Недавно брала интервью у известных, публичных людей и просто очень хороших родителей. Тема была — физическое наказание детей в семье. Можно ли родителю шлепнуть ребенка и как не увлечься и не повредить этому маленькому и зависимому от тебя человечку — физически и морально? Как добиться своего, не нанося своему чаду психологических травм? Как определить, воспитываешь ты свое дитя, когда поднимаешь на него руку — или тебе просто не хватает слов?
Меня удивило, что чем больше детей было у моих собеседников, тем меньше они ратовали за физические наказания. Очень многие вспоминали с настоящим ужасом о том, как сгоряча и вроде совершенно естественно наказали ребенка физически — ну например «отшлепали»! Один из таких раскаявшихся и разочаровавшихся в физических наказаниях пап, ныне главный редактор книжного издательства, трепетный и внимательный родитель, рассказывал, как произошел поворот в его душе. Однажды в деревне маленькая дочь пропала из дома. Дело было днем, родители оббежали всю деревню, опросили всех соседей и наконец, нашли девочку на кладбище на краю села. В таких случаях естественная реакция перепуганных родителей — отшлепать пропащее дитя, которое заставило пережить такой стресс. Дочка сквозь слезы рассказала, что она спасала соседскую курицу от собаки. Курицу спасла только уже на краю деревни. Папа слушал ее и погружался в пучину смятения: я, говорит, читал дочке хорошие сказки, где надо всех спасать и надо быть храбрым, и она не побоялась даже старого кладбища — и за это я ее... наказал! С тех пор, сказал этот чуткий отец, я забыл про насилие. Даже такое мелкое как шлепок. Забыл совсем и навсегда.
Одна прекрасная мама семерых детей, семерых счастливых, талантливых детей-музыкантов, сказала мне: «К седьмому ребенку я стала сторонником абсолютного ненасилия в семье. Да, абсолютного, то есть такого, когда ты пальцем ребенка тронуть не можешь! Потому что наши тычки, шлепки и подзатыльники — это просто способ достижения быстрого результата. Но разве результат может быть быстрым? Быстрой может быть только наша безумная жизнь в мегаполисе, где ребенку нельзя остановиться и со свойственной только ему медлительной философией задуматься. Почему эта бабушка стоит у метро? А мы не дали ей денег? Почему у нас нет денег? Тогда может быть нам тоже надо встать у метро? Но мы покупали вчера — ты помнишь? — покупали вкусную колбасу, а бабушка... — Давай уже быстрее, а? Мы опаздываем на кружок! — Да , но... — Да можешь ты быстрее двигаться в конце концов?»
Эта мама сказала мне: результат достигается быстро путем шлепка — но каков будет отложенный результат? Можем ли мы его угадать? Ребенок — это зерно, которое растет по своим законам. Ребенок к тому же — это творение Божие, данное нам на время — помочь ему вырасти, этому зернышку. Физические наказания и другие нечестные родительские ускорения этого процесса могут нарушить процесс созревания и роста этого зерна...
Дорогие, я скажу честно. Во-первых, я совсем запуталась в этих родительских выводах «шлепать-не шлепать». Во-вторых, мне самой есть что вспомнить на тему «Как я сделала больно своему ребенку» — увы! И да, вспоминать об этом мне самой очень и очень больно. Сейчас мои дети такие огромные, сильные, умные — что остается только сожалеть о своих ошибках и просить Бога, чтобы Он как-то сгладил их последствия. Я тоже житель мегаполиса. Я тоже хотела все успеть и быстро. Господи, а давай я использую свой второй шанс и буду самой доброй на свете бабушкой?
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение








