Жил на хуторе один крестьянин. Возвращался он как-то из города с ярмарки, глядит —на обочине красивая коробочка лежит. Видно, обронил кто-то. Крестьянин её подобрал, открыл, а оттуда вылетела целая стая мух. Вьются они возле него, жужжат, спрашивают:
— Что же делать? Что же делать?
— У меня на поле гречиха поспела, урожай уберите, — сказал им крестьянин в шутку.
Глядит — ну и чудеса! Мухи на гречишное поле полетели, вмиг урожай гречки собрали, и обратно вернулись. Кружатся, жужжат:
— Что же делать? Что же делать?
— Полезайте, надоеды, назад в коробку, — говорит крестьянин. — Со своей работой я сам управлюсь.
Мужи — вжих! — и обратно в коробочку залетели.
Вечером жена крестьянина заметила, что муж какую-то коробочку в саду под кустом жасмина прячет. Приступила она с вопросами, тот и рассказал, как мухе помогли ему на поле урожай гречки собрать.
— Почему же ты мне ничего не сказал? — рассердилась жена. — Мне каждый день приходится корову доить, кур кормить, стирать, гладить.
—Ох, жена, сдаётся мне, это не простые мухи, — говорит крестьянин. —Лучше бы нам с ними не связываться.
— Ну, уж нет! — возразила женщина. — Теперь я буду мухам поручения давать, а сама целыми днями на печи лежать.
Открыла она коробочку и выпустила оттуда мух. Начали они виться вокруг её лица, глаза слепят, в уши жужжат.
— Что же делать? Что же делать?— спрашивают.
Стала им жена крестьянина всякие поручения по дому давать: полы в избе подмести, посуду помыть, воды из колодца наносить. Мухи мигом всё сделают и снова за своё:
— Что же делать? Что же делать?
Ночь пришла, а мухи и не думают угомониться, и жене крестьянина спать не дают. Она уже и не знает, как от них отвязаться, хоть немного побыть в покое.
— Наносите решетом из реки воды в бочку, и полейте этой водой огород,— придумала она им задание, которое уж точно никак выполнить нельзя.
Минуты не прошло, а мухи уже огород решетом полили и вьются возле её носа.
Побежала жена среди ночи мужа на печи будить. Трясёт его за плечо и спрашивает:
— Эй, муженёк, что же делать? Что же делать? Что же делать?
Понял крестьянин, что надо выручать жену, задумался и вспомнил, как ему удалось усадить мух обратно в коробочку.
— Скажи им: «Со своей работой я сама управлюсь!» — подсказал он жене.
И как только произнесла женщина эти слова, мухи мигом спрятались и затихли в своей коробке.
— Я сразу понял, что это непростые мухи, — сказал крестьянин жене. — Они поджидают тех лентяев, которые хотят свою работу на других переложить. То-то нам с тобой будет впредь наука!
(по мотивам боснийской народной сказки)
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.
14 декабря. О пророчествах Пророка Наума
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Пророка Наума, жившего в седьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы смотрим на икону пророка Божия Наума, то можем увидеть его изображенным со свитком. Так всегда в церковной иконографии изображаются пророки Божии. Каждый пророк держит в своих руках свиток со своей книгой.
Самой полезной формой почитания пророков Божиих будет для нас в день памяти пророка Наума открыть его книгу в Священном Писании и прочесть.
Все выпуски программы Актуальная тема