
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня, в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в храмах за богослужением читается отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Филипийцам — где есть одно слово, об которое очень легко... споткнуться. Но — сначала давайте внимательно послушаем само чтение.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Слово, непросто воспринимаемое сегодня нами в этом отрывке, — «хищение». Что значит в отношении ко Христу — что Он «не почитал хищением быть равным Богу»? Смотрим в греческий текст — здесь используется существительное ἁρπαγμός — от глагола ἁρπάζω «хватать, вырывать, похищать». То есть ἁρπαγμός — это «трофей», «добыча», за которую цепляются, чтобы не потерять.
В таком ключе смысл фразы меняется кардинально! Буквально, апостол говорит, что Христос «не счёл равенство Богу трофеем, за который нужно цепляться». А если не пытается «уцепиться», «удержать» — тогда понятно, что становится вполне возможным и полное «опустошение», тот самый «κένωσις» — умаление, уничижение Сына Божия до простого смертного человека!
Перед нами Христос предстаёт как «второй Адам» — который, в отличие от первого, не только не пытался «присвоить» себе Богоравенство, но и даже не попытался «удержать» его — а «отпустил» полностью, до конца — чтобы спасти человеческий род.
Мне вспоминается в связи с этим ницшеанская «воля к власти»: то, о чём говорит апостол Павел, — о «отпускании» Христом Своей Божественности — полная противоположность «воли к власти!» Христос как Божественное Слово, Логос — имеет полное право, да и по своей природе равен Богу-Отцу — но не только не «пользуется» этим равенством, но и «отпускает» его, опускаясь на наш, простой, человеческий уровень. «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что та́к должно быть (Мф.26:53-54)?» — спрашивает Спаситель Петра в момент ареста в Гефсиманском саду. Христос прекрасно знает, что — может прекратить в один момент всё это человеческое безумие, всю вакханалию греха и беззакония — но — отпускает целиком эту возможность, позволяя людям довести свою злую волю до конца — и через это уничтожить грех в самом истоке.
Вот какой наш Бог, в Которого мы верим: ради нас и нашего спасения — Ему ничего не жалко — даже «отпустить», «оставить» Свою Божественную силу и славу! Да, есть над чем — задуматься!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук, руководитель научного центра истории казачества при Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского Александр Малов.
Разговор шел о судьбе воеводы XVII века Михаила Конаевича Тинбаева, представителя знатного ногfйского рода, принявшего православие и перешедшего на службу к русскому царю.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
- «Славяне до принятия христианства». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Женщина-христианка в современном мире». Дарья Сосновская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была основатель и шеф-редактор журнала «Магдалина» Дарья Сосновская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об ощущении в жизни явной поддержки от Бога и о том, как появилось решение создать современный женский журнал с христианскими ценностями и смыслами.
Дарья рассказала о своём пути — от детства в православной семье и первых журналистских шагов до осознания, что вера и профессия могут стать единым делом. Так родился журнал «Магдалина» — издание для современных женщин, ищущих смысл и стремящихся жить с Богом в сердце.
Разговор о духовной развилке, на которой сегодня оказывается каждая: о поиске воли Божией, женском достоинстве, семье и о том, как сохранять веру в мире, где слишком много внешнего давления и шаблонов.
Дарья поделилась историей, как Господь помог ей обрести настоящее счастье, как поддержка близких и любовь мужа стали благословением, и почему простые вещи — дом, семья, смех ребёнка — дают больше вдохновения, чем любая внешняя «успешность».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений







