Недавно брала интервью у известных, публичных людей и просто очень хороших родителей. Тема была — физическое наказание детей в семье. Можно ли родителю шлепнуть ребенка и как не увлечься и не повредить этому маленькому и зависимому от тебя человечку — физически и морально? Как добиться своего, не нанося своему чаду психологических травм? Как определить, воспитываешь ты свое дитя, когда поднимаешь на него руку — или тебе просто не хватает слов?
Меня удивило, что чем больше детей было у моих собеседников, тем меньше они ратовали за физические наказания. Очень многие вспоминали с настоящим ужасом о том, как сгоряча и вроде совершенно естественно наказали ребенка физически — ну например «отшлепали»! Один из таких раскаявшихся и разочаровавшихся в физических наказаниях пап, ныне главный редактор книжного издательства, трепетный и внимательный родитель, рассказывал, как произошел поворот в его душе. Однажды в деревне маленькая дочь пропала из дома. Дело было днем, родители оббежали всю деревню, опросили всех соседей и наконец, нашли девочку на кладбище на краю села. В таких случаях естественная реакция перепуганных родителей — отшлепать пропащее дитя, которое заставило пережить такой стресс. Дочка сквозь слезы рассказала, что она спасала соседскую курицу от собаки. Курицу спасла только уже на краю деревни. Папа слушал ее и погружался в пучину смятения: я, говорит, читал дочке хорошие сказки, где надо всех спасать и надо быть храбрым, и она не побоялась даже старого кладбища — и за это я ее... наказал! С тех пор, сказал этот чуткий отец, я забыл про насилие. Даже такое мелкое как шлепок. Забыл совсем и навсегда.
Одна прекрасная мама семерых детей, семерых счастливых, талантливых детей-музыкантов, сказала мне: «К седьмому ребенку я стала сторонником абсолютного ненасилия в семье. Да, абсолютного, то есть такого, когда ты пальцем ребенка тронуть не можешь! Потому что наши тычки, шлепки и подзатыльники — это просто способ достижения быстрого результата. Но разве результат может быть быстрым? Быстрой может быть только наша безумная жизнь в мегаполисе, где ребенку нельзя остановиться и со свойственной только ему медлительной философией задуматься. Почему эта бабушка стоит у метро? А мы не дали ей денег? Почему у нас нет денег? Тогда может быть нам тоже надо встать у метро? Но мы покупали вчера — ты помнишь? — покупали вкусную колбасу, а бабушка... — Давай уже быстрее, а? Мы опаздываем на кружок! — Да , но... — Да можешь ты быстрее двигаться в конце концов?»
Эта мама сказала мне: результат достигается быстро путем шлепка — но каков будет отложенный результат? Можем ли мы его угадать? Ребенок — это зерно, которое растет по своим законам. Ребенок к тому же — это творение Божие, данное нам на время — помочь ему вырасти, этому зернышку. Физические наказания и другие нечестные родительские ускорения этого процесса могут нарушить процесс созревания и роста этого зерна...
Дорогие, я скажу честно. Во-первых, я совсем запуталась в этих родительских выводах «шлепать-не шлепать». Во-вторых, мне самой есть что вспомнить на тему «Как я сделала больно своему ребенку» — увы! И да, вспоминать об этом мне самой очень и очень больно. Сейчас мои дети такие огромные, сильные, умные — что остается только сожалеть о своих ошибках и просить Бога, чтобы Он как-то сгладил их последствия. Я тоже житель мегаполиса. Я тоже хотела все успеть и быстро. Господи, а давай я использую свой второй шанс и буду самой доброй на свете бабушкой?
«Подготовка к встрече Рождества Христова». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнёв.
Мы говорили о празднике Рождества Христова, о его смыслах и о подготовке к нему.
Рождество Христово — момент, когда Бог становится Человеком ради спасения людей, и это меняет взгляд на время, историю и человеческую жизнь. В эфире звучат размышления о стремлении «увидеть» Рождество через зримые образы, традиции и культуру, о значении Святой Земли и о том, как по-разному человек может воспринимать мир: видеть в нём лишь внешнее или открывать величие Божие. Отдельно говорится о современных формах празднования и о том, как при внимательном, мирном настрое в них сохраняется возможность духовного сосредоточения. Также отец Максим рассуждает об умалении Бога и любви как жертве — о рождении Богомладенца, уязвимости и доверии, с которыми Христос приходит в мир. Разговор касается личных отношений человека с Богом, церковной общины и того, как вера призвана наполнять не только храм, но и повседневную жизнь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Пётр и Марина Глебовы

Фото: Piqsels
Когда актёр Пётр Глебов стал известен, люди на улице перешёптывались: «Гришка! Смотрите, Гришка Мелехов идёт!». Артист ассоциировался у многих зрителей с самым ярким своим кинообразом — ролью казака Григория Мелехова из экранизации «Тихого Дона». Однако Пётр Петрович Глебов в отличие от шолоховского героя, был убеждённым семьянином и преданно любил супругу, с которой прожил в счастливом браке 52 года.
Встречу 32-летнего Петра Глебова и 30-летней Марины Левицкой в Москве, зимой 1948 года, можно назвать вполне обыденной. Марина пришла тогда в гости к матери Петра — девушка была племянницей её близкой подруги. Глебов почти не обратил на неё внимания. Он спешил в Дом Союзов на новогодний утренник, где выступал в роли Петрушки. Однако так вышло, что Марина засиделась, и когда Пётр вернулся, они разговорились. Не заметили, как за окном стемнело. Глебов вызвался проводить Марину до дома. Она вежливо отказалась. Ушла, а Пётр весь вечер о ней думал. Через несколько дней попросил у своей матери номер телефона Марины. Позвонил, пригласил в театр. Девушка приглашение приняла. Позже Марина Алексеевна с улыбкой вспоминала, что пришла на встречу с Петром прямо с работы, голодная. И он сразу же заботливо повёл её в буфет, напоил чаем с бутербродами. Пётр и Марина стали часто встречаться — гуляли по Москве, ходили в кино. Однажды Глебов пригласил девушку домой на семейный ужин. И сделал предложение. 9 июля 1948 года они поженились.
Молодожёны обосновались в коммуналке на улице Остоженке, где Пётр жил вместе с матерью. Марина перебралась туда из своей комнаты в общежитии. Жили небогато, тесно, но дружно. В этой квартире появились на свет две дочери Глебовых — Ольга и Елена. Пётр тогда служил в труппе московского театра имени Станиславского. Зарплата театрального актёра была небольшой, поэтому, чтобы обеспечить семью, Глебов параллельно снимался в кино. Правда, роли ему доверяли только эпизодические. Пётр расстраивался, но Марина ободряла мужа, верила в его талант. Говорила: «У тебя обязательно будет большая роль».
Так и случилось. Летом 1956 года Марина с дочками отдыхала в деревне. Однажды вечером к ним неожиданно нагрянул Пётр — радостный, взволнованный. Привёз новость: режиссёр Сергей Герасимов утвердил его на роль Григория Мелехова в экранизации романа «Тихий Дон»! Интересно, что сначала речь шла об эпизоде — Глебову предлагали сыграть одного из казаков. Но когда его фотопробы увидел Михаил Шолохов, который принимал участие в экранизации своего произведения, он воскликнул: «Вот он, Мелехов!». И главная роль досталась Петру Петровичу. Осенью 1956-го начались съёмки. Проходили они в Ростовской области, на хуторе Диченском. Вдали от жены и дочерей Глебов тосковал. Приехав в короткий отпуск, сказал супруге: «Марина, собирай девчонок. Поедете со мной. Не могу я там больше без вас!». Через несколько дней семейство Глебовых отправилось на Дон. Поселились в казачьей избе. Рано утром Пётр Петрович уезжал на съёмки. Вечером возвращался, привязывал к плетню коня, снимал грим, и семья садилась ужинать. Так прожили до самого конца съёмок.
После выхода «Тихого Дона» на экраны к Петру Глебову пришла известность. Его узнавали. Семья перебралась в просторную квартиру на Фрунзенской набережной. Новых больших киноролей у Петра Петровича не случилось. Но он говорил, что ему повезло в другом, самом главном — в семейной жизни. Дочь Глебова, Ольга Петровна, вспоминала, что отец и мать бесконечно доверяли и бережно относились друг к другу.
В апреле 2000 года Пётр Глебов скончался от сердечного заболевания. Марина Алексеевна пережила супруга на 9 лет. Она рассказывала дочерям, что ни на минуту не забывала мужа, молилась о нём. А в минуты, когда подступала тоска, словно чувствовала его руку на своём плече. И на сердце становилось светло.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Правильные слова правильно. Алёна Боголюбова
«Вот, ты так делаешь, а ведь это — грех!» — говорила я подруге. А та не слушала. И даже обижалась.
Почему такая реакция? Я же хочу как лучше для нее! Я говорю правду, даже если она не приятная! А что, правильнее молчать, если твой близкий человек согрешает?
С этими вопросами я пришла к священнику, когда мои советы и обличения отказались принять уже несколько близких людей. И отношения с ними охладились.
— Батюшка, в Священном Писании сказано: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Так почему люди от меня отдаляются, когда я указываю им на грехи?
— А с каким сердцем ты это делаешь? Что ты чувствуешь, когда указываешь на чужие грехи? — спросил священник.
— Уверенность в своей правоте, решимость, даже немного возмущение чувствую, что человек сам не осознает собственных ошибок, — ответила я.
— Вот, видишь, — сказал батюшка, — а как апостолы наставляли? Приведу тебе другую цитату и тоже из Священного Писания, из Послания святого апостола Павла к галатам:
«Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».
— Понимаешь? — продолжил священник, — сначала хорошо бы заглянуть в свою душу и понять, почему тебе хочется обличать других? Действительно ли ты это делаешь из любви к дорогим людям или чтобы ощутить свое превосходство над ними?
Я вышла из храма с роем мыслей в голове. А правда, зачем я обличаю друзей и родных? Конечно, я полагаю, что больше знаю о заповедях, о духовной жизни. Ведь многие из моего окружения в храм и не заходят.
Зачем еще? Возможно, я так пытаюсь манипулировать людьми. Как бы ни было неприятно это признавать. Ведь указываю на те их поступки, которые мне неприятны, которые мешают, доставляют дискомфорт. И, конечно, в те моменты любви совсем не чувствую...
Оказалось, так много ошибок в духовной жизни совершаю я сама, что на анализ потребуется весьма много времени. Когда углубилась в эту работу, стало как-то не до грехов окружающих.
С тех пор взяла себе за правило: прежде, чем кому-то что-то сказать, сначала заглядываю в свою душу, чтобы понять, что сейчас испытываю и зачем хочу высказаться? И ответы укажут направление работы над собой.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение












