурга, какое-то время, до своего назначения наместником, были ректором семинарии и уже, я так понимаю, жили в монастыре или по крайней мере часто бывали в Николо-Угрешском монастыре. Но наместничество, управление монастырем, фактически настоятельство, да, это для вас, видимо, было новым послушанием. Вы до того монастырь не возглавляли, и вот тут вам попадает в руки один из крупнейших монастырей России. Нет, чтобы там какой-то скит сначала, где там три-четыре монаха...

А. Митрофанова

— Потренироваться.

А. Пичугин

— Да, потренироваться. А тут сразу такой огромный-огромный монастырь. И как? Вы можете рассказать свои первые впечатления от того, что вот вы сегодня проснулись наместником Николо-Угрешского монастыря?

Иеромонах Кирилл

— Да, ну знаете, в какой-то степени, может быть, это было не так уж сильно неожиданно. Во время встречи с нашим Святейшим Патриархом за пару, за три месяца до назначения, я так внутренне почувствовал, что такое решение может быть принято, хотя прямо мне об этом Святейший не сказал. Но единственное, о чем действительно молилась и братия, и семинаристы, о том, что что-то должно все-таки поменяться в жизни обители. Накопились проблемы, которые не решались, и в этом смысле было, хотелось просто чтобы какие-то разные, скажем, моменты жизни монастырской, они сдвинулись с мертвой точки. И поэтому, в общем-то, я бы не сказал, что это было прямо так как-то тяжело. В общем-то, внутренне я понимал, что сама жизнь семинарии, хотя у меня были мысли о том, что либо это будет какой-то человек, с которым мы должны очень глубоко сотрудничать, потому что само нахождение семинарии в стенах монастыря и вообще, собственно говоря, идея собирать студентов, воспитанников семинарии, в одно место, чтобы они жили вот в таком закрытом — до революции это считалось закрытое учебное заведение, тем не менее со своими каким-то правилами, сейчас оно не настолько закрытое. Но зачем они живут в одном месте? Чтобы не только им знания передавать, но чтобы можно было проверить их какие-то личностные качества, чтобы можно было где-то их, и они сами где-то должны на что-то обратить внимание, где-то что-то воспитатели и преподаватели на что-то обратят внимание, чтобы человек развивался еще и в плане социальном, и волевых своих каких-то способностей, чтобы он как священник был не просто отвлеченным ученым или человеком, который живет только своей замкнутой жизнью. И монастырь здесь играет огромную роль именно. И у нас, слава Богу, есть много хороших, не очень много, немногочисленная братия — 20 человек, но тем не менее есть немало хороших пастырей, которые будущим священникам подают пример: как общаться с прихожанами, как, скажем, не жалеть своих сил в служении Богу и ближнему, соответственно. Но важно, чтобы все-таки общение между ними было, что мы сейчас стараемся осуществить, более таким тесным, были какие-то возможности неформально, кроме службы, пообщаться. И приглашаем, соответственно, более опытные братия монастыря приходят, кто-то преподает, кто-то беседы проводит. Здесь такой очень важный опыт передачи от поколения к поколению будущих священников пастырского опыта, как в какой ситуации быть, как на что реагировать, какие главные проблемы, с которыми люди приходят. Соответственно, хотя действительно вот такого административного опыта у меня было немного, и особенно именно возглавления монастыря вообще не было, но скажу, что все-таки в целом братия приняла хорошо и, в общем-то, мы так сотрудничаем. Есть те, кто активно помогает и несет свою, скажем, зону ответственности, выполняет свои послушания. В общем-то, как-то довольно плавно это произошло. Тем более что мы все-таки знали друг друга за то время, когда я был уже ректором, практически целый год с небольшим. Поэтому это как-то так плавно произошло и достаточно гармонично, я бы так сказал.

А. Митрофанова

— Возвращаясь к жизни Николо-Угрешского монастыря и социальной работе, общению с внешним миром, у вас есть еще там духовные беседы — то есть вот миссионерская такая задача, да, которая стоит тоже перед монахами. Есть духовные задачи, когда каждый занимается своим спасением, есть задачи миссионерские, когда монахи контактируют с большим миром. И вот, мне кажется, кстати, пекарня — это тоже такой миссионерский момент. Ну люди привыкли, что там прекрасный хлеб, и почаще приходят в монастырь.

Иеромонах Кирилл

— Это правда. Тем более, что в этом проекте басманного хлеба, есть еще проект булочек маленьких с церковнославянской азбукой.

А. Митрофанова

— Ого.

Иеромонах Кирилл

— Сейчас мы пока еще это не дошли, но в планах это есть. Соответственно, приглашая детей, мы можем их, параллельно с вкушением этой булочки, приучать, как выглядят церковнославянские буквы.

А. Пичугин

— Знаете, я лет сколько уже шесть или семь назад зашел в прекрасную, ныне здравствующую сеть магазинов, которая считается, как считается, продает в том числе фермерские продукты — все, наверное, понимают, о чем идет речь. И в этом магазине я покупаю булочку, которая называется «булочка-пятидесятница». Одно время эта сеть сотрудничала, я так понимаю, что еще и с монастырями, и я читаю, что булочка испечена в пекарне одного из очень известных российских монастырей в Центральной России. Но вот название «булочки-пятидесятницы» как-то меня очень тогда впечатлило.

В. Максимов

— Она была с изюмом?

А. Пичугин

— Ну кстати, да.

А. Митрофанова

— Да, забавно. Ну отец Кирилл, а мне так нравится идея с буквами церковнославянского алфавита — это же здорово. Ну во-первых, это интересно. У меня в детстве самый любимый суп был — это с буковками, макарончики в виде буковок.

А. Пичугин

— А у меня сыр с буковками. Кто-нибудь помнит?

В. Максимов

— С циферками.

А. Пичугин

— И с буковками тоже, циферки и буковки были.

В. Максимов

— На самом деле такой проект, который действительно мог бы детей обучать ну и ремеслу какому-то и заинтересовывать в обучении азбуке церковнославянской. То есть очень многогранный такой, получается, проект.

А. Митрофанова

— Здорово, но вместе с тем это опять же одна из таких особенностей, одно из направлений. Отец Кирилл, у вас же на постоянной основе там, например, духовные беседы, встречи со всеми желающими.

Иеромонах Кирилл

— Ну да.

А. Митрофанова

— А как это проходит? То есть вот вы выходите к людям или...

Иеромонах Кирилл

— Это не только я, это, конечно, мы и в храме общаемся, и вне исповеди, и на исповеди, и я, и духовники опытные, священнослужители монастыря — и отец Филарет, отец Василий, отец Анастасий — есть много таких уже пожилых, опытных пастырей. Но и отдельно проводятся беседы на какие-то общие темы, с отдельными потом возможностями задать вопросы, ответы. Ну и частные беседы, безусловно. Потому что часто люди хотят задать какие-то свои сокровенные вопросы, которые не всегда удобно обсуждать во время исповеди, тем более когда сзади стоит еще много людей, которые тоже хотят поисповедаться. Поэтому в разном формате это происходит. Но думаю, что вот все-таки это мысли, в общем-то, и хотелось бы со временем прийти к тому, что даже будет и возможность для любого прихожанина в любое время пообщаться с дежурным священником. У нас есть дежурные, но не все время свободное от богослужений, оно занято вот таким возможным дежурством. К этому, я думаю, мы придем, число братии чуть-чуть увеличится, и послушания можно будет распределить немножко так посвободнее, чтобы могла быть такая вот возможность любому зашедшему в храм поговорить со священником на интересующие вопросы.

А. Митрофанова

— В греческом одном монастыре, где вот мы с супругом отдыхали, заезжали в монастырь, удивились очень — нас там встречал, прямо у ворот, монах из монастырской братии, очень хорошо говорящий по-английски. И он пил с нами кофе, он угощал нас сладостями, он рассказывал нам о жизни монастыря, он делился каким-то своими, ну там замечая, что мы скорее всего люди, так или иначе себя с христианством соотносящие, да, он начал делиться какими-то своими размышлениями о духовной жизни. Это было так интересно и так неожиданно. И, вы понимаете, он провел с нами, наверное, порядка двух часов. Это было что-то невероятное. То есть там сам по себе монастырь благоухающий, красивый — это все понятно, все замечательно. Но то, что он — вот что потрясало, — ему не жалко было на каких-то людей, которых он видит первый раз в жизни и которых не увидит больше скорее всего никогда.

Иеромонах Кирилл

— Ну да.

А. Митрофанова

— Потому что они из другой страны, они уедут и все. Они здесь просто, извините, тупо в отпуске. Но ему не жалко. Ему не жалко времени, своего человеческого ресурса и своего сердца — и вот это, конечно, нас потрясло.

Иеромонах Кирилл

— Да, замечательный пример.

А. Митрофанова

— И мы были далеко не первыми в этот день. Не первыми, кто, потому что мы как раз заходили, и там выходили предыдущие посетители. А после нас приходил кто-то еще. Мы, собственно, и уехали, потому что мы видим, там кто-то еще, уже неловко.

Иеромонах Кирилл

— Кто-то еще нуждался во внимании.

А. Митрофанова

— Да, и вот он вот так себя целый день, получается, людям раздавал. Я понимаю, что это очень тяжело. Очень тяжело. Но как это...

Иеромонах Кирилл

— Но тем не менее да, задача священников прежде всего — это, конечно, молиться. Но, безусловно, не меньшая, наверное, обязанность — это действительно послужить ближнему беседой, поддержкой, ответом на вопросы. Иногда даже просто уметь выслушать человека, который в современном обществе, бывает, не знает, с кем вообще можно поговорить и кому можно довериться. А если даже имеет кого-то, кому можно довериться, у него часто не хватает времени.

А. Пичугин

— Спасибо вам большое. Давайте в конце программы еще раз напомним, что 21 и 22 мая в Николо-Угрешском монастыре пройдет фестиваль «Никола Вешний на Угреше». Два дня. Первый день — это будут различные мастер-классы, второй день — это будут не только мастер-классы, но и концерты. Первый день — 21 мая — это будут и ярмарки, и мастер-классы. А второй день — ансамбль «Садко», Сергей Старостин, Сергей Филатов, Таисия Краснопевцева, Сергей Клевенский, хор «Логос», Андрей Котов и многие-многие другие будут целый день выступать. Вы сможете прийти и, что не менее важно, попробовать хлеб, который представит наш сегодняшний гость, Валентин Максимов. Сегодня у нас Валентин Максимов как управляющий пекарней Николо-Угрешского монастыря и, конечно же, исполнительный директор Ассоциации пекарей и кондитеров. Иеромонах Кирилл Зинковский, ректор Николо-Угрешской семинарии и наместник Николо-Угрешского монастыря, были с нами в этой студии. И последний, наверное, вопрос, сейчас уже заканчиваем программу. Вдруг кто-то не знает, вдруг кто-то интернетом плохо пользуется, как до Николо-Угрешского добраться из Москвы?

Иеромонах Кирилл

— Да, ну на сайте у нас, там есть информация. В основном, конечно, сейчас едут на личном транспорте, но есть и общественный транспорт: в основном до метро «Котельники» и оттуда на автобусе. Но у нас будет еще по городу Дзержинскому автобус ходить от монастыря. Вот из города Москвы — пока не такой у нас автопарк, чтобы еще послать автобус в Москву. Ну так вот, я думаю, могут воспользоваться, благо пандемия сейчас ослабила свои, так сказать, объятия, то можно доехать на метро до «Котельников», и оттуда на городском транспорте.

А. Пичугин

— Да, до «Котельников».

В. Максимов

— На самом деле «Котельники», «Люблино», «Алма-Атинская» и «Братиславская» — оттуда можно вот на разных автобусах или маршрутках. Площадь святителя Николая, дом 1, город Дзержинский.

А. Пичугин

— Спасибо.

А. Митрофанова

— Замечательно. Вот хороший повод с Николо-Угрешским монастырем познакомиться и, может быть, начать туда регулярно даже ездить. Тем более что есть такая возможность встречаться.

Иеромонах Кирилл

— Ждем в гости. Будем надеться, что по молитвам святителя Николая и князя Димитрия вот такая семья посетителей, прихожан и даже, может быть, не регулярных, а просто время от времени, друзей, посещающих обитель, будет расширяться.

А. Пичугин

— Спасибо, прощаемся с вами. Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Алексей Пичугин.

А. Пичугин

— До свидания.

А. Митрофанова

— До свидания.

Иеромонах Кирилл

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем