Недавно брала интервью у известных, публичных людей и просто очень хороших родителей. Тема была — физическое наказание детей в семье. Можно ли родителю шлепнуть ребенка и как не увлечься и не повредить этому маленькому и зависимому от тебя человечку — физически и морально? Как добиться своего, не нанося своему чаду психологических травм? Как определить, воспитываешь ты свое дитя, когда поднимаешь на него руку — или тебе просто не хватает слов?
Меня удивило, что чем больше детей было у моих собеседников, тем меньше они ратовали за физические наказания. Очень многие вспоминали с настоящим ужасом о том, как сгоряча и вроде совершенно естественно наказали ребенка физически — ну например «отшлепали»! Один из таких раскаявшихся и разочаровавшихся в физических наказаниях пап, ныне главный редактор книжного издательства, трепетный и внимательный родитель, рассказывал, как произошел поворот в его душе. Однажды в деревне маленькая дочь пропала из дома. Дело было днем, родители оббежали всю деревню, опросили всех соседей и наконец, нашли девочку на кладбище на краю села. В таких случаях естественная реакция перепуганных родителей — отшлепать пропащее дитя, которое заставило пережить такой стресс. Дочка сквозь слезы рассказала, что она спасала соседскую курицу от собаки. Курицу спасла только уже на краю деревни. Папа слушал ее и погружался в пучину смятения: я, говорит, читал дочке хорошие сказки, где надо всех спасать и надо быть храбрым, и она не побоялась даже старого кладбища — и за это я ее... наказал! С тех пор, сказал этот чуткий отец, я забыл про насилие. Даже такое мелкое как шлепок. Забыл совсем и навсегда.
Одна прекрасная мама семерых детей, семерых счастливых, талантливых детей-музыкантов, сказала мне: «К седьмому ребенку я стала сторонником абсолютного ненасилия в семье. Да, абсолютного, то есть такого, когда ты пальцем ребенка тронуть не можешь! Потому что наши тычки, шлепки и подзатыльники — это просто способ достижения быстрого результата. Но разве результат может быть быстрым? Быстрой может быть только наша безумная жизнь в мегаполисе, где ребенку нельзя остановиться и со свойственной только ему медлительной философией задуматься. Почему эта бабушка стоит у метро? А мы не дали ей денег? Почему у нас нет денег? Тогда может быть нам тоже надо встать у метро? Но мы покупали вчера — ты помнишь? — покупали вкусную колбасу, а бабушка... — Давай уже быстрее, а? Мы опаздываем на кружок! — Да , но... — Да можешь ты быстрее двигаться в конце концов?»
Эта мама сказала мне: результат достигается быстро путем шлепка — но каков будет отложенный результат? Можем ли мы его угадать? Ребенок — это зерно, которое растет по своим законам. Ребенок к тому же — это творение Божие, данное нам на время — помочь ему вырасти, этому зернышку. Физические наказания и другие нечестные родительские ускорения этого процесса могут нарушить процесс созревания и роста этого зерна...
Дорогие, я скажу честно. Во-первых, я совсем запуталась в этих родительских выводах «шлепать-не шлепать». Во-вторых, мне самой есть что вспомнить на тему «Как я сделала больно своему ребенку» — увы! И да, вспоминать об этом мне самой очень и очень больно. Сейчас мои дети такие огромные, сильные, умные — что остается только сожалеть о своих ошибках и просить Бога, чтобы Он как-то сгладил их последствия. Я тоже житель мегаполиса. Я тоже хотела все успеть и быстро. Господи, а давай я использую свой второй шанс и буду самой доброй на свете бабушкой?
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер