
Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математик.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Через боль к свету»
В этом выпуске своими историями о том, как через какие-то сложные испытания человек пришел к вере или переосмыслению жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.