Некоторые мужчины не хотят жениться из-за того, что семья будет ограничивать их свободу.
Знаменитый русский учёный и путешественник Николай Миклухо-Маклай покинул Россию в восемнадцать лет, когда поехал учиться в Германию. Так началась пора его странствий – сначала по немецким университетам, а потом и по всему миру. В первое путешествие он отправился в двадцать лет, а его знаменитая экспедиция в Новую Гвинею состоялась, когда Миклухо-Маклаю было всего двадцать четыре года.
Деятельная, неприхотливая и увлечённая натура Николая находила в путешествиях всё необходимое для себя: удивительные открытия, новые горизонты, чувство неограниченной свободы… Учёному казалось, что его сердце может быть занято только экспедициями, научными исследованиями и борьбой за права гвинейских туземцев. Женщин он сторонился – перспектива семейной жизни его не привлекала. Расставание с необъятными морскими просторами и невозможность ездить в Новую Гвинею стали бы для Николая трагедией. Но однажды в его жизни появилась женщина, рядом с которой потеря свободы передвижений по странам и континентам перестала казаться ужасной.
В 1881 году Миклухо-Маклай основал в столице Австралии – городе СИднее – биологическую станцию, недалеко от которой жил бывший чиновник Джон РОбертсон. Николай часто заходил к нему в гости, где и познакомился с его младшей дочерью, МАргарет-Эммой. У неё недавно умер муж, и она не думала о новом браке, хотя руки этой молодой, красивой и богатой вдовы добивались многие поклонники. Узнав об этом, Николай только посмеивался – нет, он никогда не будет в их числе! Но стоило ему услышать чистый голос Маргарет, увидеть её нежную улыбку, как убеждённый холостяк дрогнул.
Миклухо-Маклай, всю жизнь предпочитавший одиночество, понял, что начал им тяготиться. Всё его существо стремилось к Рите, как он ласково называл Маргарет. Однако в своих чувствах Николай долго не признавался, боясь, что рядом с утончённой красавицей будет выглядеть слишком грубо. Сделать ей предложение он так и не успел – нужно было срочно уезжать в Россию.
Вернувшись на родину, Миклухо-Маклай очень быстро понял, что медлил зря. Образы загадочных островов меркли в сравнении с возникающим в памяти ликом Маргарет. А ведь путешествие в Россию и обратно займёт по меньшей мере год… Их переписка с Ритой не прекращалась, и Николай написал о своей любви в письме. Ответ на него сильно задержался в пути, и Миклухо-Маклай был уже на грани отчаяния, когда письмо любимой наконец-то дошло. Прочитав его, Николай не мог поверить своим глазам. Маргарет была готова следовать за ним хоть на край света, лишь бы быть рядом…
Миклухо-Маклай как можно скорее отправился обратно в Сидней. Но там его ждали новые проблемы – отец невесты отказывался дать разрешение на брак. Николай был беден, а его здоровье подорвали долгие экспедиции. К тому же невеста была протестанткой, и в России её брак с православным могли не признать. У Николая потребовали, чтобы он просил разрешения у самого императора. Миклухо-Маклая это не остановило. Скоро высочайшее позволение пришло, и препятствий к свадьбе не осталось.
Поженившись, супруги стали жить на биологической станции, где у них родились двое сыновей. Через год правительство забрало здание станции, и Николай решил перевезти семью на родину. Маргарет с радостью согласилась, хотя не знала русского языка. Ей даже не были страшны суровые русские зимы – лишь бы не расставаться с мужем!
Николай был счастлив с женой. Одному из друзей он писал: «Действительно, я понимаю теперь, что женщина может внести истинное счастье в жизнь человека, который никогда не верил, что оно существует на свете».
К сожалению, счастье супругов было недолгим. В северном климате болезни Миклухо-Маклая обострились, он начал страдать от непонятных болей, и лучшие врачи страны оказались не способны ему помочь. Николай умер на руках у жены после всего четырёх лет брака.
Маргарита осталась в России, занимаясь изданием трудов мужа. Лишь завершив эту работу, она вернулась в Австралию. Однако и вдали от России Николай продолжать жить в её сердце, и до конца дней она подписывалась как Маргарет де Миклухо-Маклай.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер