Купец Николай Чукмалдин всю свою жизнь усиленно трудился, зарабатывая капитал. Богатство было нужно ему для того, чтобы совершать добрые дела. И он делал их легко, не жалея времени и средств для того, чтобы приносить пользу людям, руководствуясь правилом: «Жизненно и прочно одно добро».
Судьба Николая Мартемьяновича была удивительной. Мальчик из деревни Кулаково Тюменского уезда, трудившийся с шести лет и не получивший образования, сумел заработать миллионное состояние. Чукмалдин торговал шерстью, владел валяльной фабрикой, открыл новую для Тюмени отрасль — чайное дело, был поставщиком товаров для русской армии. Его взгляд на торговлю считался необычным для того времени. Многие полагали, что коммерция и нравственность — две вещи несовместные. Чукмалдин упорно доказывал, что это не так: он находил пути честной торговли. Николай Мартемьянович говорил, что ответственность, бескорыстие, честность и доверие — единственные ценности, на которых должна стоять культура предпринимательства. С такой позиции Чукмалдина не могли сбить никакие неудачи. Он несколько раз стоял на пороге разорения, но находил в себе силы подняться и идти дальше. И дошёл до самой Москвы, куда переехал из Тюмени, и где тоже преуспел в делах. Но о городе, который дал ему путёвку в жизнь, Чукмалдин никогда не забывал.
Он, всегда жалевший о том, что ему не пришлось учиться, постоянно занимался самообразованием и мечтал превратить Тюмень в настоящий культурный центр. Собрал библиотеку древних рукописных и старопечатных книг, прекрасную личную библиотеку и подарил их Тюмени. Свою редкую коллекцию старинных икон пожертвовал храмам. А специально для Белогорского монастыря заказал в Москве иконы и выделил тысячу рублей на издание книг об этой обители.
Чукмалдин помогал тюменской прессе, артистам, художникам и писателям. Основал городской музей, передал ему коллекцию местной флоры и фауны и различные редкости, которые привозил из своих путешествий по странам Запада и Востока. Борясь с пьянством, Николай Мартемьянович постоянно вносил крупные суммы в кассу тюменского общества трезвости.
Благотворитель не жалел денег на строительство новых школ. Основал ковровую фабрику-школу, помогал богоугодным заведениям, поддерживал множество учащихся из бедных семей. Тюменское реальное училище тридцать лет получало от Николая Мартемьяновича финансовую помощь. Но он не ограничивался одним перечислением денег, а покупал мебель, одежду, оборудование тем учреждениям, которые опекал.
Чукмалдин с большой нежностью относился к родной деревне. Кулаково процветало благодаря своему земляку. Крестьяне получали от него средства для уплаты податей, зерно для посева, хлеб. В деревне работала бесплатная аптека. На полях использовалась новейшая техника. В Кулаково был создан даже Сельский банк, который выдавал ссуды местным ремесленникам. Чукмалдин построил в деревне каменную школу и содержал её до конца своей жизни, выплачивая жалование педагогам и снабжая детей формой и зимней одеждой. Ученики бесплатно питались в школьной столовой. После уроков работали в мастерских по обработке дерева. В свободное время читали книги, которые Чукмалдин выписывал для местной библиотеки. Последнее, что благотворитель сделал для своей деревни — построил пятиглавый Свято-Никольский храм и завещал ему 17 000 рублей. Эта церковь стала венцом добрых дел Николая Мартемьяновича — его хоронили в тот день, когда храм освятили — девятого мая 1901-ого года.
Чукмалдин был очень скромным человеком. Не любил, когда вокруг его имени поднимали шум. «Сделал доброе дело и забудь», — говорил Николай Мартемьянович. В ответ он получал от современников такие отзывы: «Чукмалдин торговал и наживал деньги словно не для себя.... Он отдавал великий долг земле, которая его обогащала... Такие дельцы в русской жизни встречаются, и влияние их на всё окружающее самое благотворное».
Все выпуски программы Имена милосердия
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







