Повелительное наклонение, или императив, встречается в нашей речи постоянно. По данным исследований, в русском языке около трети высказываний включают глаголы в повелительной форме.
В поликлинике мы слышим: «проходите, садитесь, дышите, не дышите, возьмите рецепт, узнайте в регистратуре, назовите фамилию».
В школе: «садитесь, решите задачу, сотрите с доски, закройте учебники, пишите чётко».
Дома: «погуляй с собакой, вымой посуду, запри дверь».
Можно ли сделать вывод, что мы или с нами излишне властны? Нет, скорее, мы используем императив для получения быстрого результата. К тому же иногда без императива уж точно не обойтись, например, в обучении. Но во многих случаях мы используем императив не очень деликатно. Даже слово «пожалуйста» подчас не может смягчить повелительный тон сообщения.
Если вы хотите, чтобы повелительное наклонение не звучало категорично, попробуйте заменить другими вариантами. Вместо «убери в комнате» можно сказать «мне кажется, уже пора убрать в комнате». Или: «мне будет очень приятно, если ты сделаешь уборку».
Для деликатного выражения требования можно использовать слова «давай», «хорошо бы», «мне кажется, стоит сделать то-то».
Руководитель вместо императива может употреблять в разговоре мягкие конструкции, например: «Есть решение сдать проект к такому-то числу, как полагаете, мы успеем, Иван Иванович?» Вполне эффективны такие фразы, как «предлагаю», «давайте вместе постараемся», «очень прошу сделать».
И конечно, большое значение имеет интонация. Ведь можно и просьбу высказать так, что она будет похожа на приказ.
Словом, согласитесь, друзья, что императив сам по себе никого не обижает — это всего лишь инструмент, которым мы можем пользоваться эффективно и не задевая ничьих чувств.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











