
Нам так хочется, чтобы всё соответствовало нашим планам. И, бывает, очень расстраиваемся, когда эти планы жизнь разрушает. Но не стоит унывать. В меняющихся обстоятельствах следует искать подсказку промысла Божия. Во всяком случае, так старался поступать царь и пророк Давид, о чём он пишет в псалме 100-м, что читается сегодня на богослужении. Давайте послушаем.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Псалом 100-й, на первый взгляд, кажется очень радостным, даже оптимистичным произведением. Однако не всё обстоит так просто. На самом деле, 100-й псалом был сочинён царём Давидом при сложных обстоятельствах. А именно. Давид решил освятить столицу своего царства — Иерусалим — перенеся туда ковчег Завета. Ковчег представлял собой украшенный золотом ящик, внутри которого находились каменные скрижали с 10 заповедями, чаша с манной, которой питались евреи во время путешествия по Синайской пустыне, расцветший жезл первосвященника Аарона, брата пророка Моисея.
Ковчег Завета был главной святыней древнего Израиля. Давид всем сердцем желал перенести ковчег в Иерусалим и построить там храм. Но всё сложилось иначе. Во время переноса мужчина по имени Оза без должного благоговения коснулся ковчега и умер. Давид увидел в этом событии указание, что ни он сам, ни народ не готовы пока к тому, чтобы в Иерусалиме появился храм. И Давид пишет проникновенный, радостный и одновременно покаянный псалом.
В самом начале своего произведения он указывает, что будет прославлять и любовь, и суд Божий: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь». И Давид решает наложить на себя обет чистоты, жить праведно, чтобы и себя, и подданных подготовить к строительству храма. Надо сказать, что плану царя так и не суждено было исполниться. Бог запретил ему впоследствии возводить святилище, потому что в течение жизни Давид много воевал и убивал противников собственноручно. Храм в результате построит сын Давида — мирный Соломон.
Но если бы Давид не принял на себя обет, этого бы не произошло. Он начал путь к желанной цели, а Соломон завершил начатое. О своём желании жить в мире с Богом и совестью Давид пишет проникновенно: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне». Царь понимает, что на нём лежит ответственность не только за личную жизнь, но и за поведение подчинённых. Потому Давид обещает Господу: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». И дальше продолжает рассуждать о схожих вещах: «Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими».
Прозвучавший псалом, с одной стороны, учит нас необходимости иметь благое дерзновение — стремиться исполнить волю и правду Божию. С другой стороны, опыт Давида показывает, как важно помнить, что дело Господне способен творить только тот, кто чист сердцем и праведен не только на словах, но и подтверждает их вполне конкретными поступками.
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
1 августа. О слезах покаяния

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеётесь».
О слезах покаяния — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Слёзы бывают разными. Есть слёзы радости и сожаления, слёзы утраты и боли, а есть слёзы покаяния. В Священном Писании слёзы в основном связаны с покаянием. А покаяние — это явление правды Божьей, признание себя виноватым в нарушении заповедей и стремление измениться в лучшую сторону.
Так, в Ветхом Завете мы знаем случай, когда заболел царь Езекия. К нему пришёл пророк Исаия и сказал: «Сделай завещание для дома твоего, ибо умрёшь ты и не выздоровеешь». Царь стал молиться. Библия открывает нам момент покаяния царя следующими словами: «И заплакал Езекия сильно».
Исаия ещё не вышел из города, как было к нему слово Господне: «Возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слёзы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдёшь в дом Господень».
Мы видим, как важно покаяние и искренние слёзы сердца. После искреннего покаяния всегда бывает прощение от Господа. А прощение возвращает детей в радость родителям. Поэтому и сказал Христос: «Блаженны плачущие ныне, ибо восмеётесь».
Все выпуски программы Актуальная тема
1 августа. О важности борьбы со страстями

В 5-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».
О важности борьбы со страстями — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол говорит в этом месте о тех страстях, которые чаще всего нас борют, потому что в быту в основном мы тщеславимся друг перед другом, нам всё время хочется что-то друг перед другом выказать, так или иначе над кем-то превознестись в силу этого греховного навыка.
Опять-таки в силу своей горделивости и нетерпимости мы раздражаемся постоянно, потому что наши ближние не вписываются в те планы, которые мы построили на себя и на них.
И конечно же, мы, видя преуспеяние других, тоже начинаем завидовать. Вместо того чтобы порадоваться, у нас возникает чувство зависти, какого-то прения, любопрения по отношению к ним.
И безусловно, это как раз то, о чём апостол в другом месте говорит: плакать с плачущими, радоваться с радующимися. Оказывается, что плакать с кем-то мы ещё зачастую готовы, но порадоваться за другого, оказывается, — это уже гораздо большая степень духовного преуспеяния, на которую способны весьма очень немногие.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 августа. О почитании преподобного Серафима Саровского

Сегодня 1 августа. Праздник Обретения мощей преподобного Серафима Саровского, жившего в 19-м веке.
О почитании преподобного Серафима во всём мире — священник Стахий Колотвин.
Обретение мощей преподобного Серафима — это не только возможность приложиться к этой святыне, но новый этап прославления. Святость, которая была очевидна для современников, святость, которая была очевидна для почитателей задолго до прославления, становится достоянием всей страны и всего мира.
И мы видим, как почитание преподобного Серафима Саровского — человека, который спустя полторы тысячи лет возрождает традиции древнего отшельнического монашества, которое потом становится опорой для мирян, — становится достоянием всего мира.
Удивительно, когда приезжаешь в Сербию, когда приезжаешь в Грецию, и среди древних храмов встречаешь храмы новопостроенные, как и у нас в спальных районах или в небольших городах среди новой современной застройки видишь храм и видишь фрески, на которых изображён старец Серафим, очень узнаваемый, и видишь храмы, посвящённые ему.
И удивительно, что наш русский святой, причём не древний, который тоже уже в веках почитания, могло быть, а совсем недавнего времени, вот он тоже рядом с нами и в далёких странах.
Более того, не только православные, но и католики стали почитать преподобного Серафима. Уже настолько его величие и приближение к Богу очевидны для христиан, что даже конфессиональные рамки не могут вот это почитание остановить.
Все выпуски программы Актуальная тема