Жил на хуторе один крестьянин. Возвращался он как-то из города с ярмарки, глядит —на обочине красивая коробочка лежит. Видно, обронил кто-то. Крестьянин её подобрал, открыл, а оттуда вылетела целая стая мух. Вьются они возле него, жужжат, спрашивают:
— Что же делать? Что же делать?
— У меня на поле гречиха поспела, урожай уберите, — сказал им крестьянин в шутку.
Глядит — ну и чудеса! Мухи на гречишное поле полетели, вмиг урожай гречки собрали, и обратно вернулись. Кружатся, жужжат:
— Что же делать? Что же делать?
— Полезайте, надоеды, назад в коробку, — говорит крестьянин. — Со своей работой я сам управлюсь.
Мужи — вжих! — и обратно в коробочку залетели.
Вечером жена крестьянина заметила, что муж какую-то коробочку в саду под кустом жасмина прячет. Приступила она с вопросами, тот и рассказал, как мухе помогли ему на поле урожай гречки собрать.
— Почему же ты мне ничего не сказал? — рассердилась жена. — Мне каждый день приходится корову доить, кур кормить, стирать, гладить.
—Ох, жена, сдаётся мне, это не простые мухи, — говорит крестьянин. —Лучше бы нам с ними не связываться.
— Ну, уж нет! — возразила женщина. — Теперь я буду мухам поручения давать, а сама целыми днями на печи лежать.
Открыла она коробочку и выпустила оттуда мух. Начали они виться вокруг её лица, глаза слепят, в уши жужжат.
— Что же делать? Что же делать?— спрашивают.
Стала им жена крестьянина всякие поручения по дому давать: полы в избе подмести, посуду помыть, воды из колодца наносить. Мухи мигом всё сделают и снова за своё:
— Что же делать? Что же делать?
Ночь пришла, а мухи и не думают угомониться, и жене крестьянина спать не дают. Она уже и не знает, как от них отвязаться, хоть немного побыть в покое.
— Наносите решетом из реки воды в бочку, и полейте этой водой огород,— придумала она им задание, которое уж точно никак выполнить нельзя.
Минуты не прошло, а мухи уже огород решетом полили и вьются возле её носа.
Побежала жена среди ночи мужа на печи будить. Трясёт его за плечо и спрашивает:
— Эй, муженёк, что же делать? Что же делать? Что же делать?
Понял крестьянин, что надо выручать жену, задумался и вспомнил, как ему удалось усадить мух обратно в коробочку.
— Скажи им: «Со своей работой я сама управлюсь!» — подсказал он жене.
И как только произнесла женщина эти слова, мухи мигом спрятались и затихли в своей коробке.
— Я сразу понял, что это непростые мухи, — сказал крестьянин жене. — Они поджидают тех лентяев, которые хотят свою работу на других переложить. То-то нам с тобой будет впредь наука!
(по мотивам боснийской народной сказки)
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.