
Спуск каторжан в шахту. Савинский рудник Горно-Зерентуйской дистанции Нерчинского горного округа. 1891 год. Фотография А. К. Кузнецова.
Город Нерчинск появился на карте Сибири неспроста. Было тому, как минимум, две причины.
Первая причина – и очевидная – освоение бескрайних сибирских просторов, приведение под руку московского царя местных племен с целью получения дани-ясака, коя в основном платилась «мягкой рухлядью», то есть пушниной. А пушнина, в свою очередь, фактически была экспортным товаром, и даже зачастую выступала как денежный эквивалент – ею и награждали своих людей, и дарили иностранным гостям, и обменивали на другие нужные товары.
Вторая же причина менее очевидна. Но значительно более серьезна. Во времена освоения Сибири государство российское ощущало серьезный дефицит материала, из коего чеканились монеты. А материалом таким было серебро. Проще говоря, нужны были деньги. Настолько нужны, что в 1655 году монеты начали чеканить из меди. Массовый их выпуск вызвал рост цен, инфляцию, а в 1662 году и вовсе так называемый Медный бунт в Москве.
Запомним это и вернемся в Нерчинск.
Еще за годы до его основания сибирских воевод и атаманов доходили слухи, что в Забайкалье, в Даурии, тамошний местный народец изготавливает украшения из серебра. И образцы этих украшений также попадали в руки русских. А команды из Москвы – Искать серебро! – никто не отменял. И его искали. И нашли.
Именно в здешних окрестностях в 1677 году открыли месторождения серебряных руд. И именно здесь были построены Нерчинские сереброплавильные заводы. Первая плавка серебра состоялась в 1686 году. А с 1704 года начались уже регулярные плавки серебра.
И само собою разумеется, что появилось особое образование – Нерчинский горный округ. До 1760 года в нем был один завод. Позднее начали действовать еще почти десяток заводов. А в 1789 году построили Петровский железоделательный завод.
И также самом собою разумеется то, что Нерчинский горный округ стал коронной собственностью российской императорской семьи, что регламентировалось специальными указами.
Добытое и выплавленное серебро целиком отправлялось в Санкт-Петербург на Монетный двор. Заметим, что в середине 18-го века годовое производство серебра достигло 600 с лишним пудов.
А вот еще через сто лет, во второй половине 19-го века, Нерчинский горный округ начал плавить уже золото. Но, как принято говорить, это уже совсем другая история.
«Журнал от 15.08.2025». Глафира Базурина, Тамара Захарова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:
— Святыни Крыма;
— Новый проект журнала «Фома» «Отцы говорят»;
— Духовное и богословское образование в современном мире;
— Юбилей Екатерины Васильевой, в иночестве Василисы.
Все выпуски программы Журнал
«Тропарь Рождества Христова»

Фото: Myriam Zilles / Unsplash
Светлый праздник Рождества Христова — один из тех, что важен для многих, даже далёких от Церкви людей. Его любят и дети, и взрослые, которые на некоторое время будто бы становятся детьми. В Рождественские дни мы приходим в храм на праздничные богослужения, шлём друг другу тёплые поздравления, дарим подарки, собираемся с родными, чтобы вместе отпраздновать событие, которое больше двух тысяч лет назад буквально перевернуло мир, — приход на землю Спасителя.
Преображаются в этот период храмы, улицы и наши дома, которые мы украшаем к празднику рождественской символикой. Вечнозелёными деревьями и ветвями, символизирующими победу жизни над смертью. Вертепами — композициями, воспроизводящими сцену появления на свет Христа... Одним из символов Рождества Христова также является Вифлеемская звезда, которую, согласно Евангелию от Матфея, увидели волхвы и которая привела их в Вифлеем, к месту, где родился Христос.
«...Звезда, которую видели они на востоке, — пишет апостол Матфей, — шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Образ Вифлеемской звезды встречается в одном из главных рождественских богослужебных песнопений. Речь идёт про тропарь Рождества Христова, то есть гимн, прославляющий праздник. Давайте поразмышляем над текстом этой молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Богородицы Орской епархии. Текст песнопения обращён к Богу — Тому, кто снизошёл до земных людей и пришёл в мир в образе человека.
Первая часть тропаря в переводе на русский язык звучит так: «Рождество Твоё, Христос Бог наш, мир просветило светом знания». Вот как эта строчка звучит по-церковнославянски: «Рождество́ Твое, Христе́ Бо́же на́ш, воссия́ ми́рови свет разума...». Давайте послушаем первую часть тропаря Рождества Христова.
Вторая часть песнопения в переводе на русский язык звучит так: «...потому что тогда люди, служащие звёздам, звездою научены покланяться Тебе — Солнцу правды, и признать Тебя Востоком свыше. Господи, слава Тебе». По-церковнославянски вторая часть тропаря звучит так: «...В нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́».
Текст песнопения упоминает волхвов. Кем же были эти люди и почему они так важны? Волхвы — это древние учёные, для которых богами были небесные светила, солнце, звёзды... Поклонение волхвов Богомладенцу означает, что Свет Христов с Рождением Спасителя воссиял не только для иудеев, но для язычников, и, более того, — для всего человечества. Для каждого из нас.
Давайте послушаем тропарь Рождества Христова полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Миасс (Челябинская область). Путешествие по городу

Город Миасс расположен на северо-западе Челябинской области. Он стоит среди Восточных отрогов Уральского хребта, в долине реки Миасс. Во второй половине восемнадцатого века русские первопроходцы обнаружили здесь богатые залежи меди. В 1773 году тульский купец Ларион Лугинин основал на месторождении медеплавильный завод, который стал градообразующим. При производстве построили храм — сначала деревянный, а в 1806 году — каменный. Церковь освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, завод стали называть Петропавловским. К первой половине девятнадцатого века производство меди сократилось, и предприятие закрыли. В то же самое время горный инженер Евграф Мечников нашёл близ города золотую руду. И вскоре Миасс стал одним из главных центров золотодобычи в Российской империи. Богатые промышленники не жалели денег на строительство храмов. К началу двадцатого века город украшали двадцать четыре православных церкви. Почти все они были уничтожены после революции 1917 года. В советское время действующим оставался лишь Свято-Троицкий храм на городском кладбище. Он стал той лампадой, которая пронесла для горожан сквозь годы огонёк веры. В конце двадцатого века этот свет был приумножен. Сегодня в Миассе девять церквей!
Радио ВЕРА в Миассе можно слушать на частоте 102,2 FM