
В 2000-м году, к 80-летию Николая Сладкова, были впервые изданы его записные книжки и фрагменты писательских дневников. Сам автор называл эти свои записки «зарубками на памяти». Точно так же — «Зарубки на памяти» — озаглавили и эту небольшую книгу, в которой собраны короткие философские размышления писателя — об окружающем мире, о человеке, и, конечно же, о природе.
Николай Сладков всю жизнь писал книги о деревьях, водоёмах, камнях, лесах, степях, пустынях и их обитателях. На его счету — 60 книг, посвящённых природе, которую Николай Иванович всем сердцем любил. С детства всё свободное время проводил в парках, лесах и лугах. Внимательно смотрел, слушал. И аккуратно записывал в тетради не только наблюдения, но и мысли, и чувства, которые вызывала у него зелёная трава, листья, цветы. «Тетради моих дневников — это "годовые кольца": в них, как и в кольцах дерева, летопись моей жизни», — так говорил о своих заметках сам Сладков. Конечно, на страницах книги мы познакомимся далеко не со всеми его записями. Но, пожалуй, с главными — теми, которые открывают нам душу писателя и в которых он делится самыми глубокими своими переживаниями.
Коллеги отмечали, что Сладков пишет о природе по-особенному. Так, как пишут о человеке — любимом, родном, близком. Может быть, это ощущение возникает оттого, что писатель воспринимал природу как Творение, чувствовал в ней присутствие Создателя. Мысли об этом не раз мелькают в его «Зарубках на памяти». Например, он пишет: «Узоры ветвей и листьев так, бывает, сплетаются на фоне неба, что с изумлением думаешь: а это ведь не случайно, не может быть случайным такое совершенство и такая красота: Кто-то за этим стоит, что-то за этим есть!».
Вот почему с такой остротой и болью на страницах книги писатель размышляет об отношении человека к природе. Стремительный натиск асфальта и бетона на траву и землю Сладков переживает как трагедию. «Происходит второе изгнание человека из рая», — пишет он. И признаётся, что, когда видит в лесу ободранные березы и сожжённые муравейники, ему становится так стыдно, словно он сам это сделал. В сосновом бору он чувствует запах смолы и вечности. И удивляется тому, как необыкновенно выглядит дерево, если смотреть на него снизу, высоко подняв голову. «Увидишь его, и будет оно — совершенное, неповторимое. Одно дело видеть что-то на фоне текущего дня, и другое — на фоне вечного неба».
«Зарубки на памяти» открывают нам Николая Сладкова не только как писателя, но и как глубокого философа, который тонко чувствует совершенство и красоту природы с её неповторимым многообразием. «Мы уйдём, а мир пребудет», — цитирует он Омара Хайяма. Исследователи называют «Зарубки на памяти» Николая Сладкова ключом к пониманию его творчества. С помощью этого ключа каждый из нас может открыть для себя удивительный мир.
Все выпуски программы Литературный навигатор
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема