Николай Ярошенко своей работой «Всюду жизнь» напоминает, что недопустимо отнимать человеческое достоинство у заключённых. Художник призывает относиться к ним с состраданием и любовью, видеть в каждом из них образ Божий.

— Настенька, у тебя все хорошо? Ты обычно радостью светишься, когда приходишь к нам в Третьяковскую галерею, а сегодня смотрю, грустишь.
— Нет, я не грущу и всё у меня в порядке. Просто задумалась. У вас бывает так, Маргарита Константиновна, что вы не можете понять, какие чувства у вас вызывает картина?
— Так бывает у всякого неравнодушного чуткого человека. А работа Николая Ярошенко «Всюду жизнь», перед которой ты стоишь, особенно сложна для восприятия.
— Мне она очень нравится. На ней хорошие люди нарисованы. И женщина в платке, и её маленький сын, и дедушка с бородой, и усатый дяденька кажутся такими добрыми. Мальчик кормит голубей из окна и все смотрят на него так ласково. Но почему окно с частой решеткой? Это что, тюрьма?
— Это арестантский вагон. Николай Ярошенко запечатлел, как осуждённых везут к месту заключения или ссылки.
— А ребеночек что, тоже арестованный?
— В царской России женщинам, осуждённым за некоторые преступления, позволялось оставлять детей при себе. В поселениях малыши жили вместе с матерями, а при тюрьмах для них открывали приюты.
— Но неужели мама этого мальчика на картине преступница?
— Художник не оставляет сомнений в этом. В таких вагонах с решётками перевозили только осуждённых.
— Но у неё такое светлое лицо. Напоминает икону.
— Когда Николай Ярошенко представил свое полотно публике в 1888 году, многим зрителям показалось, что изображение матери в тюремном вагоне похоже на иконописное. Да и другие осуждённые выглядят, как ты уже заметила, очень добрыми людьми. Критики пеняли художнику, что недопустимо так идеализировать преступников.
— И они, наверное, правы.
— Я так не думаю. Николай Ярошенко своей работой напоминает, что недопустимо отнимать человеческое достоинство у людей, которым суд вынес справедливый приговор. Он призвал относиться к заключённым с состраданием и любовью — так, как относился, к примеру, доктор Фёдор Гааз.
— А кто это — Фёдор Гааз?
— Тюремный врач, христианин и очень милосердный человек. Свою жизнь он посвятил служению обездоленным арестантам, стараясь облегчить их участь. Он обладал удивительным даром видеть в каждом оступившемся человеке образ Божий. Это умение Николай Ярошенко и сделал идеей своей картины. Недаром второе её название «Где Бог, там и любовь».
— «Где Бог, там и любовь»... Я не очень понимаю, как эти слова относятся к людям, нарисованным на картине Николая Ярошенко.
— Ну вот, посмотри на полотно — невинное дитя кормит голубей. Мать смотрит на него с нежностью. Эта сцена вызывает добрые улыбки у заключённых, их лица светлеют. Мы не знаем точно, какие преступления совершили эти люди, но видим, что они не утратили сердечного умиления. Их души не очерствели. Значит, Господь не оставил их, значит, они способны каяться, прощать и любить. Ведь где Бог — там и любовь.
— А если я испытываю тёплое чувство к героям картины «Всюду жизнь», то и со мной Господь?
— Без всякого сомнения. Но одного только чувства мало. Доброе движение сердца можно сравнить с призванием к любви. Но проявлять её нужно каждый день добрыми делами, как это делал доктор Гааз. Сегодня ты увидела в Третьяковской галерее картину Николая Ярошенко «Всюду жизнь» и разделила сострадание автора к заключенным. А завтра — поможешь какому-то обездоленному человеку. Это всё ступеньки лестницы, ведущей к Богу.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







