«Не заботьтесь о завтрашнем дне» — как реализовать в семейной жизни?" Священник Роман Федотов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Не заботьтесь о завтрашнем дне» — как реализовать в семейной жизни?" Священник Роман Федотов

* Поделиться

о. Роман Федотов

У нас в гостях был клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно священник Роман Федотов.

Мы говорили о заповеди Христа: «не заботьтесь о завтрашнем дне» и о том, насколько она реализуема в семейной жизни современного человека.

Ведущие: Александр Ананьев и Алла Митрофанова


Александр Ананьев:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В очередной раз вас приветствуют ведущие программы «Семейный час» Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Ведущий программы «Семейный час» Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И наш сегодняшний дорогой гость, клирик храма иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов. Отец Роман, здравствуйте.

Священник Роман Федотов:

— Добрый-предобрый вечер, дорогие радиослушатели, дорогой Александр, дорогая Алла.

Александр Ананьев:

— Вы обращали внимание на то, ну, безусловно, думаю, что вам приходило это в голову, что мы не способны физически исчерпывающе и всецело последовать заповедям Христа, последовать словам Священного Писания. Например, нам говорят: попросившему у тебя дай. И мы говорим: да, отче, мы вот, когда попросят, дадим. И нас просят, и мы начинаем: да, но вот сейчас у нас нет мелочи, а он все равно, наверное, на алкоголь все спустит, у меня другие планы и, может быть, в следующий раз. Или: попросят у тебя верхнюю рубаху, отдай и нижнюю. Мы такие: да, но я ее недавно купил и так-то мне не жалко, конечно, но... И вот этих «но» у нас сплошь и рядом, везде. От «не укради» до «не убий». Как была шутка, Госдума приняла заповедь «не убий» с четырнадцатью поправками.

Священник Роман Федотов:

— И двумя редакциями.

Александр Ананьев:

— Да, да, да. Получается, что мы, христиане, которые призваны проводить всю свою жизнь по слову Христову, по Священному Писанию, не способны это сделать. Так это или нет?

Священник Роман Федотов:

— Господь даже добрые намерения целует и, конечно, призывает, чтобы были совершенны, как Он совершен. И вся наша жизнь — труд, очень непростой, тяжелый труд. Какую бы мы ни взяли сферу нашей жизни, будь то наша работа и наша учеба, нам всегда приходится начинать с малого и потихонечку продвигаться к лучшему. Очень много вещей, наверное, особенных вещей, которые всегда напоминают нам о нашем первородном грехе, о нашей слабости, о том, что, как говорит апостол, мы доброго, чего хотим делать, не делаем, а злого, чего не хотим, делать, то наоборот делаем. Но мы стремимся во исполнение евангельских заповедей соблюдать те законы, которые установил Христос. И Он так и говорит, что если вы Меня любите, то и заповеди Мои соблюдете.

Александр Ананьев:

— Что значит любить Христа? Любить Христа, значит, следовать Его заповедям.

Священник Роман Федотов:

— Да. И вы знаете, Церковь не комбинат добрых услуг, как иногда мы можем слышать, и нам нужно какие-то определенные какие-то конкретные действия делать. Когда мы начинаем стараться, мы становимся безумными для этого мира. Жить по Евангелию, это всегда в каком-то смысле гонения.

Александр Ананьев:

— Подвиг блаженства, юродства даже.

Священник Роман Федотов:

— Мы же хотим быть радостными, блаженство это радость. У нас скучание всегда по раю идет. Мы хотим, чтобы все было хорошо, чтобы было радостно. Но для этого нужно немножечко потрудиться. А мир всегда предлагает, как вы говорили в шутке о Госдуме, множество поправок, исключений, редакций. И дьявол нам говорит: может быть, чуть, может быть, тут не до конца...

Александр Ананьев:

— Вот-вот-вот, есть что-то дьявольское во всех этих наших многочисленных...

Священник Роман Федотов:

— В деталях, как говорится, кроется...

Александр Ананьев:

— Это был эпиграф к нашей программе «Семейный час». А вот теперь собственно тема. Завтра, 25 июня, в храме читается фрагмент Евангелия от Матфея, 6-я глава. Попробую привести ее здесь. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их».

Алла Митрофанова:

— Это не целиком всё Евангелие, которое завтра будет читаться, это фрагмент.

Александр Ананьев:

— Это фрагмент, безусловно, того, что прозвучит завтра, и того, что заставляет меня задумываться уже не первый год. Значит, чего хочет от меня Господь? Господь хочет, чтобы я сейчас снял наушники в студии Радио ВЕРА, положил и сказал: нет, я не этим должен заниматься. И пошел бы в храм вот здесь во дворе Андреевского монастыря и остался бы там на молитву. Ипотека? Господь поможет разобраться. Ужин? Господь поможет разобраться. Собака не гулянная? Да что ты переживаешь? Главное, с Господом время провести.

Священник Роман Федотов:

— Дорогой Александр, если бы не ваши наушники и не Радио ВЕРА, я бы иногда не знал на литургии, о чем говорить проповеди. Потому что я еду иногда с вечера, слушаю Радио ВЕРА и, о-о-о, вот завтра будут читать это Евангелие и начинаю немножко вспоминать что-то. Поэтому не стоит этого делать.

Александр Ананьев:

— Слава Богу, вы меня немножко смутили и сильно обрадовали. Но как мы в семейной жизни должны относиться к этому наставлению Христа?

Алла Митрофанова:

— К заповеди «не заботьтесь о завтрашнем дне»?

Александр Ананьев:

— Нигде, как в семье, так ярко не реализуется обратное совершенно стремление. Как-то подстелить соломки, как-то здесь подкопить, как-то здесь подсобрать. Здесь вот гречку и туалетную бумагу закупить, чтобы на пять лет вперед хватило. Здесь, ребенку пять лет, уже ВУЗ ему немножко выбирать.

Священник Роман Федотов:

— Да, Александр, дорогой, я понимаю, очень даже понимаю. Потому что когда я беру на службе, грешным делом, или на всенощном бдении, народ не видит, что иногда батюшки делают в алтаре, могут своими насущными вопросами заниматься, какие-то экстренные проблемы, у тебя вылетают сообщения в ватсапе, нужно сбросить деньги репетитору, нужно в магазине что-то купить. И я каждый раз убеждаюсь, как только я беру в руки на службе свой телефон, начинаю отвечать, что-то делать, у меня, к сожалению, потом все эти дела не очень хорошо получаются. И, наверное, не дадут мне соврать множество священников, что даже на Божественной литургии в голову могут лезть всякие злободневные вопросы, ты думаешь, как их решить, стараешься их отогнать, начать творить молитву. Это действительно так. Когда ты находишься и погружаешься в жизнь семьи, даже пусть на короткое время, к сожалению, священники не так часто бывают в семьях, то ты этот яд праздности, попечения, многозаботливости впускаешь в свою душу, и он начинает медленно-медленно отравлять тебя. Но «не заботьтесь», если брать греческий перевод, там есть такое слово «не терзайтесь душою». И одно дело, когда нам действительно надо реально что-то делать, но когда это начинает приносить боль и терзание нашему сердцу, причем бывает, на очень долгое время, вот тогда это становится негативным процессом.

Алла Митрофанова:

— Отец Роман, напомните, пожалуйста, сколько у вас детей?

Священник Роман Федотов:

— У нас милостью Божией девять деток.

Алла Митрофанова:

— Вот, вот. Девять детей. То есть очень хорошо понимаю ситуацию, когда...

Александр Ананьев:

— Я вообще ничего не понимаю.

Алла Митрофанова:

— ... в самое неподходящее время может прилететь смска, что нужно срочно что-то купить в магазине или заплатить за занятие с репетитором.

Священник Роман Федотов:

— Последняя смска была: Лиза сломала руку, вези ее быстрей в травмопункт.

Александр Ананьев:

— Ужас какой. Как у девочки сейчас дела?

Священник Роман Федотов:

— Слава Богу, мы неделю назад сняли гипс, все хорошо, она теперь моет посуду зато. Ей врач сказал: ты будешь мыть посуду на кухне. Так она раньше просто загрузит в посудомойку, а теперь нужно трудиться.

Алла Митрофанова:

— Разрабатывает руку, правильно, правильно. Ну вот, девять детей, отец Роман. Не заботься, что тебе есть, что тебе пить, во что одеться.

Александр Ананьев:

— Не будем отвлеченно, как какому-то сферическому коню в вакууме, следовать этой заповеди Христа. Как вы ее слышите и в какой степени вы следуете этому наставлению?

Священник Роман Федотов:

— Бывает забота положительно необходимая. Сам апостол Павел говорит: «Кто не работает, тот да не ест». Но когда я чувствую лично для себя, что мое попечение направляется против внимания к Богу, когда это начинает меня отвлекать от служебных дел, от подготовки к литургии, наносит ущерб моему прямому священническому служению, когда, не дай Бог, я начинаю тяготиться от того, что много крещений, отпеваний, много всяких других треб, а я не успеваю делать какие-то свои домашние дела, то здесь та самая точка невозврата. Удивительным образом всегда, если я, может быть, в чем-то поражаюсь в своих насущных проблемах, то есть не успеваю их сделать, то как-то потом то люди на помощь приходят, то как-то дело само собой устрояется. Наверное, опасность заключается, что ты перестаешь молиться, ты с ужасом, знаете, как бывает, в конце дня замечаешь, что ты сегодня, будучи священником, даже и совершая какие-то молебны, вспоминал о Боге совсем немного. То одно было в твоей голове, бывает, то, бывает, что ты должен куда-то успеть, что-то сделать, совершить. Мне очень понравились слова Иоанна Кронштадтского, который говорил о том, что кода ты служишь Божественную литургию, ты ни о чем не должен думать, никуда торопиться, как быстрей что-то сделать. Даже что касается просто богослужебного устроения. Старайся сосредоточиться на том, что за твоей спиной стоят куча людей, у которых действительно очень много проблем, но они сейчас пришли, отложили их для того, чтобы помолиться. Я иногда думаю, не дай Бог, я сейчас своим устроением суетливым буду кого-то соблазнять. Или не дай Бог, кто-то увидит и почувствует, что батюшке все равно. В деревне есть такая хорошая поговорка, что все могут простить русскому священнику, но одного не простят — нерадения. Может быть, даже у батюшки куча всяких дел, но если он ревнует о службе Богу, то все остальное Господь управит, как говорится в этих евангельских словах.

Александр Ананьев:

— Я очень согласен со всем, что вы говорите, но по-прежнему не понимаю, как это работает. Давайте конкретно. Вы представляете себе точно бюджет своей семьи на ближайшее будущее, на неделю вперед, на месяц вперед, на год вперед? Хорошо, даже не так. Я не спрашиваю, представляете ли вы, это может быть довольно сложно. Но должны ли вы как глава семьи планировать, представлять, обеспечивать, и, как это говорится в Священном Писании, заботиться о завтрашнем дне?

Священник Роман Федотов:

— Более того, там говорится, что если ты не попекаешься о своей семье, как ты будешь попекаться о приходе и о церкви. У священника семья, как правило, большая семья, это тоже домашняя церковь, но, беря все двадцать с лишним лет нашей совместной жизни, ты понимаешь, что по сути дела это кризисное управление. Потому что постоянно какие-то дефолты, какие-то траты. Даже до того, что мы вспоминали травмопункт, один травматолог говорит: батюшка, выкинь ты эти костыли, они приносят вам несчастье, еще кто-то что-то сломает. Я говорю: я не выкину, потому что это еще пригодится, чтобы не покупать. А если по серьезному, то живое упование на Бога это особое блаженное чувство, потому что мы до конца Богу не доверяем, мы привыкли, в силу того, что мы граждане современного общества и у нас много современных технологий, надеяться на них. На работу каких-то систем, на определенные гарантии. А, как известно, даже сбербанк гарантий не дает. Мы в этой безмятежности, в этой обыденности, в этой исторической работе общественных институтов забываем о том, что вмиг все может разрушиться.

Александр Ананьев:

— И это нормально.

Священник Роман Федотов:

— Это, наверное, не нормально, потому что нам все-таки хочется некоторой стабильности, это из райских еще воспоминаний. Но посмотрите даже сейчас, разрушаются суверенитеты государств.

Александр Ананьев:

— Хочется, но есть вещи, которые ты можешь себе обеспечить, а есть вещи, которые ты не можешь. И мне хочется весить 78 килограммов, но это невозможно, как и мир во всем мире. «Семейный час» на Радио ВЕРА. Алла Митрофанова, Александр Ананьев и многодетный отец, замечательный священник, клирик храма иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов. Вы сказали вещь, которая из уст священника Русской Православной Церкви звучит как довольно обидный приговор: мы не доверяем Богу. Я даже записал за вами: мы не доверяем Богу. В какой степени это так, что вы имеете в виду? И доверие Богу в современной жизни не является ли безумием? У меня есть только один пример того, что это нормально. Это, знаете, какой пример? Это когда священнику доверяют, говорят: батюшка, вот вам пустырь в Нахабино, строй там храм. И священник каким-то чудом, молитвами, на пустом месте, сначала его огораживает. А, нет, сначала ставит временную деревянную часовенку-церковь.

Алла Митрофанова:

— Или крест поклонный, потому что на часовню не всегда можно деньги сразу собрать.

Александр Ананьев:

— Потом стены, потом купол и все это берется словно бы из ничего. Я не знаю, как вы, священники, это делаете, для меня это сродни чуду. Но каким-то образом находятся люди, находятся средства, находятся деньги. Конечно, у него нет какого-то гарантированного железобетонного плана строительства, может все пойти не так. Я много раз был свидетелем тому, как священники строят храм. Это реально чудо. И всегда есть огромное желание войти в этот процесс, тоже стать частью этого чуда, чтобы я хоть немножко был причастен к тому, что происходит. Человеческими усилиями это уже не объяснить, это явно Божья воля. Это единственный вариант реализации доверия Богу. В остальном же так не работает.

Священник Роман Федотов:

— Александр, как говорят программисты, иногда нужно отформатировать наш жесткий диск. Именно когда мы понимаем, что по-человечески это невозможно, что скорей всего это не будет работать или когда в таком тяжелом положении оказываемся, что уже даже не ждем помощи от близких, родных или ситуация становится критической. И тогда здесь место чуду. Мы много раз слышали замечательные передачи «Светлые истории», когда в тех или иных обстоятельствах человек радовался тому, что в его жизни реально действует Бог. Я думаю, каждый наш радиослушатель и мы приведем тысячи и тысячи таких историй, когда мы унывали, где-то не доверяли Богу, ощущали свою слабость, свою немощь и, может быть, даже свою болезнь и видели, как к нам приходит... Как замечательно в этой истории про осла, лев, который, оказывается все видел, все слышал и всегда рядышком был. В эти минуты мы как бы возвращаемся в состояние нашей первозданной природы, когда наши замечательные прародители Адам и Ева лицом к лицу, тет-а-тет общались с Самим Господом, когда они ни мгновения не сомневались, как и, наверное, не сомневался пророк Божий Моисей. Как не сомневались преподобные и богоносные отцы наши, например, Сергий и Серафим или новомученики и исповедники Российские. Хотя, наверное, в жизни каждого человека есть такие мгновения, когда мы чувствуем некоторую Богооставленность, когда сомнения начинают приходить в нашу голову. Несмотря на определенный исторический период, в котором мы находимся, Господь как тысячу лет, так и сейчас, всегда с нами, Он никогда нас не оставляет.

Александр Ананьев:

— Мне кажется, во всей этой истории важно прочертить тонкую красную границу между ответственностью человека и безответственностью человека, когда полагаться уже дальше можно будет только на помощь Бога. Взять, к примеру, фразу, которая мне, например, очень не нравится. Хотя я понимаю все. Правда, Алечка она очень нравится, а я ее почему-то на дух не перевариваю. «Бог дал ребенка, Бог даст и на ребенка». О-о-о, погоди. Это говорит мужчина, это говорит глава семьи? Как вообще можно рассуждать...

Алла Митрофанова:

— Она важна в контексте.

Александр Ананьев:

— Безусловно, она важна в контексте. Но если ты берешь на себя ответственность создания семьи и берешь на себя ответственность, понятно, что все это дает Господь, но ответственность это по твоей части. И ты разводишь руками и говоришь, что Бог даст ребенка, Бог даст и на ребенка? В принципе, не нарушая ни одного духовного закона, следуя Слову-Христу, доверяя Богу. Но, подожди, это может сказать только человек, который потерпел фиаско в вопросах собственной ответственности. Или я слишком категоричен, отец Роман?

Священник Роман Федотов:

— Александр, если на этих словах делать спекуляцию или просто кощунствовать над ними, я имею в виду тех людей, которые, прикрываясь этими словами, проявляют преступную халатность к своим собственным обязанностям, которые прикрывают этим свою собственную лень. У меня такие есть состояния, когда я берусь за голову и говорю: Господи, у меня девять детей, кто-то из них уже работает, кто-то из них учится в ВУЗе, у кого проблемы того или иного характера. Я иногда, бывает, не знаю, что-то сегодня принесу поужинать, потому что просто не успел в магазин заехать, или бывает такое, что нет денег. В этот момент, когда ты успокаиваешь свое сердце и приводишь его в состояние тишины и доверия, ты понимаешь, что Господь начинает потихонечку все устроять. И что самое главное, это начинает работать. Есть замечательное жизнеописание преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Однажды в обители случился дикий голод. Братья справедливо подошли к игумену: ты здесь главный, ты начальник, ты игумен, у нас хлеба нет, мы помрем через три дня. И игумен тогда сказал, что не надо отчаиваться, не надо унывать, потому что тогда от нас отходит Божья благодать, ведь мы монахи, мы должны показать первейший пример веры. И эта известная история о том, что привратник прибежал к преподобному Сергию и говорит: отче Сергий, там обозы пришли с хлебом. И братья даже не поняли сначала, что хлеб был теплый, что его только что испекли, и они прославили Бога. Тысячи таких историй, не только тех замечательных священников, которые на пустом месте, на пустыре начинают создавать храм. И чаяниями многих боголюбивых людей, самого батюшки, его помощников воздвигается храмы и в первопрестольном нашем граде Москве и в других регионах. Как приезжают иностранцы и говорят: такого количества храмов, такого количества церквей, мы не видели ни в одной части мира, и самое главное, они продолжают строиться. Если где-то сдаются в аренду или разрушаются, то... Наверное, это свидетельствует о силе веры нашего человека, о живом его уповании на Христа.

Алла Митрофанова:

— По поводу строительства храмов замечательно сказал наш друг, священник, который как раз в очень непростых условиях и в очень непростом месте храм воздвиг. Причем, там задачи надо было решать на самых разных уровнях, не только экономического плана, там все по полной программе было. И когда мы к нему приехали и поздравляли его от всего сердца, он говорит: не-не-не, ребята, это не я храм построил, это Господь храм построил. Я бы тут вообще ничего не смог, я бы даже землю получить не смог, это все сделал Господь. Не то, что не «я построил», а Господь построил, а у меня была возможность стать этому свидетелем и, может быть, в каком-то смысле участником. Вот он это охарактеризовал и отпозиционировал. Что стоит за этими словами? Он целиком и полностью на Бога положился. Что он при этом делал? Простите за современное выражение, пахал как не в себя. Разговаривая с самыми разными людьми, сбиваясь с ног в поисках средств, сбиваясь с ног с подписью этих документов, контролируя каждый этап строительных работ, лично помогая что-то белить, мозаику выкладывать. Насколько он, человек без специализированного образования в области строительства или художественного ремесла, мог пригодиться. То есть от начала и до конца это как какой-то великолепный потрясающий творческий акт. И он говорит, что не-не-не, это не я построил, я бы не смог. Для меня из этой фразы «не заботьтесь о завтрашнем дне, довольно для каждого дня своей заботы» очень здорово, что вы поправили, как это будет, если переводить с греческого. Отец Роман, напомните, пожалуйста, еще раз эту формулировку.

Священник Роман Федотов:

— Не терзайтесь душой.

Алла Митрофанова:

— Вот, не терзайтесь душой. Это не про то, что пустите все на самотек, а Господь вас, типа, все равно подхватит, поймает. Это будет, как в анекдоте про верблюда или про лодку, помните? «Господи, что ж ты меня не спас? — Так я тебе три раза верблюда посылал». Это про очень тесное соработничество с пониманием, что есть воля Божья, которую ты можешь не знать, но сделай, что зависит от тебя и доверься.

Священник Роман Федотов:

— Это удивительным образом гармонично сочетается. Мы вспоминаем, например, подвижников первых или даже средних веков. Например, преподобный Венедикт Нурсийский совмещал эти два вида служения, он так и говорил, что трудись и молись, и это стало лозунгом монахов-бенедиктинцев.

Алла Митрофанова:

— Ora et labora.

Священник Роман Федотов:

— Да. Поэтому батюшка действительно, как папа Карло, вкалывал. Наверное, один Господь знает, сколько он приобрел седых волос и сколько лет жизни он потерял, потому что страшные переживания. Но с другой стороны, он стал сопричастником этого действия Божия не только лично в его жизни, в постройке этого храма, но в жизни многих людей, которые имели искреннее желание помочь, которым Господь как раз помогал какие-то свои личные дела, нужды закончить. Сколько таких историй, когда люди приносили пожертвования на строительство храма, и их дело устраивалось самым лучшим образом. Или наоборот от немощей своих, от скудных средств своих, и Господь сторицею их вознаграждал. А самое главное, мы и представить себе не можем в том масштабе, сколько людей получат утешение, придя в этот храм, больных людей, умирающих людей, людей, которые будут рождаться в жизнь вечную, креститься в этом храме. Которые придут просто после работы, когда им очень тяжело, и получат утешение от одного лицезрения Божественной литургии, например, или слышания сладкоголосого пения церковного. Поэтому это все великая тайна, которая имеет, может быть, даже больший масштаб, и который мы себе не представляем.

Александр Ананьев:

— Это действительно тайна, одна из тех тайн, которую снаружи не увидеть, а изнутри не объяснить. Можно только попасть внутрь и там хотя бы что-то почувствовать. Мы вернемся ровно через минуту. У нас полезная информация на Радио ВЕРА. Через минуту продолжим программу «Семейный час» и разговор о том самом фрагменте Священного Писания, Евангелия от Матфея, глава 6-я, в частности: «Взглянем на птиц небесных, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» и прикинем, а мы так можем? Потому что мы так должны.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА. Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— И наш дорогой гость, клирик храма иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов. Говорим сегодня о доверии Богу, абсолютном, таком, каким обладают, по сути, птицы. Давайте с вами, отец Роман, нарисуем сферического коня в вакууме. Может быть, Господь хочет от нас, и наверное, первые христиане в принципе так и поступали, они не делали, как мы, не строили квартиры и загородные дома, чтобы была гардеробная, в гардеробной висела одежда на зиму, на лето, на осень. Они отдавали все, что есть, в общину христианскую и уходили странствовать. В наших реалиях это куда-нибудь в сторону Урала, в деревянную церковь куда-то в сторону Урала, не зная, где ты переночуешь завтра. Есть у тебя дети, нет у тебя детей, есть у тебя жена, нет у тебя жены, просто котомку за плечи и пешочком туда. Господь и кров даст, и поесть даст, и как будет, так будет. Этого хочет от нас Господь?

Алла Митрофанова:

— Не надо Бога подставлять.

Александр Ананьев:

— А я не подставляю. Мне нужно понять, ведь Господь говорит: надо быть, как птицы небесные. А это единственная картина, которую я способен придумать. Именно так, придумать, даже не смоделировать, потому что она нереальна. Просто такое логическое упражнение, которое бы соответствовало этой форме. Ведь Спаситель говорит: взгляните на птиц небесных, они же ничего не делают, а живут. Вы лучше их, вам надо так же.

Священник Роман Федотов:

— Александр, я думаю, среди даже первых христиан были лица, занимающие государственные ответственные должности, были семьи, были люди, которые занимались очень тяжелым физическим трудом. Но я думаю, они вряд ли сравнятся с нашим обществом, потому что у нас столько попечений и такое колоссальное количество забот, которое тогда было тяжело даже представить. На самом деле, и птицы небесные совершают определенный труд, может быть, не сеют и не жнут, как мы, но тоже заботятся о своем потомстве. Но здесь все-таки немножечко не об этом. Я понимаю, что вы хотите остро поставить тему, но мне кажется, здесь вопрос именно о приоритетах, о том, что мы выбираем прежде всего. Если представить, что в какой-то момент мы не можем прийти на работу, или, например, мы заболели. Я не могу совершать Божественную литургию. Бывает так, кто-то что-то сломает, кто-то руку, кто-то ногу, кто-то как мы ненадолго были выключены страшной пандемией, и привычная суета отходила на второй план. Мы даже не могли поверить, что не нужно никуда бежать, не нужно ничего делать. Как-то надо было все переформатировать. Даже немножечко здесь произошел сдвиг в нашем сознании. А тяжелее бывает еще видеть, когда человек заболеет очень тяжело, например, это онкология, и ему так тяжело бывает осознать, что сейчас он уже не будет востребован, что жизнь может быть, московская, исполненная всегда ответственными переживаниями за других, резко меняется. Дай Бог, чтобы она возвратилась в привычное русло, может быть, с какими-то поправками, но на это время человек оказывается лицом к лицу с вечностью, с этими самыми главными ценностями. Как-то раз один человек, который пережил клиническую смерть и потом возвратился к жизни, причем, он мне это сказал, когда я пил кофе около храма. Он говорит: батюшка, не вредно ли так, вторую чашку кофе? — А почему вы так? — А вот я тоже кофе любил, у меня недавно инфаркт случился, я отправился на тот свет на некоторое время. И он сказал: вот этот Божественный яркий свет, который являет собой любовь Божию, я так начал жалеть, что я столько много времени не вспоминал о Боге. Я сейчас так жалею, что я годы, может быть, целые десятилетия были прожиты как-то не так, нужно было больше торопиться идти за Христом, торопиться делать больше добрых дел. Он начал жалеть о своих не совсем добрых отношениях сначала с женой. Он начинал жалеть о том, что детей бы надо было как-то по-другому воспитать. И видно Господь слышал его молитвы и возвратил его обратно в тело. Но, наверное, это вопрос о том, что должно быть едино на потребу. И служение Марфы, и Марии одинаково важно, но тем не менее даже в жизни, как вы говорите, дорогой Александр, семейной, когда тут очень много всяких хлопот и попечений, всегда можно найти секундочку, минуточку. Когда, не дай Бог, кто-то что-то сломает, или когда надо с кем-то куда-то срочно ехать, Господи благослови. И потом начинать действовать. Когда ты это говоришь, какое-то чувство пребывания Бога в тебе, в твоей семье успокаивает тебя. И ты уже начинаешь меньше дергаться. Когда я дергаюсь, когда я начинаю терзаться душой об этих земных попечениях, я теряю энергию, я становлюсь, как выжатый лимон. Я еду в прекрасном настроении, раз, какой-то человек останавливается, говорит: ты рядность не соблюдаешь, как ты поворачиваешь. У меня всё обрывается, я тоже начинаю злиться, я понимаю, что потерял благодать. И думаю о том, что масло поменять, фильтра какие-то купить, и все, я оказываюсь обезоруженным. Я забываю, что мне нужно перекреститься перед тем, как в многозаботливую мою квартиру войти, где мне сейчас будут говорить о том, что там не прибит крючочек, что ты давно обещал сходить с детьми к зубному врачу, и вообще ты забыл, дорогой, зайти в магазин и купить пельмени. Я понял, что меня подловили, потому что я уже в состоянии раздражения и это начинает на меня наваливаться. Я понимаю, что, как этот осколочек, который попал Каю в глаз, я по-другому начинаю смотреть на всю эту действительность, уже без Бога и тогда это совсем не хорошо.

Александр Ананьев:

— Спасибо вам за эту картину, она очень убедительна и как-то обезоруживает меня со всем моим вечным стремлением действительно обострить полемику. Вы так понятно и просто рассказали об этом состоянии, в котором терзающее сердце оставляет тебя без Бога очень быстро, и мне очень хорошо знакомо это состояние. Вы вспомнили Марфу и Марию. Замечание Христа Марфе это из этой же серии, оно о том же?

Священник Роман Федотов:

— А вообще, если сейчас вспоминать, кто пригласил Христа к этой замечательной трапезе?

Алла Митрофанова:

— Там об этом не сказано, насколько помню, но вполне возможно, Марфа. Она же занималась организацией.

Александр Ананьев:

— Да, организацией и приготовлением и посудой.

Священник Роман Федотов:

— И оказалось, и то и другое служение было одинаково необходимо и важно.

Александр Ананьев:

— Христос однозначно говорит, что служение Марии — единственное, что важно.

Алла Митрофанова:

— Нет, нет, ну почему? Он говорит: ты заботишься о многом, но важно одно.

Александр Ананьев:

— Заботишься, да. Важно одно.

Алла Митрофанова:

— Это не значит, что...

Александр Ананьев:

— Представь, ты хозяйка, и ты такое услышишь.

Священник Роман Федотов:

— Представляете, батюшка приходит после Божественной литургии в трапезную, а там ему говорят, что еды не будет сегодня.

Алла Митрофанова:

— Давайте вы сядете и будете нас учить, а мы будем вас слушать. А батюшка голодный и еле на ногах стоит, потому что не ел, самое позднее, во сколько перед литургией вы можете поесть, это в 23-55 и все.

Священник Роман Федотов:

— Потом очень тяжело с утра служится. А ведь на самом деле даже после литургии есть замечательная традиция во многих храмах пить чай с сушками и вообще собираться всей общиной на трапезу. Мы вспоминаем всегда агапы, без них как-то очень тяжело. Бывает даже иногда и разговор не вяжется, так уж мы устроены. Поэтому это все рядышком, все необходимо. Но конечно на самый первый план должна выходить память о Боге. И на Божественной трапезе и на трапезе нашей земной мы всегда вспоминаем о том, кто рядышком с нами находится.

Александр Ананьев:

— Нет у вас ощущения, что мы опять и опять пытаемся найти хитрый лаз между двумя такими установками?

Алла Митрофанова:

— Саш, Марфо-Мариинская обитель в Москве, соединение двух служений Марфы и Марии, это преподобномученица Елизавета Федоровна Романова, понимаешь, вот так устроила. То есть святая женщина, очень много понимавшая, между прочим, и в служении ближним, и в служении внутри семьи, и в отношениях с Богом.

Александр Ананьев:

— Вот видите, отец Роман, еще одно вопиющее нарушение Священного Писания — жена да не перечит своему мужу, иначе бита будет. Да ведь?

Священник Роман Федотов:

— Александр, я сейчас вспомнил такой образ, вот малыш сидит маленький, играет в кубики или в конструктор Лего. Подходит папа, начинает его гладить, говорить ему хорошие слова, как он его любит. Но малыш заигрался, он может не увидеть этой лаки отцовской, любви, что вообще папа редко дома бывает. Это я так, про себя. А Господь постоянно стоит и смотрит на нас, как на этого малыша, который так увлекся своей игрой, может быть, нужной, полезной и необходимой. А Он здесь, охраняет его, Он его защищает, Он ему все это купил, все дает. Наверное, примерно так в жизни происходит.

Александр Ананьев:

— «Семейный час» на Радио ВЕРА. В очередной раз напомню, сегодня мы говорим о доверии Богу, о том, в какой момент и в каких обстоятельствах нужно расслабиться, отпустить все свои печали, горести, тревоги и вибрации и сказать: на всё Божья воля, будет воля Бога, Бог даст всё. И недостающие деньги на кредит, и ужин прекрасный сегодня, и завтрак в школу детям, и яхточку небольшую, метров 30-35, не больше. Вот как будет воля Бога, так...

Алла Митрофанова:

— Больше ему не съесть.

Александр Ананьев:

— В студии, напомню, клирик храма иконы Живоносный источник в Царицыно священник Роман Федотов, я, Александр Ананьев и Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Ты знаешь, хочу заземлить самым банальным примером. Все о чем ты спрашивал, а может, не стоит работать, трудиться, потому что «не заботьтесь о завтрашнем дне, довольно для каждого дня своей заботы», вот на птиц посмотрите. Представь себе ситуацию, голодный муж, отпахавший смену, приходит домой. А жена: ой, а я молилась. И у нее ни обеда, ни чая горячего нет для мужа, ни полотенце не постирано, чтобы он душ принял и каким-то образом привел себя в порядок, ни рубашки не поглажены. Он смену отпахал, пришел домой, а ему одеться не во что, поесть нечего, помыться нечем. Чем занималась все это время жена? Молилась. Мо-ло-дец.

Александр Ананьев:

— Солнце, а на другой странице написанной тобою книги Мария Египетская, которая так и жила. И знаешь, что с ней стало? Она стала святой.

Алла Митрофанова:

— Да, но она не была замужней женщиной, и в пустыне подвизалась в одиночестве, а не в семье, а это принципиальная разница, мне кажется.

Александр Ананьев:

— Может, Господь и хочет от нас этого?

Священник Роман Федотов:

— Нам прежде всего нужно памятовать о том, что семья — это домашняя церковь, и любой труд здесь будет очень важен, и каждый член этой семьи должен обязательно трудиться. Я проезжаю, когда еду из нашего общего любимого города Коврова в город Москву, там есть замечательный ресторан на Горском шоссе, называется «Добрый папа». Если папа действительно будет добрым, если он покушает, то и его положительные позитивные энергии самым благодатным образом будут действовать на дорогую супружницу. Может быть, он ее отпустит в ближайшие два-три дня в салон красоты. Может быть, он сделает ей комплименты и детишки сразу подойдут, не боясь, к папе, потому что папа теперь добрый, в состоянии блаженного грядущего сна находится. И если серьезно говорить, конечно, не допустимо, когда кто-то постоянно целый день молится и забывает о своих родных и близких, потому что «Нет больше той любви, чем душу свою положить». На самом деле замечательный компромисс, готовь, пожалуйста, еду и не забывай молиться. Перекрестись, скажи: Господи, благослови. И еда реально будет вкуснее. Приезжаешь на Афон, ну что у них еда-то такая вкусная? Ну, понятно, Ватопед, у них морепродукты свежие, два сорта вина иногда. Или в наш монастырь приезжаешь, все замечательно. Потому что люди готовят даже еду с молитовкой. Бывает так, что можно как-то придумать, как это сделать. Например, сэкономить силы, бывает кто-то может отвести детишек в какую-то столовку, кафешку, если уж совсем тяжело, если не хочется готовить. Но найди время, как это все сделать разумно, подумай, просчитай для того, чтобы это не было в ущерб семье. Наверное, действительно от этого устаешь. Я могу представить, нет, я даже не могу представить, как устает мама, которая находится в четырех стенах в течение многих-многих лет своей жизни. И она ждет папу. С другой стороны папа тоже должен какой-то шаг сделать навстречу. Может быть, отпустить маму куда-то, сходить погулять, в тот же магазин выйти. Но крайности, о которых сейчас вы, дорогая Алла сказали, однозначно не допустимы. В таком случае, наверное, не за горами будет развод, если дети не кормленные, если с ними никто к врачу не ходит. У нас вообще есть концепция Русской Православной Церкви, и там есть множество интересных положений. Нет, там такого не написано, что если мужа не накормила едой, то все.

Александр Ананьев:

— Голодный муж имеет право бить жену безнаказанно.

Алла Митрофанова:

— Да что ж такое.

Священник Роман Федотов:

— Нет, это немножко не про нас.

Александр Ананьев:

— Мы подбираемся к финалу нашего разговора. И последние минуты этого разговора я хочу посвятить тем семьям, которые сейчас находятся в нужде в том или ином виде. Финансовой, может быть, кто-то болеет в семье и там уже силы на пределе, или в отношениях что-то не так. Разные могут быть ситуации. У меня есть ощущение, что у тех все хорошо, кто в своей нужде доверится Богу. Отпустит, перестанет терзать сердце, как об этом говорит Священное Писание, и Господь все даст. А отсюда логичный вывод. Если у вас не все слава Богу, значит, вы просто не открылись Богу, не доверились Богу. В вас не хватает веры. Насколько справедливо это предположение и что бы вы посоветовали тем, у кого уже не хватает своих сил справиться с теми невзгодами, которые на них свалились?

Священник Роман Федотов:

— Когда была пандемия и наши многие семьи были заперты в домах, причем они болели все сразу, и денег не получить, и надо было фотографироваться, что ты здесь. Эти определенные ситуации заставили быть внимательней других людей к этим семьям, которые действительно в состоянии отчаяния пребывали. это были, конечно, верующие люди... Мне, может быть, тяжело говорить за тех людей, которые совершенно не имеют никакого опыта сказать, Господи, помоги. Хотя я думаю, любое сердце христианское откликнется, оно скажет: Господи, помоги. И такое положение вещей открывало возможность другим семьям помогать. Им нужно было быть просто немножечко внимательней. Трудно представить, что в наше время в нашей стране будет совершенно кризисная ситуация, когда вообще никто тебя не услышит и никто не увидит. Хотя, наверное, всякое бывает, и, особенно, может быть, мы живем в Москве, нам, наверное, в этом смысле легче говорить, но в регионах более затруднительные ситуации. Но и там Господь Своим человеколюбием пребывает. Я призываю людей быть более внимательными, особенно в наше непростое время к нуждам других нуждающихся. Потому что когда мы начинаем помогать, Господь всегда сторицею нам дает. А люди, которые, казалось бы, потеряли последнюю надежду, это бывает даже у тех людей, которые уже неоднократно имели опыт того, что им Бог помогает. Даже в моей собственной жизни, ты знаешь, что тебе Господь всегда помогал, и вдруг ты в какой-то момент, когда реально становится очень тяжело, когда просто по всем фронтам идут поражения, должен немножечко остановиться в этом безумном беге, ты должен как-то духовно посмотреть на ситуацию. А для этого, безусловно, нужно хотя бы сказать, Господи, помилуй, и могут прийти в голову какие-то правильные мысли, к кому обратиться, как составить какую-то просьбу о помощи. Ведь, слава Богу, у нас есть замечательные волонтерские организации, есть милосердие.ру, наша замечательный церковный служба. Даже если человек приходит в храм, где он рядышком живет, для этого мы и нужны, чтобы помогать друг другу, и он понимает, что это работает. Ни в коем случае не отчаиваться, потому что Господь всегда приходит на помощь, даже в самой крайней нужде.

Алла Митрофанова:

— У меня, когда были кризисные ситуации в жизни, отец Роман, совершенно точно работает тот принцип, о котором вы сказали. Пока посыпаешь голову пеплом, бегаешь, что-то суетишься, хватаешься за голову, пытаешься что-то, переживаешь параллельно с тем, что всё сыпется, валится и ничего не складывается, и еще, что не понятно, куда бежать, вот это всё ничего кроме ощущения пустоты и безнадеги тебе в итоге не дает. Как только постараешься, для этого действительно нужно замереть от этого бега, просто выскочить, бегаешь по кругу, важно выскочить из этого круга, немножечко остановиться, глаза поднять, сказать: Господи, я знаю, что ты можешь устроить для меня выход и наверняка он уже есть, но я его пока не вижу, надоумь, пожалуйста, открой мне глаза там, где они у меня не видят вариантов решения. Бывали такие ситуации в моей жизни, когда действительно на ровном месте, стоя там, где стоишь, внезапно начинаешь видеть очевиднейшим образом то, чего не видел раньше. Оказывается, есть варианты выхода. Оказывается, возможен и план А и план Б. Что для этого нужно? Ноги в руки, действуй, молись, проси, чтобы Господь покрыл, подсказал, помог, тут поддержал, там сил не хватит, взял на ручки. Понимаете? И выходит.

Священник Роман Федотов:

— Александр любит вспоминать сказки. О красной Шапочке, например. Если бы она так не закричала бы громко, может быть, ее и не услышали дровосеки. Поэтому, я думаю, дьявол делает всё для того, чтобы мы не осознали, что с нами Бог и что Он всегда слышит нашу молитву, потому что молитва это именно разговор с ним. И поэтому как только мы начинаем говорить: Господи, помоги, мне тяжело — только главное заставить себя это сказать, сделать первый шаг, объятия Божие будет ощутимо всем нашим существом.

Александр Ананьев:

— Вы неправильно поняли сказку, отец Роман. Проблема Красной Шапочки в том и заключалась, что она, молодая девка, пошло в лес одна с корзинкой с пирогами.

Алла Митрофанова:

— Так она же у мамы в послушании была и бабушке шла помогать.

Александр Ананьев:

— Ну, маме лечиться надо. Нельзя детей одних в лес отпускать, там волки водятся. Вот это то безрассудство, о котором я говорю. Это знаете, у меня жена так тоже: муж, пойдем, загородный дом купим. — Жена, у нас денег нет. — Господь даст. Впрочем, должен отметить, что дал. Так оно и бывает. Спасибо вам большое, отец Роман. Время очередной раз пролетело незаметно. Сегодня прозвучали очень важные слова и от Алечки, и от отца Романа. Я на полном серьезе уверен в том, что они кого-то поддержат и кому-то немножко подсветят путь выхода из сложившейся ситуации. И если поверить в то, что Господь не оставит, Господь точно не оставит. Клирик храма иконы Живоносный источник в Царицыно, отец девятерых детей, который знает, о чем говорит, о трудных жизненных ситуациях, потому что невозможно себе представить, чтобы жизнь отца Романа была таким...

Алла Митрофанова:

— Безоблачным путем.

Александр Ананьев:

— Чтобы все пони, единороги и все чистые и сытые и посуду мыть не надо, потому что посудомоечная машина, и в нее сама посуда запрыгивает. Священник Роман Федотов. Спасибо большое, отец Роман. Низкий поклон вашей супруге, святая женщина.

Алла Митрофанова:

— И красавица. Сегодня беседуем с вами, и я вспоминаю, как вы вместе к нам приходили. Залюбуешься, конечно. Стройная, прекрасная, юная, мы, когда узнали, что у вас девять детей...

Священник Роман Федотов:

— В продолжение темы, я говорю: помоги мне, пожалуйста. Она говорит: но моя помощь, дорогой, нужна не только тебе — и осталась с детьми. Помогай вам всем Господь, дорогие радиослушатели, дорогой Александр и Алла.

Александр Ананьев:

— Спасибо вам большое. Алла Митрофанова.

Алла Митрофанова:

— Александр Ананьев.

Александр Ананьев:

— С Богом. Услышимся через неделю.

Алла Митрофанова:

— До свиданья.


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем