![Иллюстрация к выпуску программы «Жизнь как служение»](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математика.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение
19 февраля. О жертве Христа
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 14-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа во время ареста: «Да сбудутся Писания».
О жертве Христа — игумен Лука (Степанов).
Это служение уничижительное для Господа. Это снисхождение ради нашего спасения в человеческую падшую природу. И во всем ее Господь воспринимает в свою божественную личность, кроме греха, присущего всем нам. И таким образом, как закваска в тесто, влагается Его жизнь, Его бытие, как сына человеческого, но и как сына Божья в жизнь человечества. Это величайшее смирение, это дело величайшего снисхождения. Закон смерти, установленный для человечества ради удобнейшего покаяния и обращения к Богу за время земной жизни, Господь распространяет и на себя, также воплощаясь, беря крест, восходя на Голгофу, умирает вместе с нами. И это действие Божие, это пришествие в человеческое естество служит для того, чтобы нас, людей, приобщить к естеству божественному.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О молитвах к Богу
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720-1024x576.jpg)
В 3-й главе 1-го Соборного Послания Апостола Иоанна есть слова: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него».
О молитвах к Богу — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет, чтобы его молитва была услышана, чтобы Господь обратил внимание на нашу молитву, чтобы исполнил нашу просьбу. Но для этого есть некоторые, можно так сказать, условия, необходимые для того, чтобы Господь услышал нашу молитву. И сам Господь в Евангелии об этом говорит. Прежде чем мы должны прийти и принести свою жертву или помолиться Богу, а молитва — это есть жертва нашего ума и сердца, мы должны примириться с ближним своим, мы должны примириться и со своей совестью. Поэтому в первую очередь, конечно, нужно покаяться в грехах своих, нужно простить ближнему его прегрешение, нужно никого не осуждать, нужно прийти в мир не только своей совестью, но и в сердце со своим ближним. И тогда мы уже имеем дерзновение перед Богом, потому что сам Господь обещает услышать нас, если мы будем исполнять Его заповеди, если мы будем любить ближнего, прощать тех, кто нас огорчил или обидел, или даже совершил какой-то грех перед нами, когда мы будем находиться в любви к Богу и к ближнему. Поэтому для этого у нас есть и покаяние, и исповедь, для этого у нас есть определенные молитвословия, которые вызывают в нашей душе это покаяние, чтобы душа пришла в мирное состояние Духа. Поэтому вначале нужно помолиться Богу, взглянуть в свое сердце, увидеть, что мешает нам иметь такое дерзновение в молитве пред Богом. Потом испросить у Бога прощение, примириться, и тогда молиться уже с неким правильным таким духовным дерзновением, прося Бога о том, в чем мы нуждаемся. И мы будем уверены, что Господь обязательно нас услышит.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О единогласии
![Люди со смартфонами](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/11/Aktualnaja-tema-1280-720.jpg)
Сегодня 19 февраля. В этот день в Церковном соборе 1651 года утверждено обязательное единогласное чтение для всей Русской Церкви.
О единогласии — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы говорим о богослужебных реформах Святейшего Патриарха Никона, необходимо понимать, в какой реальности жила тогдашняя Русская Православная Церковь. Наши предки стремились вычитать и спеть все, что необходимо было вычитать и пропеть за богослужением. Если это делать в одной последовательности, и когда читает один чтец, потом поет в хор, богослужение могло длиться много часов. Чтобы хотя бы как-то богослужение сократить в одной части храма читались часы, в другой части храма пелись, предположим, антифоны. Нам, наверное, сложно представить вообще, как это было. Но многоголосие в богослужении Русской Православной Церкви того времени, конечно же, было явлением странным. И Патриарх Никон, придя к власти, понимал, что богослужение необходимо упорядочить, чтобы чтец читал, хор пел, и все это было стройно. Поэтому Собор 1651 года принимает постановление об упразднении вот этого самого трудно представимого нам сегодня многоголосия и вводит постановление о единоголосии, то есть о последовательном и стройном совершении богослужения, такого, каким мы привыкли видеть его сегодня. И надо сказать, что все те богослужебные реформы, которые Святейший Патриарх Никон осуществлял, Русская Православная Церковь до сих пор придерживается этих реформ, и богослужение Русской Православной Церкви сегодня совершается именно так, как было определено на Соборах при Святейшем Патриархе Никоне.
Все выпуски программы Актуальная тема